Аренда земли находящейся в государственной собственности

Содержание

Порядок сдачи в аренду государственной и муниципальной земли в 2019 году: образец заключения и регистрации договора аренды, срок, стоимость, заявление и документы | Земельный эксперт

Аренда земли находящейся в государственной собственности

Многие статьи земельного кодекса РФ содержат нормы о порядке осуществления аренды территорий, стоимости, сроках. Также такие сделки регулируются гражданским кодексом и рядом федеральных законов. Некоторые различия присутствуют в зависимости от принадлежности участка.

Земли, принадлежащие муниципалитету или государству, также могут быть оформлены по договору аренды. В том случае, когда речь идет о площади, не предназначенной для возведения строений, достаточно обратиться в администрацию и подать соответствующее заявление. Через некоторое время участок будет выделен и гражданину останется лишь поставить его на учет в Росреестре.

Аренда земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые в дальнейшем будут использованы для застройки, оформляется только по итогам аукциона.

Для того чтобы получить такую территорию, придется принять участие в торгах, которые организовывает распорядитель площадей, то есть администрация. Торги в форме аукциона представляют собой мероприятие, в котором несколько претендентов борются за право заключения договора аренды территории, постепенно повышая цену.

На начальном этапе участники подают заявки, и устанавливается стартовая стоимость аренды. Показатель исчисляется при помощи выполнения независимой оценки.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Аренда земельных участков, находящихся в государственной собственности, доступна не только гражданам, но и организациям. Предприятия вправе получить землю без осуществления торгов, если она предоставляется для застройки.

Образец договора аренды

Сделка о временной передаче земли в пользование арендатора фиксируется в специальном акте. Договор аренды земельного участка муниципальной собственности представляет собой типовой бланк, который составляется в письменном виде и обязательно требует регистрации в назначенном законом порядке. Посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора аренды земельного участка].

Сторонами сделки являются арендодатель – это, как правило, то учреждение, которое распоряжается земельным имуществом, в частности, местная администрация или государственный орган и арендатор. В роли арендатора могут выступать граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели.

В соглашении обязательно указываются следующие данные:

  • дата и место составления акта;
  • реквизиты сторон;
  • права и обязанности сторон;
  • объект сделки и его характеристики;
  • порядок произведения расчетов, включая исчисление арендной платы;
  • период действия соглашения;
  • обстоятельства, при которых сделка прекращает свое действие;
  • подписи сторон.

Если хотя бы одно из существенных условий документа будет отсутствовать, то договор не считается заключенным.

Порядок сдачи в аренду земельного участка государственной или муниципальной собственности без проведения торгов

Порядок передачи земли в аренду без проведения торгов определен ст. 39.14 ЗК РФ. По указанному положению для оформления арендной сделки относительно земли, состоящей в распоряжении муниципалитета или государства, необходимо совершить следующие действия:

  1. Заявитель готовит схему расположения участка, если его предстоит образовать.
  2. В уполномоченный орган заявителем подается документ о предварительном согласовании предоставления участка
  3. Выносится предварительное решение о согласовании предоставления надела во временное пользование.
  4. Заявитель обеспечивает выполнение необходимых кадастровых работ.
  5. В связи с уточнением границ, участок ставится на учет.
  6. Заявитель подает заявление о предоставлении земельного участка.
  7. Заключается соответствующий договор.
  8. Оформленное соглашение регистрируется в Росреестре.

Когда речь идет о землях, предназначенных для застройки или другого вида освоения, назначается процедура торгов в форме аукциона. При существовании таких обстоятельств, порядок действий несколько иной:

  1. Гражданин или организация обращаются к распорядителю участка с заявлением о передаче земли в аренду.
  2. Назначаются торги, организатор публикует извещение.
  3. Претендент на аренду подает заявку как участник и вносит залог.
  4. Во время проведения аукциона определяется выигравший, то есть, участник, предложивший максимальную цену аренды. Данный факт фиксируется в протоколе.
  5. По итогам проведения торгов также заключается соглашение об аренде и документ проходит регистрацию.

Если арендатор эксплуатирует надел более пяти лет, то он вправе оформить передачу земли во временное использование другому человеку или организации (ст. 22 ЗК РФ). В этом случае, извещение собственника носит уведомительный характер, а между участниками новой сделки составляется акт переуступки прав на землю.

Список документов

Для участия в аукционе могут потребоваться следующие документы:

  • заявление на участие в торгах, образец которого можно найти на нашем сайте;
  • квитанция о внесении задатка;
  • паспорт;
  • учредительные документы для организаций.

Для оформления договора аренды дополнительно понадобятся:

  • технические бумаги на землю – кадастровый паспорт, выписка из БТИ (если на территории имеются постройки);
  • справки об отсутствии обременений на территорию;
  • сведения об отсутствии задолженностей по налогам и иным начислениям.

Все документы предоставляются в виде копий и подтверждаются оригинальными экземплярами.

Пример по сдаче в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Анатолий Семенович получил в свое время городской надел в аренду посредством торгов. После того, как срок действия его договоренности превысил 5 лет, мужчина сдал площадь в субаренду, о чем уведомил администрацию. С новым пользователем было составлено соглашение уступки прав на территорию.

Через месяц после этого, Анатолий Семенович получил письмо, где сообщалось, что его территория снова выставляется на торги, так как он якобы нарушил порядок эксплуатации территории.

Мужчина обратился в администрацию, на что ему сообщили, что торги состоятся, и он действительно совершил правонарушение в отношении надела. Анатолий Семенович обратился к юристу и на следующий день подал иск с требованием признать будущие торги незаконными. Через несколько недель суд вынес решение в пользу Анатолия Семеновича.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Земли могут быть переоформлены в рамках арендного соглашения по заявке гражданина или организации, а могут быть оформлены только после осуществления торгов.
  2. Аукцион назначается относительно тех земель, которые передаются для дальнейшего освоения или застройки.
  3. Земельным законодательством определен порядок действий для оформления арендного соглашения.
  4. При проведении торгов, сделка оформляется после определения победителя. Цена устанавливается в зависимости от последней заявленной позиции со стороны претендентов.
  5. Договор аренды представлен типовым бланком, который составляется только в письменном виде и подписывается сторонами.
  6. Договор, заключенный более чем на год подлежит государственной регистрации.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по сдаче в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Полина. Недавно я обратилась в административный орган с заявкой о получении надела в порядке аренды. Там я хочу построить дачу.

Однако в удовлетворении заявки мне было отказано без объяснения причин. Через некоторое время я узнала, что в отношении того надела, который я хотела получить будет проводиться аукцион.

Подскажите, пожалуйста, почему мне отказали в выделении площади, если ее все равно будут оформлять в аренду и как мне ее теперь получить?

Ответ: Здравствуйте, Полина. Согласно ст. 39.14 ЗК РФ существует установленный порядок передачи земель данной группы по арендному соглашению. Поскольку вы планируете возвести на территории дачу, надел может быть вам передан лишь по результатам аукциона.

В вашем случае, отказ является полностью законным, за исключением того, что сотрудник административного ресурса обязан был пояснить вам причину отказа, а также подтвердить ее законодательными актами.

Что касается получения надела, то здесь от вас потребуется принять участие в процедуре и предложить самую высокую цену аренды среди претендентов. Если вы выиграете торги, то сделка будет оформлена именно с вами.

Список законов

  • Статья 22 ЗК РФ
  • Статья 39.14 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец договора аренды земельного участка

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/predostavlenie-zemelnyx-uchastkov-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti/poryadok-sdachi-v-arendu-zemelnogo-uchastka-naxodyashhegosya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti/

Предоставление участков из государственных и муниципальных земель в аренду

Аренда земли находящейся в государственной собственности
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Предоставление участков из государственных и муниципальных земель в аренду

Аренда земель представляет собой передачу участка во временное владение и пользование за плату.

Понятие «аренда земельного участка» охватывает правоотношения двух видов.

Первые связаны с вещными правами на землю, предоставленными из публичных земель муниципалитетами либо органами госвласти. Правоотношения рассматриваемого вида имеют выраженную публичную составляющую.

Это касается всех существенных условий, порядка заключения и исполнения арендного договора. Так:

  • в аренду могут быть переданы участки, не находящиеся на кадастровом учете (достаточно наличия схемы расположения на кадастровом плане территории);
  • арендные договора в отношении публичных земель по общему правилу заключаются на торгах, и только в порядке исключения – без них;
  • срок аренды определяется в зависимости от разрешенных видов использования земель и устанавливается в привязке к градостроительным регламентам;
  • порядок расчета арендной платы устанавливается нормативно.

Вторые связаны с гражданско-правовыми обязательствами, возникающие между частными владельцами земель и равноправными контрагентами-арендаторами. Они регламентированы, преимущественно, Гражданским кодексом РФ.

Интересно, что в странах Евросоюза не существует института предоставления земельных участков в том виде, в каком он есть в России. Ввиду отсутствия свободных целинных земель земельные участки покупаются и арендуются исключительно на вторичном рынке по правилам гражданского законодательства.

Правомочности арендатора

Исходя из определения ст. 606 ГК РФ, аренда земель представляет собой гражданско-правовой договор о передаче участка во временное владение и пользование за плату. Владение земельным участком связано с возможностью:

  • получить объект от арендодателя по передаточному акту;
  • фактически обладать участком;
  • исключить нахождение в его пределах сторонних лиц, кроме тех, в чьих интересах установлен сервитут.

Право пользования связано с извлечением полезных свойств земельного участка в собственных интересах. Свобода действий арендатора ограничена целевым назначением и разрешенными способами использования земельного участка согласно кадастровой документации.

Плоды, сельскохозяйственная продукция и другие доходы, полученные арендатором при использовании полученного от государства или муниципалитета земельного участка, признаются его собственностью в силу ст. 606 ГК РФ.

Правовая регламентация предоставления публичных земель в аренду

Арендные правоотношения, в какой бы сфере хозяйствования они не возникали, регламентируются главой 34 Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. 606 ГК РФ аренда (другое название – имущественный наем) представляет собой гражданско-правовой договор, предполагающий возмездную передачу имущественных активов во владение и пользование арендатору.

В ч. 2 ст. 607 ГК РФ оговорена возможность установления специальных правил и ограничений касательно сдачи в аренду обособленных природных объектов.

Особенности аренды земельных участков описаны в ст. 22 Земельного кодекса России.

К примеру, право аренды земельного участка может стать самостоятельным предметом залога. Этим оно отличается от права аренды иной недвижимости.

Одновременное действие предписаний гражданского и земельного законодательства привносит в регламентацию арендных правоотношений некоторую специфику. Стоит учесть, что законотворчество в сфере гражданско-правовых отношений находится в исключительной компетенции РФ. При этом земельное и градостроительное законодательство, наоборот, является предметом общей компетенции РФ и ее субъектов.

Условия предоставления земельных участков государственной или муниципальной собственности в аренду

В рамках действующего законодательства земельные участки признаются недвижимостью (ст. 130 ГК РФ) и могут передаваться в аренду. Стоит подчеркнуть, что предметом арендного договора могут выступать только выделенные участки. Неразграниченные целинные земли в аренду передаваться не могут.

Договор аренды должен вмещать сведения, позволяющие индивидуализировать земельный участок как часть земной поверхности, индивидуально-определенную вещь и объект аренды. При отсутствии таких сведений арендная сделка считается незаключенной (п. 3 ст. 607 ГК РФ). Индивидуализация участка обеспечивается посредством:

  • постановки на кадастровый учет;
  • формирования границ по правилам ст. 38 «Межевой план» Федерального закона РФ № 221«О госкадастре недвижимости».

Инициатором предоставления земельных участков в аренду может выступать любая сторона договора: арендодатель в лице соответствующих публичных образований либо арендатор. Для получения в аренду публичных земель по собственной инициативе заинтересованному лицу приходится последовательно:

  • осуществить образование участка;
  • обеспечить установление разрешенных способов использования;
  • приобрести право аренды участка в результате его предоставления одним из оговоренных ЗК РФ способов, то есть с аукциона или без него.

Отраслевые нормативные акты в качестве оснований образования участков требуют подготовки различных документов:

  • лесоустроительной документации (Лесной кодекс РФ);
  • проекта межевания территории (Градостроительный кодекс РФ);
  • схемы образования участков на кадастровом плане территории (ЗК РФ);
  • проекта организации и застройки территории (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Дополнительные условия заключения договоров аренды в отношении земель отдельных категорий

В силу ст. 39.8 ЗК РФ арендаторам вменяется в обязанность:

  • хозяйствовать способом, исключающим возможную деградацию, захламление, порчу или уничтожение плодородного слоя (в отношении участков сельскохозяйственного назначения);
  • провести рекультивацию (земли, предоставленные для недропользования);
  • в отношении участков береговой полосы общего пользования обеспечить населению свободный доступ к водному объекту;
  • применительно к землям, предоставленным организациям для ведения дачного хозяйства, обеспечить изготовление проектов планировки и межевания территории, организовать проведение кадастровых работ;
  • в отношении земель, предоставленных для комплексного освоения, заключить соответствующий договор об освоении.

Сроки предоставления земельных участков в аренду

Допустимые сроки аренды в отношении публичных земель урегулированы п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ. Максимальный срок длительности аренды составляет 49 лет и касается земель сельскохозяйственного назначения. Минимального срока придачи земель не оговорено.

Интересно, что упразднение минимального срока аренды сельскохозяйственных угодий критикуется многими экологами и юристами.

Дело в том, что плодородные почвы требуют бережного и хозяйственного отношения. Севосмену и щадящий режим использования земель может обеспечить только постоянный пользователь. Временщик же заинтересован в том, чтобы выжать из временно находящихся в его владении земель все полезные свойства по максимуму.

Рамковые сроки арендных договоров касательно публичных земель разного целевого назначения установлены нормативно и составляют, к примеру:

  • 3 – 10 лет в отношении земель, предоставляемых для возведения и реконструкции объектов недвижимости;
  • до 49 лет под размещение линейных объектов;
  • 20 лет для ИЖС или ЛПХ в границах населенного пункта;
  • 3 – 5 лет для комплексного освоения территории и дачного хозяйства;
  • до 3 лет для завершения объекта незавершенного строительства.

Аукцион по предоставлению земельных участков в аренду

Как уже говорилось, законодатель рассматривает право аренды земельного участка как самостоятельное вещное право и даже допускает его залог. В рамках этой концепции вполне обоснованно выглядит общее правило ст. 39.6 ЗК о том, что право аренды публичных земель подлежит продаже с торгов.

Гражданское законодательство допускает два вида торгов: аукцион и конкурс.

При определении победителя торгов в ходе аукциона сравниваются исключительно ценовые предложения заинтересованных лиц, тогда как конкурс предполагает более сложную конкуренцию. При продаже права аренды публичных земель в России практикуются исключительно аукционы.

Хотя прямого запрета на применение конкурсов законодательство не содержит, считается, что процедура определения победителя (будущего арендатора) по результатам конкурса может включать субъективные моменты и предполагает возможность злоупотреблений со стороны чиновников.

Аукционы проводятся открыто. Принимать участие в них по общему правилу могут все желающие: как организации, так и физические лица. Об их проведении сообщается в СМИ и на официальных сайтах. В последнее время аукционы зачастую проводятся в электронной форме, поэтому их участниками могут стать только держатели электронной цифровой подписи.

В сообщении о проведении аукциона оглашается начальная цена договора аренды. В случае если участком заинтересовалось только одно лицо (подана одна заявка), договор аренды заключается с ним на первичных условиях. Аналогичная ситуация возникает в случае, когда подано несколько аукционных заявок, но к участию в торгах по формальным основаниям допущено одно лицо.

В случае если участников аукциона несколько, происходит торг. Организатор устанавливает «шаг» – минимальную сумму, на которую можно повысить начальную цену аренду или цену, предложенную другим участником.

Если новую (повышенную) цену в отведенное время поддержал еще хотя бы один участник, торг продолжается. И так до момента, пока одно из заинтересованных лиц не станет единственным, кто предложил большую стоимость.

Он признается победителем и становится арендатором. Цена аренды соответствует максимальной предложенной им цене.

В пылу торга нужно помнить о своих возможностях. За отказ или уклонение победителя либо единственного участника аукциона предусмотрена имущественная ответственность.

Он лишается гарантийного взноса (обычно – 10%), предварительно перечисленного на счет организатора торгов.

Добросовестным участникам, которые не выиграли аукцион, гарантийный взнос возвращается в полном объеме по окончании аукциона.

Предоставление земельного участка в аренду без торгов

Исключительный перечень обстоятельств, при которых заинтересованное лицо вправе требовать от публичного образования предоставления земельного участка без торгов, содержится в ст. 39.6 ЗК РФ. Вне аукциона земли предоставляются для:

  • размещения объектов социально-культурного назначения, реализации инвестиционных проектов;
  • продления договора аренды на новый срок;
  • индивидуального жилищного строительства в пределах земель, переданных для комплексного освоения;
  • ведения личного подсобного хозяйства в пределах ограниченного в обороте участка, переданного для ведения дачного хозяйства;
  • обслуживания размещенной на участке недвижимости (арендатором выступает собственник недвижимости);
  • хозяйствования на земле в порядке, оговоренном Федеральным законом РФ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • развития уже застроеной территории лицу, с которым заключен соответствующий договор о развитии.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/predostavlenie-uchastkov-iz-gosudarstvennyh-i-municipalnyh-zemel-v-arendu.html

Особенности долгосрочной аренды земельного участка

Аренда земли находящейся в государственной собственности

В зависимости от целевого использования земельного участка аренда его бывает краткосрочной и долгосрочной.

Срок напрямую зависит от того, как арендатор планирует использовать землю.

Какие особенности имеет долгосрочный наем и как правильно правильно оформить документы и составить договор? Расскажем подробно в данной статье.

Что представляет собой?

В законодательстве четкого определения долгосрочности нет. На практике — это период от 5 до 49 лет. Такую землю чаще арендуют под строительство жилища, ведение хозяйства или для последующего выкупа в собственность.

Оформить надел в долгосрочный наем можно для различных целей. Прежде чем подавать заявление, необходимо уточнить, каково его целевое назначение.

Договор оформляется с муниципальной властью для целей:

  • постройка объектов для извлечения прибыли;
  • ведение предпринимательской деятельности;
  • использование природных ресурсов;
  • строительство дорог;
  • проведение коммуникаций.

Смена цели эксплуатации допускается, но с разрешения администрации.

Законодательное регулирование

Землю в долгосрочную аренду предоставляют только с учетом правил и условий, обозначенных законодательством.

При таком порядке физические лица и организации имеют право выкупа участка в дальнейшем. Если период действия договора превышает 1 год, его необходимо регистрировать в Росреестре — статья 651 ГК.

Ст. 39.8 Земельного кодекса регламентирует сроки найма и дает список земельных участков, которые подлежат аренде на длительный период. Статьи главы V.1 содержат информацию, касающуюся размера арендной платы (ст. 39.7), особенностей договора найма (ст. 39.8), организации и проведения аукциона (ст. 39.11) и пр.

Среди имеющихся типов земель на долгосрочную аренду выделяют лишь 5 категорий. Участки, принадлежащие к резервным землям и охраняемым территориям, не могут изыматься из оборота — оформить их в наем не удастся.

Чтобы заключить договор долгосрочной аренды, используют земли:

На предоставляемые государственной властью территории имеются законодательные ограничения. Для взятия в наем каждого типа земли требуется соблюсти условия, описанные в законодательстве.

Оформить государственную землю в аренду разрешено на любой период. Но имеются максимальные (49 лет) и минимальные (5 лет) ограничения. Чаще наем оформляется на 3 года – 10 лет.

Не удастся взять в наем земли:

  • находящиеся в местах расположения охранных объектов, воинских подразделений;
  • заповедные зоны;
  • места захоронения.

Информация о том, какие земли разрешено арендовать, а какие нет, доступна региональной администрации по месту проживания или расположения участка.

Порядок оформления

Земельные участки предоставляют в аренду городская администрация, поселковый совет.

Оформление найма земли на длительный срок возможно несколькими способами:

  • проведение торгов;
  • обращение претендента на участок к местной власти;
  • заключение сделки без аукциона.

Долгосрочная аренда возможна при соблюдении условий:

  • надел не должен быть в собственности другого человека;
  • бесхозных объектов на участке не должно быть;
  • общие коммуникационные сети не должны проходить по арендуемой территории.

Требования распространяются на участки, которые не входят в резерв государства.
Заключение соглашения возможно и без торгов.

В упрощенном порядке оформить аренду могут льготные категории граждан — те, которые считаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, многодетные семьи и инвалиды. Им территорию предоставляют бесплатно либо по сниженной цене. По упрощенной схеме арендуется земля, не имеющая кадастрового номера.

Алгоритм действий:

  1. Составление схемы выбранного участка.
  2. Посещение муниципального центра, подача схемы и заявления.
  3. Ожидание решения (около 1 месяца).
  4. Получение постановления (при одобрении заявки).
  5. Сдача документов в администрацию и заключение договора.
  6. Регистрация его в Росреестре.

Если человек намерен приобрести территорию для строительных работ, он обращается в администрацию с заявлением.

Если в течение 1 месяца не поступят заявки от потенциальных арендаторов, участок отдается заинтересованному гражданину по минимальной сумме.

Если сторонами сделки выступают физические лица, договор долгосрочного найма заключается на основании их паспортов. Арендатор вправе запросить у арендодателя правоустанавливающие бумаги на участок, выписку ЕГРН.

Если одним из участников является юридическое лицо, подготавливаются:

  • свидетельство о взятии на учет в налоговую службу;
  • ИНН;
  • копия устава;
  • выписка ЕГРЮЛ.

Также на арендуемую территорию понадобится кадастровый паспорт.

Арендуя участок у государства, оформляется заявление с просьбой предоставить территорию. Чтобы сделка стала законной, соглашение необходимо зарегистрировать.

В Росреестр подаются:

  • паспорта участников;
  • учредительная или регистрационная документация (для юрлиц);
  • договор найма (в трех экземплярах);
  • разрешение муниципальной власти;
  • правоустанавливающие бумаги на землю;
  • кадастровый и межевой планы;
  • квитанция об оплате пошлины.

В зависимости от обстоятельств, список справок может отличаться.

Договор

Договор аренды земли — документ, который регулирует отношения между сторонами сделки. Должен содержать полную информацию и условия пользования землей.

В договоре указывается:

  • предмет сделки;
  • реквизиты сторон;
  • ограничения в эксплуатации надела;
  • наличие обременений;
  • период действия аренды;
  • размер платы;
  • порядок внесения изменений и досрочного расторжения;
  • ответственность сторон при выявлении нарушений;
  • дополнительные условия по усмотрению участников.

Особое внимание должно уделяться описанию земли. Обнаружение неточностей станет основанием для признания договора не имеющим силы.

По завершении срока действия договора он автоматически признается недействительным. Особенность долгосрочного договора — регистрация в Росреестре.

Особенности получения земли от государства

Аренда территории у государства имеет ряд преимуществ — получение льгот, выкуп земли по завершении срока найма, продление аренды.

Долгосрочный наем — сделка, заключенная между муниципальной властью и арендатором. Аренда имеет ограничения по срокам, которые зависят от цели использования и месторасположения земли. Взятие надела в наем возможно напрямую и через аукцион.

Процедура проведения торгов включает:

  1. Принятие муниципальной властью решения о предоставлении свободного участка в аренду.
  2. Распространение информации в СМИ о дате и месте проведения торгов.
  3. Подача заявлений и документов от потенциальных арендаторов.
  4. Внесение ими задатка.
  5. Принятие участия в аукционе.

Проведение торгов возможно при наличии не менее двух участников. Победитель получает от администрации протокол, который понадобится для заключения сделки.

В период действия договора арендатор вправе сдавать участок в субаренду. Об этом необходимо уведомить государственный орган за 1 месяц. Главное условие — сдача надела в субаренду с целевым назначением, идентичным изначальному.

Как расторгнуть?

Договор аренды имеет сроки действия, но стороны имеют право расторгнуть его досрочно. Инициаторами могут выступать как арендатор, так и собственник надела.

Условия, при которых аренда прекращается по требованию владельца земли:

  • неоднократное нарушение положений соглашения;
  • ухудшение состояния земли в ходе эксплуатации;
  • использование участка не по назначению;
  • невыполнение обязательств по восстановлению земли;
  • невнесение арендной платы.

Арендные отношения прекращаются и при неиспользовании территории в течение трех лет.

По решению арендатора договор расторгается, если:

  • собственник не предоставил землю в указанный срок;
  • арендодатель препятствует использованию территории;
  • в ходе эксплуатации выявлены недостатки, не указанные в договоре.

Соглашение может расторгаться и по иным причинам, обговоренным при подписании соглашения.

Если решение о расторжении обоюдное, оформляется дополнительное соглашение, которое регистрируется в Росреестре. Условия стороны обсуждают совместно.

Арендная плата

Арендную плату устанавливает федеральная и региональная власть. При заключении договора с юридическим лицом размер платы не может превышать земельный налог.

Рассчитывается стоимость различными способами:

  • с учетом кадастровой стоимости земли;
  • по результатам аукциона — потенциальный арендатор предлагает собственную цену;
  • с учетом рыночной стоимости подобных объектов.

На начальную цену влияют данные из ЕГРН — как основа учитывается кадастровая или рыночная стоимость. При расчете дополнительно учитывается коэффициент зоны и поправки. Также на размер платы влияет площадь участка.

Региональные органы власти не имеют права устанавливать арендную плату выше федеральной.

Оформление в собственность

Согласно законодательству имеется несколько оснований перевода земли из аренды в собственность: отчуждение земельного надела государством, использование длительное время и желание приватизировать участок.

Пошаговая инструкция:

  1. Определение границ.
  2. Обращение с документами в Кадастровую службу.
  3. Получение разрешения от муниципальной власти.
  4. Составление договора купли- продажи с администрацией.
  5. Регистрация прав собственности.

Если администрация отказывает, такое решение можно обжаловать.

Оформить аренду земельных участков в федеральной собственности

Аренда земли находящейся в государственной собственности

Правовой статус владельца земельного надела определяет собственность на данную территорию. Он является основанием для выделения видов правоспособности земельного массива и его составляющих частей.

Сегодня мы поговорим о публичной форме собственности земельных наделов, о земельных участках, находящихся в федеральной собственности, правах собственности на землевладения и формах такой собственности.

Последние новости Росимущества по федеральной программе на 2014-2016 годы в сводной таблице:

Год Интересные цифры
В 2017 Проведено 240 торгов
В 2017-2019 Ожидается 5,6 млрд рублей в бюджет
В 2017-2019 Программа приватизации 2014-2016 продолжается
По 5 мая 2017 В бюджет поступило 4 млрд рублей

Существует несколько видов государственной собственности:

  • Федеральный;
  • Отдельного субъекта;
  • Муниципальный.

Существует несколько признаков для зонирования местности, помимо территориального.

Федеральной собственностью считают землевладения, занимающие государственную территорию, без нарушения государственных границ.

Массивы, переданные в распоряжение отдельных субъектов и муниципалитетов, могут занимать единое географическое пространство. Образуя единый ландшафт, они выполняют совершенно разные функции.

Имея представление о формах и видах права собственности, рассмотрим более конкретные понятия.

Субъекты регионов вступают в непосредственное взаимодействие с представителями федеральной власти. На них возложено исполнение тех решений, которые были приняты в рамках земельного законодательства. В пределах их ведения всегда сохраняются неотчуждаемые территории и земельные наделы, необходимые для решения тех или иных государственных задач. 
Если муниципалитет принимает формат публичного образования регионального уровня, то он получает полномочия на самостоятельное распоряжения переданными в его ведение массивами земли. Данная норма зафиксирована также на законодательном уровне. Землевладения, которые могут быть переданы гражданам, находятся у муниципалитетов в ответственном распоряжении. В большинстве случаев такое распоряжение осуществляется специально созданной комиссией, а решение о дальнейшей судьбе территорий принимается на публичном слушании. Организация публичных слушаний должна отвечать положениям действующих административных регламентов.

В полномочия муниципалитета входит распоряжение любыми правами на земельные массивы, имеющими публичный характер. Под публичным характером понимают назначение права, связанное с реализацией интересов граждан.

Законодательством ограничены так называемые нормативы правоспособности. Они необходимы, чтобы не допустить превышения полномочий при принятии решений представителями муниципалитета.

Муниципалитеты распоряжаются государственными землями, руководствуясь принятыми на административном уровне актами и нормативами.

Особенности предоставления землевладений, переданных в федеральную собственность

Территории, находящиеся в федеральном ведении, за исключением муниципальных земель, могут быть предоставлены населению на безвозмездной основе на основании соответствующего заявления.

  1. Принадлежащие к межселенной местности тех или иных муниципальных районов землевладения должны быть направлены в ведение тем населенных пунктам, к которым принадлежат. О принадлежности участков к тем или иным массивам судят по утвержденным ранее генпланам населенных пунктов, правилам использования земель и застройки местности;
  2. Находящиеся на межселенной местности муниципальных районов земли поступают в ведение самих муниципальных районов, разработавших и утвердивших схемы планирования местности;
  3. Участки, отведенные под создание объектов регионального формата, поступают в распоряжение отдельных субъектов государства. О целевых назначениях земель судят по утвержденной документации планирования местности, проектам выполненного межевание земельных границ и планировки указанных массивов земли;
  4. В распоряжение субъектов РФ попадают все землевладения, которые расположены на их территориях. В данном случае речь идет о населенных пунктах федерального значения, столицах регионов.

Существуют ограничения, касающиеся передачи землевладений представителям субъектов и муниципалитетов:

  1. Земля не сможет стать собственностью федерального органа, имеющего отношение к исполнительной власти, или созданных на территории РФ некоммерческих предприятий, если на ней в данный момент присутствуют какие-либо постройки.

    Данные положения распространяются на федеральные предприятия и учреждения всех уровней;

  2. Ограничения законодательством наложены и на земельные наделы, являющиеся частью особых экономических зон, особо охраняемых массивов природных территорий или лесного фонда;
  3. Недопустима передача территорий, которые были зарезервированы для выполнения тех или иных государственных нужд;
  4. Недопустимо изменение владельца для тех территорий, где ранее уже были созданы постройки федерального значения. В данную группу попадают и землевладения, предназначением которых считают создание подобных объектов, согласно положениям документации в отношении планирования земельных массивов;
  5. Не допускается передача землевладения, отведенного под создание объектов регионального формата. О принадлежности участка к данной группе судят по документам, посвященным территориальному планированию и бланкам, связанным с планировкой указанной местности. В качестве исключения выступают ситуации, когда имеет место подача заявления на передачу территории в собственность конкретному субъекту страны;
  6. Сохраняют свой статус и землевладения, управляют и распоряжаются коими представители субъектов РФ;
  7. Аналогичные положения распространяются на массивы земель, в отношении которых уполномоченным органом, созданным для оказания посильного содействия становлению жилищного строительства и образованным в рамках законодательных норм, вынес предписание о необходимости делегирования полномочий по использованию и владению земельными наделами ответственным представителям отечественных субъектов. Это допустимо, если данное решение не противоречит положениям федерального законодательства, направленного на становление строительства жилых объектов. О целесообразности делегирования данных полномочий можно говорить лишь при соблюдении определенных условий, отраженных в действующем законодательстве;
  8. Невозможна передача массивов территорий, которые к моменту подготовки заявки на безвозмездную передачу уже были включены уполномоченными органами в перечень землевладений и успели поступить в распоряжение Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Аналогичные нормы сохраняют актуальность для участков, по которым были заявлены ходатайства в рамках данного законодательства и применяются меры по формированию предложений в рамках законодательной статьи, но еще не утверждено окончательное решение;
  9. Сохраняют свою подведомственность и землевладения, отведенные под создание построек в рамках инвестиционных программ и программ государственного масштаба;
  10. Массивы территорий, по которым произошло согласование последующей передачи участка с представителями органов исполнительной власти федерального масштаба. Аналогичные требования распространяются на землевладения, выставленные на аукцион с размещением соответствующей информации на официальном ресурсе и последующей передачей объекта победителю аукциона на основании заключенного с ним арендного договора;
  11. Территории, переданные в ведение “Российским автомобильным дорогам” на ограниченный и неограниченный периоды;
  12. Землевладения, отведенные под размещение железнодорожных станций и вокзалов, а также под размещение объектов ж/д транспорта федерального значения, ограничиваемых в обороте;

  13. Территории, принадлежащие к местности сельхозназначения, переданные федеральным предприятиям или учреждениям, а также российским некоммерческим организациям, за исключением ситуаций, когда выявлены обстоятельства ненадлежащей эксплуатации недвижимости.

По отношению к некоторым участкам, являющихся федеральной собственностью, применяют отдельные федеральные законы, если они устанавливают отличные от стандартных основания и последовательность передачи земель.

Пример аренды землевладения, являющегося федеральной собственностью

Некий гражданин планирует приобрести земельный надел, чтобы возвести на его территории жилищный комплекс. Наш герой совершает визит к представителям местного муниципалитета и заполняет должным образом бланк соответствующего заявления.

Приняв заявление, представители муниципалитета направляют гражданину предложение принять участие в предстоящем аукционе.

цель подобного аукциона — предоставить лицу права на заключение договора аренды территории, являющейся федеральной собственностью.

Возможности организации подобных аукционов описаны в ФЗ №161, посвященном мерам содействия развитию российского жилищного строительства, в редакции 2008 года.

Данный закон возлагает все организационные вопросы в отношении данной процедуры на плечи представителей государственного жилищного фонда.

Это касается и участков, на которых запланировано возведение жилья эконом-сегмента.

Став участником аукциона, наш герой смог приобрести некое число квадратных метров, достаточных для обустройства на них жилищного комплекса. Тендер был выигран, что обязывает представителей муниципального органа направлять соответствующее заявление в федеральное подразделение Росимущества.

В заявлении содержится предложение о предоставлении земельного надела победителю аукциона. На формирование официального ответа у государственного органа существует 30 дней, после чего наш гражданин получает документ.

Этот документ указывает на право победителя аукциона приступать к подготовительным процедурам, предшествующим возведению объектов.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.