Аренда неразграниченного земельного участка

Содержание

Что такое бессрочная аренда земельного участка, как оформить ее в законное владение?

Аренда неразграниченного земельного участка

Наша страна обладает огромными запасами земли. Любой гражданин или организация может арендовать земельные участки и использовать их по своему усмотрению.

Владеть наделом граждане могут на протяжении всей жизни, а вот передать право пользования участком по наследству не получится.

Что такое бессрочная аренда земельного участка, как оформить такую землю в собственность? Ответы на вопросы найдете в статье.

Правовое регулирование

Бессрочная аренда земельных участков в 2020 году является довольно популярной процедурой.

Приступить к рациональному пользованию наделом можно с момента заключения арендного соглашения. Такая форма аренды поможет гражданам, которым надел нужен на время.

Правом бессрочной аренды земельного участка могут воспользоваться:

  1. Граждане, получившие на разных основаниях бессрочное право использовать землю до принятия в 2001 году Земельного кодекса.
  2. Граждане, получившие бессрочное право согласно принятому Земельному кодексу.

К первым причисляются физические и юридические лица, не заключившие право собственности на используемые ими земельные участки со времен СССР. К таким землям относятся наделы с различными видами использования — от дачных соток до промышленных зданий и заводов.

Стоит отметить, что власти страны активно поддерживают процесс оформления таких земель в права собственности, облегчая порядок регистрации имущества, распространяя «дачную амнистию».

Ко вторым, обладающим правом постоянного пользования земельным участком, согласно ст. 39.9 Земельного кодекса РФ, причисляются юридические лица:

  • федеральные и местные органы власти,
  • казенные предприятия,
  • некоммерческие организации и центры наследия бывших президентов РФ.

Эти учреждения могут пользоваться землей в своих целях по праву постоянного пользования и  без оформления права собственности. Вопрос о предоставлении земель в бессрочное пользование решает вышестоящий орган власти.

Регистрация права

Выбор земли и передача ее для хозяйственных целей проводится только с согласия собственника. Право на землю позволяет перевести участок из правительственной в личную собственность.

Зарегистрировать право на бессрочное обращение  земельным участком необходимо согласно правилам, предусмотренным на уровне свода законов.

Алгоритм регистрации права:

  1. Чтобы определить ареал земельного надела необходимо провести межевание. Этот процесс выполняют специалисты кадастровых служб или инженеры – геодезисты.
  2. После межевания участок ставится на учет в кадастр, на него оформляется специальный паспорт. Гражданину при себе надо иметь межевое дело, адресуемое в Росреестр.
  3. Также нужно оформить образец кадастрового плана местности. Ценная бумага выдается в земельном управлении местной администрации.
  4. Постановление оформляет муниципалитет при наличии всех необходимых бумаг.
  5. Регистрацию собственности проводят специалисты Росреестра или МФЦ в течение 14 дней.
  6. С помощью выписки из ЕГРН подтверждаются все проведенные изменения.

Договор

Бессрочная аренда наделов отличается по пакету документов, исходя из категории граждан, имеющих право на бессрочное пользование участков.

Ранее право бессрочного пользования передавалось с помощью локальных актов, то для юридических лиц обязательно составление договора на бессрочное пользование с вышестоящей властью, которая является собственником земельных наделов, передаваемых в аренду.

Договор бессрочной аренды земли содержит следующие аспекты:

  • наименование заинтересованных сторон с заполнением их реквизитов;
  • предмет договора;
  • размер и местонахождение участка земли;
  • вид и группа земельного надела;
  • хозяйственное назначение;
  • схема кадастра;
  • временные рамки пользования земельным участком;
  • порядок пользования наделом.

Договор на право использования участка нужно обязательно зарегистрировать.

Земельный участок с его четкими границами является предметом договора. Это значит, что бессрочно пользоваться можно только той землей, которая была подвергнута процедуре межевания (установлены границы надела и установлен номер кадастра).

Земельный участок передается от владельца к пользователю в конкретные сроки, прописанные в договоре и заверенные актом приема – передачи.

Согласно договору, владелец земли ведет контроль за целевым использованием надела и вправе расторгнуть договор в том случае, если:

  • надел используется не по назначению, указанному в документе;
  • участок используется без соответствия категории;
  • окружающая среда испытывает негативную нагрузку от деятельности, проводимой на арендуемой земле;
  • при использовании земли были нарушены права других лиц.

Владелец земельного участка может аннулировать договор бессрочной аренды с нарушителем, или подготовить предписание об устранении всех нарушений, которые образовались в связи с халатностью в использовании земли (убрать нелегальный мусор, прекратить вырубку деревьев).

Документы, которые необходимо собрать и предъявить для учета прав на бессрочное использование земли:

  1. Обращение собственника об оформлении возможности долгосрочно (бессрочно) использовать землю.
  2. Распорядительный акт (копия) на земельный участок (отправляется на государственный учет минимум в двух образцах, после государственной регистрации один из них возвращается собственнику).
  3. Подлинник плана кадастра территории, зарегистрированный ответственным за кадастровый учет, органом, и его официальный дубликат.
  4. Кадастровая схема земельного участка (дубликат) после ее представления на государственный учет, возвращается обратно правообладателю.
  5. Другие документы, которые есть у собственника — подлинники и дубликаты государственных актов и свидетельств.

Количество официальных бумаг, которые могут понадобиться при государственной регистрации, может меняться исходя из конкретного случая.

Фирмы и организации обязаны представить бумаги, подтверждающие компетентность его представителя:

  • отчет из официального документа единого собрания акционеров о выборах исполнительного органа организации (председателя правления, генерального директора, председателя совета директоров), которая будет заверена юридическим лицом;
  • дубликат приказа собственника о выборе управляющего звена (директора) или дубликат официально заключенного с ним контракта, заверенный печатью фирмы.

Частное лицо предъявляет паспорт.

Некоторые различия для частных и юридических лиц

Фирмы и учреждения должны были переоформить все закрепленные за ними земельные участки, чтобы не нарваться на штрафы, сумма которых варьирует от 20 до 100 тысяч рублей.

Однако далеко не все юридические лица смогли это сделать в срок и поэтому законодатели поменяли время на переоформление. Процесс переоформления затянулся с:

  • железнодорожным полотном,
  • высоковольтными линиями,
  • техническими строениями,
  • дорожной инфраструктурой.

Всю землю, использованную под эти строения необходимо переоформить в течение 2020 года. Для того, чтобы оформить право имущества, необходимо выкупить землю у городского управления.

Кроме того, земельный участок можно арендовать.

В данном варианте при использовании сельскохозяйственных земель необходимо внести плату – 0,3% от кадастровой стоимости, 1,5% при использовании земель, взятых из оборота, и 2% для оставшихся наделов.

Частное лицо на арендованной в бессрочный срок, земле занимается подсобным хозяйством – выращивает фрукты и овощи. Такие дачи также можно перевести в собственность.

Чтобы воспользоваться таким правом, надо:

  • собрать необходимые документы,
  • заказать процедуру межевания земли,
  • оформить кадастровый номер,
  • заплатить государственную пошлину и направить бумаги в палату для регистрации.

В случае если земля принадлежит к СНТ, то процесс может усложниться. Здесь право собственности должны оформить все представители общества. Доказать вступление в товарищество можно предъявив членский билет.

Процедура оформления ЗУ из постоянного пользования в собственность

Для переоформления надела в собственность необходимо обратиться в администрацию по месту жительства. Физическое лицо должно предоставить единый номер и выписку из ЕГРН. Эти документы можно получить в региональном отделе Федерального управления кадастра и картографии.

Кадастровый специалист выполняет техническую составляющую – оформляет землю на учет, создает схему и паспорт земельного участка.

Рамки территории должны быть согласованы с владельцами смежных территорий. В случае договоренности сторон оформляется специальный документ. В противном случае, придется начать судебный процесс.

Регистрация права обеспечит наличие выписки из ЕГРН и бумаги о бессрочной аренде. Пакет документов предъявляется в муниципалитет, где решается вопрос о предоставлении земли.

Как оформить землю в собственность, если она в бессрочной аренде? Постоянная бессрочная эксплуатация земельного участка оформляется по облегченному алгоритму:

  • написание обращения в муниципалитете о переводе земельного надела в собственность;
  • принятие разрешения;
  • регистрация нововведений в Росреестре.

Если у заявителя будет подготовлен весь пакет документов, то решение по его вопросу будет принято в течение месяца. Право нужно оформить в Росреестре.

Бывает, что учреждения госструктуры отказывают в выдаче надела. Такие действия неправомерны. Документ об отказе может стать причиной обращения в суд для разъяснения сложившейся ситуации.

Стоит отметить, что собственники земли могут завещать эту землю родственникам, правом наследования обладают также все постройки, находящиеся на участке. Данная процедура будет иметь свои нюансы.

Наследники могут взять только объекты, находящиеся на земле. Саму землю необходимо приватизировать. Если собственник приступил к процедуре регистрации участка, но не смог ее завершить, родственники могут доделать эту процедуру до конца.

Отказать при оформлении в собственность могут в следующих случаях:

  1. Объект нельзя оформить в соответствии с его параметрами.
  2. За правом собственности обратились недееспособные физические и юридические лица.
  3. Пакет бумаг собран не полностью, либо документы не отвечают нормам законодательства.
  4. Акт, оформленный в местной администрации, признан недействительным.
  5. Имущество признано недействительным.
  6. У лица нет полномочий распоряжения землей, нет прав на землю.
  7. Сведения о наделе не оформлены в единой службе Госреестра.
  8. Земля не учтена в кадастровых документах.

В статье 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации отмечены основания для приобретения земли в бессрочную эксплуатацию. Период пользования землей не имеет временных рамок. Оформить участок из бессрочного пользования в собственность можно при желании в любое время.

Лишиться прав на землю можно по предложению пользователя, когда человек сам отказался от надела, или принудительно. В первом случае гражданину необходимо написать заявление в Росимущество, на тот случай если все права на землю зарегистрированы, и в местную администрацию, если таких прав нет.

В обоих случаях необходимо предъявить:

  • документ, удостоверяющий личность,
  • документ на землю,
  • документ местных властей о передаче земли в бессрочное пользование.

Исполняющие органы власти принимают решение по земельному вопросу и после законной регистрации, решение вступает в права.

В принудительном случае, нужно сохранить документ из суда или постановление муниципалитета. Чаще всего землю изымают, когда возникает острая необходимость в использовании данной земли  для нужд государственных учреждений.

В других случаях пользователь земельных угодий может не выполнить условия договора – применять надел не по назначению, не проводить необходимые работы на земле, не разрабатывать землю в течение трех лет после приобретения.

Стоит отметить, что зарегистрировать право на бессрочную аренду земли в настоящее время возможно только юридическим лицам. В случае, когда физическое лицо имеет право на землю, нужно оформить участок в собственность. Договор заверяется в нотариальной конторе и содержит акт о приеме-передаче надела.

Заключение

Пользоваться наделом на правах бессрочной аренды, несомненно, удобно и выгодно, однако и здесь могут ожидать «подводные камни».

Среди плюсов – экономия денежных средств, освобождение от имущественных налогов, перспектива будущего приобретения участка в рассрочку. Наиболее выгодно оформлять бессрочный арендный договор при строительстве социальных и благотворительных объектов.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/arenda/bessrochnaya

Неразграниченная государственная собственность на землю — что это такое

Аренда неразграниченного земельного участка

Из всех известных ресурсов, которыми располагает всякое государство, и Россия не исключение, земля относится к наиболее ценным. Ее даже возможно рассматривать в качестве основы, пусть не единственной.

Так что для страны очень важным представляется организовать максимально полный ее учет и, конечно, наиболее эффективно использовать столь важный ресурс в экономике и общественной жизни.

Но даже в условиях организации строжайшего учета имеются земельные участки, собственность на которые не разграничена.

Самое простое определение: неразграниченная государственная собственность на землю – это территории, на которые не вносилось никаких записей в ЕГРП о регистрации на них права собственности.

В нашей стране этим целям служит общегосударственный реестр. Здесь регистрируются права собственности и организован учет всевозможных видов недвижимого имущества (включая участки земли).

Не зарегистрировав земельный надел, его невозможно:

  • продать;
  • купить;
  • подарить;
  • наследовать и др.

И, наоборот, земля, собственность на которую оформлена надлежащим порядком, может быть подвергнута продаже и дарению, передана в наследство и т. п.

Даже может создаться впечатление, что нет никаких проблем с учетом земли, будто в этой сфере полный порядок.

Только вот если внимательно проанализировать статистические данные о землях в РФ, обнаруживается неожиданная вещь.

Что говорят цифры

Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель. Из них лишь 6,7% приходится на долю граждан и частных организаций.

Так что в собственности у государства находится значительная часть ресурса. А это те земли, которые не во владении граждан, организаций, а также муниципальным образованиям (0,7%) (п. 1, ст. 16 ЗК РФ).

По формам собственности все земли РФ распределялись следующим образом:

 Тысяч га
Земель – всего1712519
в собственности:
граждан114065
юридических лиц19106
государственной и муниципальной1579348
РФ996056
субъектов РФ18559
муниципальной12369

Произведя самые простые подсчеты, можно установить, что в рамках государственной собственности есть 552364 тыс. га территорий, не относящихся ни к собственности РФ, ни к муниципальной или региональной собственности. А это означает, что немалый кусок земли чисто формально остается в собственности государства, а на деле непонятно чей.

Виной тому особенности земельного законодательства, по которому часть государственной собственности оказалась нераспределенной среди самих владельцев. Что можно трактовать, как отсутствие фактического хозяина этих территорий. Тем более что наделы эти и на кадастровом учете не состоят.

Их называют землями «неразграниченной собственности». Для них устанавливается совершенно особенный порядок оборота, а также нестандартным путем они могут оказаться предоставленными физическим и юридическим лицам в пользование.

Кто владелец земли в России

Если в чьи-то планы входит оформление прав собственности на такой надел, следует четко понимать, кто именно в нашей стране имеет законное право на владение земельными ресурсами.

  1. Прежде всего, это само государство. Именно ему принадлежит немалая доля.
  2. Есть еще собственность субъекта Федерации, так называемая региональная собственность, когда правом владения обладают отдельные регионы.
  3. Наконец, власть на местном уровне принадлежит муниципальным органам, и с ней часть земель в собственности.

Но, кроме названных главных собственников, такое право есть у юридических лиц и отдельных граждан.

Обычно отношения, которые связывают собственника и его участок земли, простые и понятные. Существуют правообразующие документы, относящиеся к разным правоустанавливающим процедурам. Все территории, находящиеся в частной собственности, имеют четко установленные границы и зарегистрированного в ЕГРП владельца.

Что касается государственных земель, ситуация может оказаться иной.

  1. У наделов может быть владелец в лице органа исполнительной власти любого уровня.
  2. Есть земли, не передаваемые другим собственникам ни при каких условиях. Природные заповедники – одна их разновидностей таких категорий.
  3. Весьма распространена практика, когда участки предоставляется в пользование бессрочно.

Для разграничения их и отнесения к землям федерального, регионального или муниципального значения, требуется зарегистрировать на них права собственности в едином реестре. То есть, каждый земельный надел должен пройти через процедуру постановки на кадастровый учет, после чего собственник его получит о том свидетельство установленного образца.

А если государство передает надел в пожизненное владение, даже наследуемое, появляется некая неопределенность. Ведь пользователи территорий кадастровой регистрации не проходят, так как собственниками не признаны.

Пока такие земли остаются неразграниченными, право распоряжения ею остается у местного самоуправления.

Итак, если для отнесения надела к одной из форм собственности: муниципальной, региональной или государственной нет достаточных оснований, то он получает статус неразграниченной госсобственности. Но это не должно становиться препятствием к распоряжению им.

Законодательное регулирование

  1. Конституция РФ. Некоторые из положений Основного Закона страны содержат кое-какие установления, относящиеся к госсобственности на землю:
  2. Разграничение ее отнесено к общему ведению страны и ее субъектов. Издаваемые законопроекты и принимаемые на их основе нормативно-правовые акты вступать в противоречие с федеральным законодательством не должны (п.

    1 ст. 72).

  3. Лишить любого имущества возможно, лишь имея на то решение суда. Может быть произведено и принудительное отчуждение, но только при условии, что и гражданским, и юридическим владельцам наделов предварительно произведено равноценное возмещение.
  4. Законы РФ.

    С принятием на рубеже веков Федерального закона «О разграничении земель…», собственно, процесс и начался. Только вот переход земель в собственность местных властей оказался делом довольно продолжительным.

    И уже после 2006 года на смену этому законодательному акту пришли новые, которыми как раз был внедрен новый порядок для прохождения разграничения государственных земельных владений:

  5. Гражданский кодекс РФ,
  • устанавливающий основания, что позволяют возникнуть обязанностям и возможностям, юридическому статусу лиц или общественных образований и правилам для госрегистрации;
  • регулирующий право собственности;
  • дающий определение объектов недвижимости.
  1. Земельный кодекс РФ, где четко определены понятия государственной, региональной и муниципальной собственности. Именно его положения позволяют утверждать, что отсутствие правоудостоверяющего документа для государства – это не препятствие, чтобы распоряжаться этими землями. Но, как только у участка обозначены границы, он сформирован и на него зарегистрированы права, он перестает быть неразграниченным и становится чьей-то собственностью. В марте 2015 в ЗК РФ внесены очередные изменения, по которым распоряжаться неразграниченными землями муниципального (районного) уровня получили право городские и сельские поселения, а обратная передача полномочий не предусмотрена.
  2. «О введении в действие ЗК РФ» (ФЗ №137), в нем определены признаки, по каким разграничиваются конкретные виды земельных участков. По этому закону муниципальные районы обрели возможность распоряжаться неразграниченной землей. Исключение составили лишь Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Отдельные предписания содержат иные ФЗ, правительственные постановления и другие нормативные акты. Так, например, в письме Минэкономразвития РФ от 08.10.2013 г. содержатся рекомендации о том, как подготовить план межевания, а также, каким образом согласовывать границы надела.

Важно! Участки, что заняты органами местного самоуправления и казенными заведениями, сельскохозяйственные территории – относят обычно к землям региональным. А те, на которых выстроены знания администраций муниципалитетов – муниципальные.

Какие территории относят к неразграниченным

Как уже сказано раньше, наделы земли, оказавшиеся незакрепленными за каким-либо органом власти, относят к неразграниченным государственным участкам.

Таким образом, среди них оказываются:

  • сельхозучастки;
  • земли, что изъяты из оборота, или имеют в нем ограничения;
  • наделы, расположенные внутри поселений;
  • участки, на которых планируется промышленное строительство.

Обычно это бывшие площади сельскохозяйственного назначения, по самым разным причинам ставшие непригодными для сельхозиспользования и переведенные в статус промышленных земель.

На долю сельскохозяйственных территорий, расположенных довольно далеко от населенного пункта, но остающихся при этом разрешенными для пользования (за исключением возведения на них долговременных строений), приходится наибольшая доля неразграниченных земель.

Использовать неразграниченные участки можно следующим образом:

  • предоставление муниципалитету или субъекту РФ в пользование;
  • передача в аренду (когда поступления средств от нее станут пополнять бюджет того уровня власти, которая полномочна заключать договоры аренды) или в безвозмездное пользование компании или частному лицу;
  • разграничение земли для последующего ее использования.

Кто вправе предоставлять земельный фонд:

  • власти города или муниципального округа;
  • местные органы поселений.

У муниципальных властей есть законное право и полномочия предоставлять неразграниченные участки на собственных внутренних территориях, а также земли сельских поселений, что относятся к их округу.

Неразграниченные наделы в городах-федералах, на федеральных и межрегиональных трассах вправе предоставить лишь федеральное правительство.

Основания, необходимые для разграничения земель

Есть немало причин, чтобы разграничить территории. Таковыми служат:

  • передача их в собственность гражданам;
  • привлечение инвестиций для развивающихся территорий;
  • исполнение местных и региональных программ, в ходе реализации которых нуждающиеся обеспечиваются участками земли;
  • передача наделов с государственного на региональный баланс;
  • обретение собственниками построек, возведенных на участках, законного права распоряжения земли под ними в полной мере (это касается исключительно собственника недвижимости).

Правовые особенности и последствия пользования неразграниченными землями

Особый порядок эксплуатации таких земель связан, прежде всего, с тем, что надел остается собственностью государства:

  • невозможно оформить участок в собственность никакими выкупами или другими юридическими сделками до той поры, пока он не переведен в один из видов собственности;
  • пользоваться такими землями возможно, лишь заключив предварительно специальное соглашение с органом власти, уполномоченным распоряжаться госимуществом;
  • существуют лишь две формы использования для неразграниченных земель.

Первое – это аренда (это относится к гражданам и частным организациям), а также бессрочное пользование на постоянной основе. Новое соглашение может заключить только юр. лицо; те, что подписаны до 2006 года с гражданами перезаключению не подлежат, но продолжают действовать, пока участок не переоформлен в собственность или землепользователь не откажется от него.

Как только госсобственность на земли муниципалитетов, территории РФ, ее субъектов установлена, немедленно наступают правовые последствия.

Согласно ЗК РФ управляются земельные наделы исключительно тем публичным образованием, которому они принадлежат. Только у него есть законное право ими распоряжаться, а также назначать величину и порядок внесения арендной платы.

В ходе разграничения собственности на землю, различных согласований достаточно часто возникают споры, даже конфликты. Все же законодательная база остается пока несовершенной, а участникам взаимодействий в рассматриваемой сфере то и дело приходится сталкиваться с пересечением интересов.

Решению этих проблем служат предусмотренные законодателем согласительные процедуры и возможность обратиться в судебную инстанцию.

Неразграниченная государственная собственность на землю — что это такое Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/nerazgranichennaya-gosudarstvennaya-sobstvennost.html

Что такое неразграниченная государственная собственность на землю?

Аренда неразграниченного земельного участка

Большинство земель в России находится в государственном владении. Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными.

Для неразграниченных земель действует особый порядок оборота и предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам.

Понятие и виды государственной собственности на землю

К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ.

Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными. Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ определяет следующие виды государственной собственности:

  • Федеральные земельные участки;
  • Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
  • Земли муниципалитетов;
  • Неразграниченные земельные наделы.

Какие земли могут быть в неразграниченной государственной собственности?

Таким образом, к неразграниченной собственности относятся следующие участки:

  • Сельскохозяйственные участки;
  • Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
  • Неразграниченные земли внутри поселений;
  • Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.

К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель.

Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.

Предназначение и использование неразграниченных земель

Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:

  • Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;
  • Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
  • Путём разграничения для дальнейшего использования.

Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 закона № 137:

  • Городские власти;
  • Органы самоуправления поселений;
  • Власти муниципальных округов.

При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п. 15 ст. 3.4 ФЗ № 137).

Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.

Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства.

Необходимость и порядок разграничения земель

Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

  • Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
  • Развития территории и привлечение инвестиций;
  • Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
  • Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
  • Реализации программ регионального развития;
  • Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Процедура разграничения имеет следующий порядок:

  1. Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
  2. Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
  3. Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
  4. При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
  5. После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.

Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.

В тексте заявления следует указать:

  • ФИО и должность заявителя;
  • Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
  • Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
  • Кадастровый номер земельного надела;
  • Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
  • Цели и план использования участка.

К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

  • Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
  • Комплексный проект развития территории;
  • План предоставления участков гражданам;
  • План застройки территории;
  • Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.

При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.

Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям.

Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/nerazgranichennaja-gosudarstvennaja.html

Земельный участок, государственная собственность на который не разграничена

Аренда неразграниченного земельного участка

Статья акутальна на: Сентябрь 2020 г.

Ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;

земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

4.

К собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

5.

Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.

1. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

4.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Это важно знать:  Договор дарения для выделения долей: образец

следующая лекция ==>
Порядок образования земельных участков.Прекращение вещных прав на земельные участки. Порядок отказа от права собственности на земельный участок.

Что такое неразграниченная государственная собственность на землю?

3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальнойсобственностью понимаетсяимущество,принадлежащеена правесобственностигородским и сельским поселениям, а также другиммуниципальнымобразованиям.

Неразграниченная государственная собственность на землю — это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.

Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.

Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность. Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.

В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

(введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ)

1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;

Источник: https://tvoizakon.ru/zemelnyj-uchastok-gosudarstvennaja-sobstvennost-na-kotoryj-ne-razgranichena/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.