Аренда лесного участка для рекреационных целей

Содержание

Аренда земель лесного фонда. Стоит ли игра свеч? на сайте Недвио

Аренда лесного участка для рекреационных целей

Перспектива получения участка в аренду в лесном фонде всегда выглядит интересно, особенно если речь идет об организации бизнеса. Эти земли чаще всего используются в целях: туризма и строительства баз отдыха, организации охоты и иного досуга. Можно даже арендовать лесной участок под предприятие лесозаготовки.

Получить такую выгодную территорию не так-то просто: следует одержать победу на государственном аукционе, иметь все бумаги и подписать достаточно строгий договор, или получить постановление на предоставление участка в аренду от муниципальных властей.

Несмотря на кажущуюся привлекательность лесных участков, многие будущие землевладельцы задаются одни и те же вопросами: Каковы риски? И стоит ли игра свеч? Ведь ходит столько слухов, что государство безбожно карает всех и вся, кто что-то посмел сделать не так на землях лесного фонда.

Эти и другие проблемы мы рассмотрим в данной статье.

Что можно делать на землях лесного фонда?

В интернете и соцсетях есть масса мнений на этот счет. Кто-то считает, что владелец такого участка должен на любые задумки спрашивать разрешение у местных властей, кто-то — что можно спокойно рубить лес и строить, и ничего за это не будет.

Несмотря на частые споры и неверные толкования данной проблемы, нам кажется, что лучшим ответом будет действующее законодательство, а конкретно — Лесной кодекс РФ.

Согласно закону, лесные земли разрешается использовать для следующих видов деятельности:

  1. Сбор ягод и грибов, лекарственных растений;
  2. Заготовка древесины;
  3. Охота и рыбалка;
  4. Ведение сельского хозяйства, в том числе: сенокос, выпас скота, пчеловодство, оленеводство, выращивание с/х культур и прочая сельскохозяйственная деятельность;
  5. Научно-исследовательская деятельность, а также образовательная в сфере лесного хозяйства;
  6. Рекреационная деятельность, в том числе: организация отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с сохранением природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира, водных объектов;
  7. Выращивание саженцев, плодово-ягодных и декоративных растений, а также лесных плантаций (посадка деревьев определенных пород);
  8. Геолого-исследовательские изыскания;
  9. Создание водохранилищ, линейных объектов;
  10. Переработка древесины;
  11. Религиозная деятельность, то есть возведение зданий и сооружений религиозного или благотворительного назначения.

Можно ли строить дома и постройки на таких территориях?

На участках лесного фонда любая частная капитальная застройка запрещена.

Речь идет, конечно, о жилых домах. Другими словами, брать в аренду участок в лесном фонде, чтобы построить на нем дом — это ошибка: арендатор рискует потерять впоследствии и участок, и дом.

Однако на таких землях можно строить другие объекты:

  • временные постройки для проживания людей, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием леса;
  • временные постройки для осуществления рекреационной деятельности (без проведения вырубки больших лесных участков);
  • физкультурно-оздоровительные, детские лагеря;
  • спортивные и спортивно-технические сооружения для осуществления рекреационной деятельности;
  • капитальные сооружения для лесопользования в религиозных целях;
  • лечебно-оздоровительные учреждения;
  • временные постройки для деятельности, связанной с научными исследованиями, геолого-изыскательными работами, поиском месторождений.

Несмотря на то, что частная застройка в лесном фонде запрещена, существует возможность строительства дома на территориях, расположенных на границе с естественными или искусственными лесными насаждениями. В этом случае необходимо добиться разрешения на перевод земли из одной категории в другую.

Законного разрешения на строительство можно добиться следующим образом:

  • Изменить тип целевого назначения участка;
  • Изменить ВРИ (вид разрешенного использования) земельного участка, без изменения его целевого назначения.

Чего на лесных участках делать нельзя?

Согласно Лесному кодексу РФ, на землях лесного фонда запрещено:

  1. Любое строительство жилых домов, коттеджей, и прочих частных владений;
  2. Размещать садоводческие товарищества (СНТ) и дачные кооперативы (ДНТ, ДПК);
  3. Ставить заборы и другие типы ограждений на арендованные участки (за исключением природоохранных территорий);
  4. Ограничивать свободный доступ граждан к лесным ресурсам в случае опасности (например, лесного пожара), а также егерей, инспекторов;
  5. Находиться и вести деятельность на особо охраняемых землях;
  6. Портить лес, допускать пожары и истощение почвы;
  7. Собирать грибы и ягоды, растения, занесенные в Красную книгу РФ, а также те, которые относятся к наркотическим и психотропным веществам;
  8. Делать заготовку древесины запрещенных пород деревьев и кустарников (согласно Приказу Рослесхоза от 05.12.2011 N 513 «Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается»);
  9. Вести сплошную вырубку лесов на территориях, где их естественное воспроизводство затруднено или невозможно.

Какие участки можно брать в аренду, а какие нельзя?

  1. Объектом аренды могут являться лесные территории, оформленные как государственная собственность и состоящие на кадастровом учете;
  2. Нельзя арендовать участки лесного фонда, находящиеся на территории заповедников, а также земли, где произрастает уникальная флора;
  3. Кроме того, лесные территории запрещается арендовать с правом выкупа в частную собственность, либо отдавать в субаренду.

Других ограничений по аренде земельных участков нет.

Аренда лесных участков. Основные положения

Порядок арендных взаимоотношений прописан в вышеупомянутом Лесном кодексе и других законодательных актах. Образцы и формы соглашений можно запросить у местных властей, с которыми планируется заключить сделку.

Требования к арендаторам

Арендовать участок в лесном фонде может:

  1. Любое дееспособное и совершеннолетнее физическое лицо;
  2. Предприятие (юридическое лицо), при условии что оно отсутствует в перечне недобросовестных арендаторов и пользователей лесных территорий;
  3. Текущий арендатор, при продлении договора (при условии отсутствия задержек по оплате арендных платежей и нарушения других договорных условий).

Началом отношений является подписанный договор аренды между сторонами. Он может быть подписан как по итогам проведенного аукциона, так и без него — если участок предоставлен во временное пользование в результате государственного постановления (об этом мы подробнее остановимся ниже).

Помимо вышеуказанных правил (что можно, а что нельзя) к новым владельцам участков предъявляется общие требования:

  1. эксплуатировать земли согласно их назначению;
  2. соблюдать дисциплину по внесению арендных платежей;
  3. не мусорить (не засорять) участок;
  4. следить за состоянием почвы;
  5. выполнять все мероприятия по пожарной безопасности;
  6. придерживаться требований лесорубного и лесного билета (если на территории планируется вырубка и заготовка древесины).

Это базовые вещи. Некоторые дополнительные требования устанавливаются индивидуально. Здесь действует принцип: чем серьезней планируется вторжение арендатора в природную среду, тем больше условий прописывается в договоре.

Продажа участка на Мысе у Волги 88 соток, 165 км от МКАД ПОСМОТРЕТЬ

Сроки аренды

Земли лесного фонда могут быть переданы как на длительное, так и в кратковременное пользование.

Срок аренды по договору зависит от целей, под которые арендуется данный ЗУ.

Самый минимальный срок аренды – 1 год. Его обычно используют в случаях, когда не планируются какие-либо масштабные работы на участке (например, в целях проведения исследований местности).

В интересах заготовки древесины, постройки водохранилищ и благоустройства, земли лесного фонда могут быть переданы в аренду на максимальный срок: вплоть до 49 лет.

Как оформить аренду и получить лесной участок в пользование?

Порядок оформления таких территорий в частное пользование состоит из нескольких этапов:

1. Провести мониторинг государственных аукционов и торгов

Первым делом необходимо выяснить: какие аукционы и торги проводятся местной администрацией. Эти сведения публикуются в местных СМИ, на сайтах местных органов власти, а кроме того сайтах размещения данных о государственных торгах.

После того, как аукцион найден, далее следует выяснить какие требования предъявляются для его участников. Эту информацию можно также найти на сайтах или обратиться с запросом в местную администрацию.

2. Принять участие в аукционе и выиграть его

Разумеется, до начала аукциона вы должны быть уверены в своем решении. Для этого желательно съездить и физически осмотреть участок, и собрать все бумаги и подготовить деньги.

Следом идет участие в аукционе. Для этого подается заявка и оплачивается залог. В случае если ваша ставка наилучшая — вы выигрываете торги.

3. Подписание договора

Организатор аукциона обязан подписать с его победителем договор аренды в течение максимум 10 суток, со дня подписания акта торгов.

Договор аренды при этом оформляется и выглядит довольно стандартно: в нем перечисляются все права и обязанности арендатора и арендодателя, величина арендной платы, условия ее пересмотра, ответственность сторон, условия расторжения, форс-мажорные обстоятельства.

Дабы не нарваться на штраф и потерю залога, важно сделать первый платеж четко до оговоренного срока. Следует также не забывать про проценты за просрочки и пени.

Если на интересующие территории торгов не проводится, арендатору придется самостоятельно подготовить запрос в местную администрацию и предоставить немного иной пакет документов.

В запросе описывается месторасположение и площадь ЗУ, цель аренды, тип землепользования и сроки. Вместе с ним передается:

  1. Выписка из реестра юр. лиц;
  2. Копия паспорта;
  3. Копия подтверждения о постановке на налоговый учет (свидетельство ИНН);
  4. Доверенность от нотариуса (в случае, если запрос делает доверенное лицо).

Запрос может рассматриваться на протяжении 30 дней. По решению комиссии, предприниматель либо получит на руки Распоряжение о предоставлении земли в аренду, либо письменный отказ.

Сроки рассмотрения и принятия решения

Согласно закону, комиссия должна принять решение в срок до 1 месяца.

На ее решение могут оказать влияние следующие факторы:

  1. Имеет ли претендент опыт пользования земельными ресурсами?;
  2. Насколько надежен и платежеспособен потенциальный арендатор?;
  3. Есть ли проект по использованию территории?

На положительный ответ можно не рассчитывать, если предприниматель уже попадал в списки нарушителей условий аренды или недобросовестно распоряжался выданными участками.

Стоит учесть, что помимо потраченного времени на утверждение Постановления и подписания договора, еще понадобится время на осмотр территории, а также выбор площадей, проведение оценки ЗУ, сборы бумаг. Сроки выполнения всех процедур определяются территориальными органами и печатаются в СМИ, либо на сайте администрации.

Что происходит после подписания договора?

После подписания, а затем регистрации договора в Росреестре, арендатор вправе начать пользоваться земельным участком. Можно свободно распоряжаться, рубить лес, возводить постройки. Главное — не делать ничего такого, что запрещено в соглашении.

Со временем, конечно, ставка аренды может подорожать. В этом случае, согласно закону, у арендатора есть право потребовать увеличения площади участка.

По окончании срока действия договора, арендатор имеет преимущественное право на землю, и может пролонгировать договор на новый срок.

Вывод: Лесные земли — это лакомый актив, на котором можно организовать прибыльный бизнес. В данной статье мы детально описали все нюансы по аренде таких участков: что можно на них делать, а что нельзя, как все оформить и взаимодействовать с государством.

Стоит ли игра свеч? Нам кажется, что да. Хотя процедура получения таких участков довольно сложная.

Лесной кодекс РФ

Была ли эта статья для вас полезной? Пожалуйста, поделитесь ею в соцсетях:

Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.

Источник: https://Nedvio.com/arenda-zemel-lesnogo-fonda/

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности

Аренда лесного участка для рекреационных целей

Зарегистрирован в Минюсте РФ 28 марта 2012 г.

Регистрационный N 23634

В соответствии со статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. 1), ст. 3597, ст. 3599, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч.

1), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735; N 52 (ч.1), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст. 3530, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30 (ч. 1), ст.

4590) приказываю:

утвердить Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.

Руководитель В. Масляков

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности

I. Общие положения

1. Настоящие Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. 1), ст. 3597, ст. 3599, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 52 (ч.

1), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735; N 52 (ч.1), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст. 3530, N 27, ст.3880, N 29, ст.4291, N 30 (ч.1), ст.

4590) (далее – Лесной кодекс Российской Федерации) и регулируют отношения, возникающие при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности.

2. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам – в аренду1.

3. При определении размеров лесных участков, выделяемых для осуществления рекреационной деятельности, необходимо руководствоваться оптимальной рекреационной нагрузкой на лесные экосистемы при соблюдении условий минимизации ущерба лесным насаждениям и окружающей среде.

4.

Для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности.

Виды организации рекреационной деятельности, допускаемые на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

5. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты2 .

6. Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

II. Права и обязанности лиц, использующих леса для осуществления рекреационной деятельности

7. Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право:

осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое);

возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство;

возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на соответствующих лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности;

пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

8. Размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии – на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.

9. Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны:

составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации;

осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов;

соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

осуществлять использование лесов способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;

в соответствии с частью 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации рекультивировать земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры;

соблюдать правила пожарной безопасности в лесах и правила санитарной безопасности в лесах;

в соответствии с частью 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации подавать ежегодно лесную декларацию;

в соответствии с частью 1 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации представлять отчет об использовании лесов;

в соответствии с частью 1 статьи 60 Лесного кодекса Российской Федерации представлять отчет об охране и защите лесов;

в соответствии с частью 4 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации предоставлять в государственный лесной реестр в установленном порядке документированную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

_____________________________________________

1Часть 4 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации.

2Часть 3 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации.

Источник: https://rg.ru/2012/04/11/resursi-dok.html

Как взять лесной участок в аренду и правильно оформить все документы?

Аренда лесного участка для рекреационных целей

Государство предоставляет гражданам возможность брать в аренду не только стандартные земельные участки для строительства на них жилья и для иных целей, но и лесные массивы, составляющие лесной фонд РФ.

По сравнению с общим порядком пользования землей аренда лесов имеет ряд ограничений, но они не лишают человека возможности вести хозяйственную деятельность, получать прибыль и проводить рекреационные мероприятия.

Законодательство

Общие положения об отношениях аренды излагаются в первом параграфе 34 главы Гражданского кодекса. Нюансы аренды земельных участков, такие как порядок предоставления лесных массивов и заключение договора аренды лесного участка их использования, описываются в главе 6 Лесного кодекса.

Статья 101 Земельного кодекса определяет земли лесного фонда. Сюда относятся:

  • Земли, покрытые лесами;
  • Земли, не покрытые растительностью, но предназначенные для ее восстановления (пожарища, вырубки);
  • Земли, на которых находятся хозяйственные объекты, обслуживающие лесное хозяйство (дороги, болота, просеки).

Арендодателями и уполномоченными органами по этому вопросу выступают представители органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

Лесные земли предоставляются в пользование для следующих целей (ст. 25 ЛК):

  • Заготовка и переработка лесных ресурсов;
  • Охотничья деятельность;
  • Научно-исследовательская деятельность;
  • Предоставление рекреационных услуг;
  • Возведение гидротехнических сооружений (водохранилища, порты);
  • Изучение земных недр, исследование месторождений ископаемых.

Аренда может предоставляться как для одной из перечисленных целей, так и для нескольких сразу. Возможно предоставление лесных участков сразу нескольким арендаторам для различных целей, если характеристики участка позволяют арендовать и проводить многоцелевое использование.

Оформление договора

Предоставление участка проходит двумя путями: через прямое заключение договора аренды участка лесного фонда с государственными органами и через проведение аукционных торгов.

Аукционный порядок реализуется во всех случаях, кроме использования лесов в следующих целях:

  • Охотничья деятельность;
  • Строительство и обслуживание линейных объектов;
  • Заготовка древесины для использования ее с целями, определенными статьями 43-46 ЛК (строительство гидротехнических объектов, разработка недр).

В этих случаях между арендатором и государством договор заключается без аукциона.

В заявлении указываются такие реквизиты, как:

  • Если заявление отправляется от имени юридического лица, то указываются его наименование, организационное форма, адрес регистрации. Если заявление подает гражданин (в т.ч индивидуальный предприниматель), то указываются его паспортные данные и место проживания;
  • Местонахождение и площадь лесного участка;
  • Цель и способ использования участка, указание на правовые нормы, подтверждающие приемлемость этих целей;
  • Требуемый срок аренды;
  • Кадастровый номер участка;
  • Данные о предварительном решении предоставления участка в пользование. Указываются в случаях, когда участок образовался в силу такого решения.
  • Контактные данные.

К заявлению необходимо приложить документы:

  • Если от имени заявителя выступает другой человек, то он представляет доказательства правомочности своего представительства;
  • Документы, подтверждающие необходимость целевого использования участка.

Уполномоченный орган путем межведомственного взаимодействия получает следующие документы:

  • Данные о нахождении на налоговом учете;
  • Подтверждение права собственности на находящиеся на лесном участке объекты (если такие имеются);
  • Лицензию на использование земных недр (если необходима).

Уполномоченный орган извещает заявителя о своем согласии или отказе на предоставление аренды в течение двух дней после принятия решения. Само решение принимается в течение 30 дней с получения всех документов.

На подготовку типового договора аренды лесного участка дается 3 дня с момента принятие решения, он подписывается в течение 10 дней с этого момента.

Типовой договор содержит следующие пункты (перечислены по порядку):

  • Дата и место заключения;
  • Наименование арендодателя (органа власти), а также ФИО и должность его уполномоченного лица;
  • Основания действия договора – соответствующие статьи ГК и ЛК;
  • Данные арендатора (юр. лица или гражданина);
  • Решение, являющееся основанием предоставления участка в аренду (протокол о результате аукциона или решение органа власти);
  • Собственник участка (государство или муниципалитет);
  • Площадь и местонахождение участка;
  • Арендная плата;
  • Права и обязанности, ответственность сторон;
  • Порядок изменения и расторжения;
  • Срок действия;
  • Дополнительные условия;
  • Подписи сторон.

К договору прилагаются такие документы, как акт приема-передачи участка, регламент начисления арендной платы и ее расчет, подробные характеристики и план участка.

В ходе проектирования составляется подробная документация обо всех характеристиках участка, которая и прикладывается к соглашению.

Как правило, государство ограничивает возможность предоставления участка в субаренду. Требуется, чтобы условия субаренды были полностью аналогичными условиям аренды во избежание нецелевого использования земель лесного фонда.

На арендатора налагается больший круг обязанностей, чем при использовании прочих видов собственности. Арендатор обязуется обеспечивать противопожарную безопасность лесов, поддерживать их приемлемое санитарно-гигиеническое состояние.

Он публикуется Рослесхозом каждого региона, его можно найти в открытом доступе на государственных информационных порталах (www.data.gov.ru). В реестрах указывается наименование организации или ФИО арендатора, его юридический адрес и способ использования участка

Аукцион

Аукцион на право заключения договора проводится во всех случаях, кроме предусмотренных статьями 36 и 43-46 ЛК.

Организаторами аукциона являются государственные органы или уполномоченные на основании договора с государством организации. Организатор размещает извещение о проведении аукциона на сайте www.torgi.gov.

ru не менее чем за 30 дней до его начала.

В извещении должна содержаться такая информация, как предмет аукциона и его характеристики, место и дата начала и окончания подачи заявок, начальная цена объекта торгов.

Организатор подготавливает проектный план участка, его кадастровую документацию, проект арендного договора, а также определяет «шаг аукциона», то есть значение повышения цены в ходе торгов. «Шаг аукциона» не должен превышать 5% от начальной цены.

В заявке на участие указываются личные данные физического лица, наименование и организационная форма юридического лица, местонахождение, реквизиты счета в банке.

Участник должен внести аукционный задаток и приложить к заявке чек о его уплате.

Отказ от предоставления права участия в торгах может быть дан на основании непоступления задатка, процесса банкротства предприятия, отсутствия в заявке необходимой информации.

Порядок проведения аукциона стандартен: начальная цена увеличивается на «шаг аукциона», каждая цена объявляется три раза, если после третьего раза никто ее не повышает, то последний объявивший цену участник признается победителем, что фиксируется в протоколе. Экземпляр протокола прикрепляется к договору. Он подписывается в течение 10 дней после завершения аукциона.

Если на аукционе аренды участков лесного фонда присутствует только один участник, то он автоматически признается победителем, он обязуется заключить договор аренды в течение 20 дней

Если на приобретение права аренды за начальную цену никто не согласился после ее троекратного объявления, торги объявляются несостоявшимися.

Сроки

Отличительной чертой договоров аренды лесных участков является их неотъемлемый срочный характер.

Максимальный срок, на который может быть заключено соглашение – это 49 лет. Но арендатор имеет право на продление договора в том случае, если он надлежащим образом исполнял его условия и своевременно вносил арендную плату.

Минимальный срок договора аренды лесного участка равен 10 годам, за исключением случаев предоставления участков с целью обработки древесины и строительства и эксплуатации сооружений гидротехнической направленности. Здесь минимальный срок составляет один год.

Переуступка

Переуступку следует отличать от субаренды. Если во втором случае отдается в пользование лишь некоторая часть объекта при сохранении приоритетного права его использования за первичным арендатором, то при переуступке право аренды отдается третьему лицу полностью и безвозвратно.

Государство, в свою очередь, заинтересовано в продолжении целевого и рационального использования лесного участка, поэтому на практике оно тщательно проверяет потенциального арендатора перед тем, как позволить передать ему право пользования.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/arenda-2/lesnyx-uchastkov.html

В лесу разрешат строить все что угодно

Аренда лесного участка для рекреационных целей

В 2006 году был принят Лесной кодекс. Статья 41 разрешила брать лесные участки в аренду для осуществления рекреационной деятельности.

Муниципальным образованиям позволено было арендовать лесные участки бессрочно. Физическим и юридическим лицам — на 49 лет.

Десять лет из них уже прошли. В лесной аренде подвижки заметны. В рекреационной деятельности — нет.

Первые аукционы на право аренды лесных участков стали проводиться уже в 2007 году. Всем тогда казалось, это выгодное дельце. Плати за аренду — и лес твой.

Никаких социальных обязательств — ставить турники, заниматься спортом с местными детьми — закон на арендатора не накладывал. Поэтому индивидуалы арендовали лес, чтобы прирезать его к своей даче, огородить забором и расширить поместье лесными угодьями.

А коммерческие компании — чтобы сделать бизнес. Построить, например, в лесу коттеджи и потом их как-то криво продать. По закону строить в арендованном лесу можно только временные сооружения, без фундамента. Но лазейки найдутся, они всегда находятся.

На все были прайс-листы. На то, чтобы выставить на аукцион именно тот участок леса, что прилегает к конкретной даче. На то, чтоб на аукционе была установлена изначально низкая цена за сотку этого участка. На то, чтоб аукцион выиграл именно тот, кто конкретной дачей владеет.

Привело все это к тому, что 20 декабря 2007 года состоялся аукцион, вызвавший жуткий скандал.

Намеренно не допустив к торгам множество людей, Мослесхоз роздал в аренду 990 гектаров леса в районе Рублево-Успенского шоссе по цене примерно 1 тысяча рублей за сотку. При том что в те времена за сотку земли в этом районе платили от 20 до 50 тыс. долларов.

Участки арендовали очень влиятельные люди.

Скандал, понятно, замяли, уволив лишь парочку «лесных» начальников. А практика передачи участков леса в рекреационную аренду продолжилась, но уже в меньших масштабах и без лишнего шума.

По данным Минприроды, сейчас в такой аренде в целом по стране — 31 тыс. га. Из них 4,4 тыс. га в Московской области. Количество заключенных договоров по РФ — 14 241, по Московской области —1293.

На каких из этих участков действительно осуществляется рекреационная деятельность? Какие просто закрыты заборами от людей? На каких стоят неразрешенные строения с фундаментами?

Узнать это можно только путем полевых исследований. Приехать на такой участок и посмотреть, что там творится.

Но чтобы туда приехать, нужно сначала узнать, где такой участок находится. А это крайне сложно. В открытом доступе нет ни специальной карты, где они были бы обозначены, ни их перечня с кадастровыми номерами. Как сказал наш источник в Рослесхозе, эти сведения превратились в «государственную тайну».

Шутка, конечно. Но с большой долей правды.

Благодаря хранящимся в Интернете судебным решениям, мы нашли один такой лесной участок — у поселка Таганьково в районе Рублево-Успенского шоссе. Пионерское участковое лесничество, квартал 38, выделы 3, 5, 15, квартал 39, выделы 4, 6, квартал 40, выделы 1, 2 ,3. Площадь 140 тыс. кв. м. Кадастровая стоимость — 141 680 руб. Земли лесного фонда очень недорогие.

Мы даже съездили посмотреть: вдруг там и впрямь рекреационная деятельность. Но обнаружили то же, что и везде в этом престижном подмосковном районе. Четырехметровые глухие заборы из профлиста. Ни проехать, ни пройти. А что за заборами? Бог знает.

■ ■ ■

Статья 41-я Лесного кодекса, регулирующая рекреационную аренду, в реальности ее не регулирует. Жизнь идет не по статье.

Арендаторы лесных участков из-за этого сейчас оказались в подвисе. Правдами и неправдами они нахватали участков и платят ощутимую арендную плату. А извлекать из участков прибыль особо не получается.

Кто-то построил капитальные сооружения, несмотря на запрет. Но их нельзя ни продать, ни зарегистрировать — они незаконные.

Кто-то ничего не строил, планировал продать арендованный участок. Но переуступить права аренды нельзя. Можно только передать участок в субаренду, а висеть он все равно будет на арендаторе.

Даже у дачников, прирезавших к своим участкам арендованный лес, положение неоднозначное. Они ведь его огородили. А огораживать запрещено. Статья 11 того же Лесного кодекса предписывает сохранять к нему свободный доступ: «Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов».

Очевидно, статью 41-ю Лесного кодекса надо менять. Влиятельные арендаторы этим активно занимаются в настоящий момент, стремясь подстроить закон под себя.

В Госдуме эту тему ведет депутат Василий Тарасюк (ЛДПР), заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Он настойчиво продвигает законопроекты, направленные на защиту экономических интересов арендаторов лесных участков.

Один его законопроект был про то, что надо признать законным строительство там капитальных строений. Второй — про то, что арендованные участки надо разрешить приватизировать и выкупать.

Оба законопроекта в Госдуме прошлого созыва не прошли.

Сейчас Тарасюк снова стал депутатом и уже внес два очередных законопроекта.

Законопроект №5542-7: на арендованные участки допускаются только те граждане, у кого есть при себе паспорт.

Законопроект №5544-7: если рекреационный лес в аренде дольше десяти лет, арендатор может выкупить его в собственность.

Отзывы думских экспертов на них неблагоприятные. Но это не гарантия того, что законы не будут приняты.

Минприроды тем временем тоже подготовило свой законопроект. В нем интересы арендаторов лоббируются не так откровенно, как у депутата Тарасюка.

По замыслу Минприроды в рекреационном лесу можно возводить капитальные строения, но площадь, которую они занимают, не должна превышать 20% площади арендуемого участка и 3% площади лесничества или лесопарка, где этот участок находится. Переводить такие лесные участки в земли других категорий запрещается.

Профессор Анатолий Петров, ректор Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства, предлагает менять законодательство не только под арендаторов, но и под всех остальных людей, живущих в нашей стране: «Нужен закон, который будет базироваться на балансе интересов гражданина, государства и бизнеса».

Концепция профессора Петрова строится на трех китах.

1. Арендовать лес под рекреационные цели могут только предприниматели, осуществляющие рекреационную деятельность.

2. Такая деятельность требует возведения капитальных объектов, поэтому в новом законе об организации рекреационной деятельности должно быть разрешено их строительство.

3. Предпринимателям нужно давать в аренду только те лесные участки, на которых будут возведены капстроения, а для этого выводить их из состава земель лесного фонда с последующим выкупом. Пока здания строятся, можно их огораживать ради безопасности людей, но потом все ограждения должны быть убраны.

При таком подходе получится, что и волки сыты, и овцы целы.

Конституционное право граждан свободно гулять по лесам будет соблюдено.

Предприниматель сможет зарабатывать на тех из них, кто захочет переночевать в его лесном отеле, пообедать в лесном ресторане, воспользоваться прокатом лыж и велосипедов.

А государство будет получать доход в виде налогов, которые предприниматель будет платить. На эти налоги оно будет вести лесное хозяйство и поддерживать в качественном состоянии рекреационные территории.

■ ■ ■

Идеи разные. А направление, в котором течет законотворческая мысль, — одно и то же. Как обязать людей, арендовавших лес под рекреационную деятельность, действительно ею там заниматься?

Сложная задача. Но вот парадокс.

Есть люди, которые уже занимаются рекреационной деятельностью в лесу. Причем без всякой аренды. Хотя их никто даже не заставляет. Однако из поля зрения законотворцев они полностью выпадают.

Хотя отталкиваться, по идее, надо именно от них. От тех, кто уже обихаживает кусочек леса за деревней. Кто турники там поставил, чтоб пацаны подтягивались. Лыжню зимой протаптывает.

Со школьниками на субботники ходит мусор собирать.  

В Подмосковье полно таких замечательных граждан. Они сбиваются в небольшие компании по интересам — у кого-то дети лыжники, кто-то сами бегают от инфаркта — и занимаются рекреационной деятельностью. Не потому, что государство им создало для этого условия, а потому что сами хотят.

Примеров множество. Вот один. Жители Воскресенского, Раменского, Егорьевского, Орехово-Зуевского районов уже которую зиму ездят кататься на лыжах в поселок Цюрупы. По выходным — толпы лыжников. Потому что там отличная лыжная трасса. Бесплатная, разумеется. И лес ухоженный, и есть где машину поставить. Все удобно, приятно и так, как должно быть.

Власти никакого отношения к этой трассе не имеют. Все делают местные жители. Несколько человек сбились в любительский клуб, превратили лес в спортивный парк и тянут на себе всю работу.

Летом в нем проходят областные турслеты и слеты байкеров, соревнования по спортивному ориентированию, кроссы и велосипедные заезды. Заборы при этом никто не ставит.

И без капитальных строений как-то обходится.

Люди эти хотели бы арендовать лес, по которому идет трасса, потому что сейчас она там на птичьих правах. В любой момент лыжников оттуда могут выгнать. Но платить арендную плату клуб, понятно, не может. Он не коммерческий. Денег не зарабатывает.

«Муниципальное образование может бесплатно взять лес в аренду, — объяснил «МК» основатель клуба Николай Наседкин. — И передать его в субаренду нашему клубу. Закон позволяет. Мы просим администрацию, но пока никакого движения».

■ ■ ■

Рекреационная деятельность, не приносящая дохода, чиновников не интересует. Так же, как бесплатная аренда леса. Поэтому стихийно возникшие в лесу рекреационные зоны не находят поддержки у властей. Копошатся там граждане сами, ну и ладно.

Власти заточены исключительно на деньги, которые может приносить лес.

Чтобы поддерживать лес в порядке, нужны деньги на противопожарные мероприятия, борьбу с вредителями, уборку сухостоя. Средств на это из федеральных источников выделяется все меньше и меньше.

Вот динамика по Московской области, приводившаяся в 2015 году на парламентских слушаниях в Госдуме.

В 2014 году субвенции из федерального бюджета составили 1681 млн, в 2015-м — 1519, в 2016-м — 1379, в 2017-м — 719,5.

Снижение бюджетного финансирования нужно компенсировать доходами, которые может приносить лес. Значит, лес надо сдавать в аренду. Это единственный способ извлекать из него деньги.

Аренда по закону может быть: а) под вырубку и б) под рекреационную деятельность. Но с вырубками возможности весьма ограничены.

Остается рекреационная аренда.

1293 договора в Московской области — это капля. Хотя арендная плата очень высокая — в Московской области в год в среднем 175 тысяч рублей за один гектар леса. Доходы, которые она приносит бюджету, сопоставимы с объемом субвенций. Но все равно этого мало.

В нужном властям количестве арендаторы будут брать лесные участки, если смогут получать от них хорошую прибыль. Хорошую прибыль приносят отели и рестораны. Это капитальные сооружения. Значит, придется разрешить их строить в лесу.

Чтобы вести в лесу капстроительство, нужно прорубить к нему дорогу для тяжелой техники. Поставить опоры для электросетей. Пробурить скважину для водоснабжения. Построить канализацию, систему очистки.

Ради одного отеля, который расположится на двадцати сотках, придется испоганить десятки гектаров леса вокруг него.

Тот лес, который был у нас прежде, мы потеряем. Это неизбежно.

Остается только надеяться, что закон о рекреационной аренде будет пересмотрен хотя бы так, как предлагает профессор Петров. И у людей останется возможность свободно гулять пускай и в исковерканном лесу, но все-таки не натыкаясь тут и там на глухие заборы.  

Источник: www.mk.ru

Источник: http://russiantourism.ru/investigations/investigations_20733.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.