Арендная плата земельного участка муниципальной собственности

Содержание

Размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности

Арендная плата земельного участка муниципальной собственности
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности

Размер арендной платы, условия и периоды внесения платежей за использование земли регулируются российскими законами.

На территории РФ земельные участки в большинстве случаев предоставляются гражданам возмездно, то есть за определенную плату (за исключением случаев, предусмотренных законом). Подобная норма права установлена ст. 65 ЗК РФ.

Согласно Земельному кодексу РФ одной из форм возмездного пользования наделами считается арендная плата за земли сельскохозяйственного, жилого, лесного или иного предназначения.

Однако размеры арендной платы варьируются и зависят от многочисленных условий, прописанных в ЗК РФ, в частности, в ст. 39.7, а также в федеральных законах и законах субъектов РФ.

Понятие арендной платы за земельный участок. Правила и порядок определения размера арендной платы земельных участков

Определение арендной платы за земельный участок – вопрос, который занимает умы практикующих юристов не первый год.

Если обратиться к Гражданскому кодексу РФ, то под понятием арендной платы понимается обязанность арендодателя предоставить арендатору имущество для целевого использования, но на условии внесения конкретных платежей, размер которых фиксируется в соглашении между участниками правоотношений.

Таким образом, определение данной дефиниции имеет достаточно четкую трактовку, которая содержит в себе все основополагающие характеристики.

Порядок предоставления, размер арендной платы, условия и временные периоды внесения платежей за использование земельных участков (сельскохозяйственного, лесного, жилого, садоводческого и прочего предназначения), которые числятся как публичная собственность, т.е. государственное или муниципальное имущество, определяются постановлениями Правительства РФ, а также федеральными, региональными законами и указами на местном уровне.

В частности, регламентирует данную сферу Постановление № N 582, принятое Правительством РФ.

Арендные платежи за землю

Арендные платежи за земли сельскохозяйственного, жилого, коммерческого, лесного и прочего назначения (не следует путать с таким понятием как налог), а точнее формы их воплощения в жизнь, гражданским законодательством РФ классифицируются следующим образом:

  • арендные платежи за арендуемое имущество в твердой валюте, которые вносятся либо в определенный временной период, закрепленный в законодательном порядке, либо единовременно. В качестве основной валюты выступает российский рубль.
  • платежи за наделы сельскохозяйственного, жилого, коммерческого или огородоводческого и прочего назначения могут осуществляться в натуре, в частности, в виде установленной доли от полученной продукции или поставляемых услуг.
  • возмездной основой может выступать также предоставление арендодателю конкретных услуг со стороны арендатора, что закрепляют законодательные правила.
  • расчет и определение платежа за аренду может осуществляться также посредством передачи в срочное или постоянное пользование конкретной вещи или имущества, что закрепляют собой законодательные правила.
  • арендная плата за земли сельскохозяйственного или иного назначения может взиматься в виде возложения на арендатора обязанности нести все затраты на эксплуатацию и поддержание должного состояния арендуемого имущества.
  • расчет арендной платы может происходить посредством смешения перечисленных выше форм, а также иными способами, которые не противоречат закону. В частности, берется во внимание и земельный налог.

Расчет арендных платежей за земельный участок

Кроме того, помимо перечисленных выше нормативно-правовых актов, непосредственная регламентация арендных платежей осуществлена в ЗК РФ.

В частности, в Земельном кодексе РФ официально закреплены некоторые особенности того, как происходит определение размера арендной платы за землю.

Во-первых, законодательный порядок устанавливает возможность повышающего коэффициента арендных платежей на земли, находящиеся в публичной собственности, предполагаемые для жилого назначения. Земельный налог здесь берется в расчет.

В данном случае речь идет о ситуациях, когда в трехлетний срок на территории земельного участка, взятого в аренду, не будет введено в эксплуатацию сооружение жилого назначения. Арендный платеж в такой ситуации будет равняться двукратному размеру налоговой ставки, по которой рассчитывается земельный налог.

Во-вторых, если изменение касается права собственности на земельный участок, т.е. происходит переоформление права бессрочного пользования на арендное право, то расчет размера платежа происходит по одному из оснований:

  • два процента кадастровой стоимости земельного участка, который берется арендатором в установленном законодательством порядке.
  • три десятые процента от кадастровой стоимости земли сельскохозяйственного назначения.
  • полтора процента кадастровой стоимости на земли, которые числятся как ограниченные или же изъятые из оборота.

Кроме того, определение размера арендной платы за участок сельскохозяйственного, лесного или прочего назначения не может превышать собой уровень, который имеет земельный налог. Данная норма нашла свое определение в ст. 39.7 ЗК РФ.

Если углубиться в ее суть, то можно вывести следующие особенности и правила расчета размера арендной платы, который не может превышать собой налог:

  • Законодательный порядок устанавливает, что если договор аренды на землю заключен с физическим лицом, которое наделяется Земельным кодексом России правом бесплатного использования участка сельскохозяйственного, садоводческого, лесного и прочего назначения без проведения торгов, а также если он зарезервирован или ограничен в обороте, то размер платежа не может превышать налог.
  • Нормативные правила также устанавливают, что если с лицом заключен договор о развитии и освоении территории, то расчет платежа также должен проходить в полном соответствии со ставкой, которую имеет налог на землю.
  • Учитывается налог на землю и в том случае, если арендный контракт заключается с гражданами, которые имеют право на внеочередное предоставление надела, что обуславливается федеральным законом.
  • Расчет и определение арендного платежа с учетом налоговых издержек также происходит в том случае, если земли принадлежат субъекту на основании оперативного управления.
  • Иные основания и законодательные правила, предусмотренные ЗК РФ.

Размер арендной платы земли сельскохозяйственного назначения

Аренда земель сельскохозяйственного назначения имеет ряд нюансов по сравнению с угодьями иного целевого использования.

В частности, расчет размера арендной платы за эксплуатацию надела должен в обязательном порядке быть прописан в соглашении между участниками сделки.

Это условие является гарантией того, что арендатор будет выплачивать собственнику (в нашем случае государству или муниципалитету) определенную плату (не налог).

При этом максимально допустимый размер платежа не устанавливается законодательством.

Однако нормативно-правовые акты подразумевают, что производить изменение условий арендного договора можно не чаще, чем 1 раз в год.

Рассчитать платеж может каждый арендатор самостоятельно. Для этого необходимо умножить размер выделяемой площади на единицу стоимости имущества (или же продукции). Среднее значение и представляет собой платеж по заключенному договору аренды.

Кроме того, некоторые контракты требуют от арендатора и арендодателя рассчитать общую стоимость земельного участка, предоставляемого в аренду. В этом случае следует перемножить средний показатель арендной платы и количество месяцев пользования наделом.

Изменение размера арендной платы в одностороннем порядке

Несмотря на то, что размер платы за аренду земельного участка прописывается в договоре между сторонами, законодатель предусмотрел возможность осуществлять изменение этого условия в одностороннем порядке. Однако подобное право осуществлять изменение пунктов соглашения в одностороннем порядке должно быть прописано в самом контракте, о чем гласит ст. 614 ГК РФ.

Если изменение условий арендной платы в одностороннем порядке предусматривается договором между участниками сделки, то арендодатель может воплотить подобные трансформации в жизнь. Но при этом должен быть соблюден строгий порядок действий, который зафиксирован в контракте.

В частности, изменение в одностороннем порядке возможно в том случае, если собственник земельного участка заранее известит арендатора о том, что произошло уменьшение или увеличение арендной платы.

В том случае если процедура внесения изменения в одностороннем порядке не прописана в основополагающем договоре, то между участниками может быть заключено дополнительное соглашение. Если же изменение в одностороннем порядке произошло с нарушением законодательного механизма, то арендатор может выплачивать за надел прежнюю сумму, закрепленную контрактом.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/razmer-arendnoj-platy-za-zemlyu-nahodyashhuyusya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti.html

Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Арендная плата земельного участка муниципальной собственности

СТ 39.7 ЗК РФ

1. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

2.

В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.

В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.

3. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

4.

Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

5. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка:

1) с лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;

2) с лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, если земельный участок образован в границах застроенной территории, подлежащей развитию, и предоставлен указанному лицу;

2.

1) с лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этому лицу для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, с некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этой организации для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

3) с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков;

4) в соответствии с пунктом 3 или 4 статьи 39.20 настоящего Кодекса с лицами, которым находящиеся на неделимом земельном участке здания, сооружения, помещения в них принадлежат на праве оперативного управления;

5) с юридическим лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, в отношении земельных участков, предоставленных такому юридическому лицу в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

6) с юридическим лицом, заключившим договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, в отношении земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья такому юридическому лицу в соответствии с данным договором.

Источник: http://ZemKod.ru/glava-5-1/st-39-7-zk-rf

Аренда муниципальной земли

Арендная плата земельного участка муниципальной собственности

Почему гораздо выгоднее арендовать землю у местной власти, и как заполучить участок

Аренда земельного участка у государства – надежный и выгодный вариант для граждан, желающих вести жилое или коммерческое строительство или заниматься другими видами хозяйственной деятельности.

Что такое аренда муниципальной земли?

Планируя строительство или иную хозяйственную деятельность, не обязательно покупать надел. Гораздо удобнее взять его в аренду. В пределах муниципального образования претендовать можно на земли:

  • находящиеся на кадастровом учете;
  • относящиеся к разрешенной категории;
  • имеющие возможность подключения к инженерным коммуникациям.

Обратите внимание!Если в муниципальном образовании приняты правила землепользования, доступные территории разделены на участки в зависимости от категорий. Получить их в аренду проще всего в ходе публичных торгов, организованных городской администрацией или инициированных гражданами.

Без проведения торгов земля может быть передана в случае:

  • личного строительства дома или дачи;
  • ведения частного приусадебного хозяйства;
  • постройки детского сада, музея или другого объекта общественного назначения.

Как взять муниципальную землю в аренду?

Для аренды земли у муниципалитета предусмотрены следующие пути:

  • аукцион, организованный администрацией города, в качестве лотов на котором выступают участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • аукционы, инициированные гражданами, заинтересованными в получении земли с правом последующего выкупа;
  • аренда без предварительных торгов (доступна для льготных категорий граждан);
  • аренда без торгов по упрощенной схеме. Применяется для наделов, не стоящих на кадастровом учете.

Обратите внимание!Чаще всего граждане, желающие получить землю в аренду, сталкиваются с аукционами.

Объявления о ближайших торгах публикуют в средствах массовой информации и обязательно дублируют на сайте городской администрации. Публичная информация о торгах должна появиться не позднее чем за 30 дней до их начала.

Предметом торга становится величина арендной платы.

Победителем станет участник, предложивший большую стоимость.

Начальная ставка вычисляется в зависимости от кадастровой стоимости участка и варьируется от 1,5-5,5%. Согласно правилам землепользования, в один лот может входить только один участок.

Если торги инициированы городской администрацией, именно она выступает организатором мероприятия. В обязанности местного органа исполнительной власти входят:

  • определение срока договора и начальной ставки арендной платы;
  • назначение времени и места проведения аукциона, сроки подачи заявок и их форму;
  • выбор порядка внесения и возврата задатка и шага аукциона.

Для участия в торгах физическому лицу необходимо подать заявку, приложив к ней квитанцию о внесении задатка и копию паспорта. Заявка подается не позднее чем за 5 дней до начала аукциона.

Аукционы по инициативе граждан имеют немало ограничений. В качестве лотов могут выступать готовые наделы в пределах населенных пунктов или земли сельскохозяйственного назначения. Собственником может быть муниципалитет или государство. С 2015 года торги этого типа в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не проводятся.

Получить информацию о свободных участках можно в Многофункциональном центре (МФЦ), запросив выписку на имеющиеся объекты на территории города или области. Услуга платная, информация предоставляется в течение 5 рабочих дней.

В справке содержится список доступных наделов, их принадлежность (муниципальная или государственная), а также кадастровые номера. Введя их в поисковую строку кадастровой карты Росреестра, можно получить полную информацию об объекте, в том числе и ограничения, наложенные на участок.

Если он свободен, можно подавать заявку на регистрацию, нажав на соответствующую кнопку в форме.

Перед тем как претендовать на муниципальную землю, стоит осмотреть ее, лично выехав на место.

Если на территории планируется жилое строительство, необходимо оценить возможность подключения инженерно-технических коммуникаций. На выбранном участке не должно быть ЛЭП, трансформаторных подстанций, трубопроводов, газопроводов, бесхозных построек и других объектов, способных стать обременением.

Обратите внимание!На имя главы администрации подается заявление, в котором указываются кадастровые номера выбранных объектов и цели их использования.

Одобрение или отказ должны прийти в течение 2 месяцев после отправления заявки. В торгах может быть отказано, если:

  • наберется менее 2 участников;
  • выяснится, что выбранный объект не поставлен на кадастровый учет;
  • границы участка окажутся неопределенными или спорными;
  • земля зарезервирована для государственных или муниципальных нужд;
  • существует договор о комплексном освоении территории;
  • участок подлежит оформлению согласно заявке, поданной ранее.

В случае успешного проведения аукциона издается постановление об аренде сроком от 3 до 20 лет. Победитель, предложивший большую сумму аренды, получает право пользования, остальным участникам возвращаются задатки.

Сколько стоит аренда муниципальной земли?

Стоимость зависит от многих факторов:

  • категория участка;
  • его кадастровая и рыночная стоимость;
  • величина земельного налога;
  • цели, для которых арендуется земля;
  • результаты публичных торгов.

Для расчета стоимости земли, переданной в аренду без проведения торгов, применяется формула А=К*C. А – арендная плата, К – кадастровая стоимость участка, С – специальный коэффициент.

Последний показатель зависит от целей аренды и категории нанимателя. Для граждан, имеющих налоговые льготы, коэффициент минимальный и составляет 0,01.

Для строительства предприятий и жилых объектов используется коэффициент 1,5.

При расчете цены на торгах учитывается площадь земли, которая умножается на региональный коэффициент, базовую региональную ставку, зональный и поправочный коэффициент, зависящий от назначения участка.

Кроме арендной платы наниматель обязан выплачивать ежегодный земельный налог.

Если арендованный надел используется в качестве сельхозугодий, арендатор предоставляет государству часть произведенной продукции и вкладывается в развитие территории, взятой во временное пользование.

Обратите внимание!При аренде земли под жилое или иное строительство стоимость арендной платы определяется итогами аукциона. Она зависит от того, скольким лицам удалось принять участие в торгах.

Исключением является строительство социально значимых объектов, в этом случае надел может быть предоставлен бесплатно.

Стоимость аренды земли варьируется в зависимости от региона. Самые дорогие участки расположены в Московской области, там цена доходит до 20000 рублей за гектар. Объекты в Чувашской республике и небольших городах Свердловской области можно арендовать за 500 рублей за гектар.

Аренда земли у муниципалитета гораздо удобнее и безопаснее, чем у частного лица.

Избежать неприятных неожиданностей поможет консультация у земельного юриста. Специалист поможет подобрать подходящие объекты и подскажет пути их получения.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/pravoved/arenda-municipalnoi-zemli-5be15deff7a35000aa01d711

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности в 2019 году: формула расчета, порядок и срок выплаты, ставка | Земельный эксперт

Арендная плата земельного участка муниципальной собственности

В статье 39.7 Земельного кодекса РФ описан процесс исчисления платежа за временную эксплуатацию надела в рамках аренды.

Прежде всего, важно отметить, что арендная плата за землю назначается с учетом принципов, которые устанавливает Правительство РФ:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Экономическое обоснование, в рамках которого учитывается доходность надела, категория, размер.
  2. Предсказуемость расчета. Здесь указывается процесс исчисления и возможность пересмотра суммы со стороны арендодателя.
  3. Максимально возможное упрощение расчетов. Указывается возможность исчисления платежа на основании кадастровой стоимости надела.
  4. Недопущение деградации площади. В рамках положения в отношении данных территорий размер платы в два раза превышает сумму земельного налога.
  5. Необходимость соцподдержки важных видов деятельности. Здесь учитывается максимально возможный и минимальный уровни арендных платежей.
  6. Запрет предпочтений, не имеющих обоснований, в рамках которого определяется порядок расчетов для каждой категории земель.

В том случае, когда соглашение о передаче надела в аренде достигнута, договор составляется по итогам аукциона, а размер уплаты устанавливается в той сумме, которую заявил выигравший участник.

Если заявка на участие в аукционе единственная, то процедура все равно считается состоявшейся и арендная сделка проводится с этим участником.

Стоимость при данных обстоятельствах устанавливается та, которая была назначена в заявке, то есть изначальная цена площади, назначается организаторами аукциона.

Размер арендной платы за землю государственной или муниципальной собственности, переданной в аренду без проведения торгов

Некоторые площади передаются нанимателям без назначения торгов в форме аукциона. При данных обстоятельствах исчисление размера оплаты находится в сфере деятельности следующих ведомств:

  • Правительство РФ, относительно федеральных земель;
  • органы государственной власти субъектов — для региональных территорий;
  • администрация или муниципалитет для наделов, состоящих в их распоряжении.

Для земель, состоящих в распоряжении государства или муниципалитета, сумма выплаты за аренду не может быть определена больше суммы, исчисленной для таких же целей относительно федеральных территорий. Также сумма платежа за аренду не должна быть выше налога на землю, рассчитанного для конкретного надела, если соблюдаются следующие условия:

  • пользователь имеет право на получение территории в личное распоряжение безвозмездно и без торгов, при наличии земли в резерве;
  • имеется акт, подтверждающий полномочия организации на развитие земельной зоны и ее дальнейшую застройку;
  • в случае, когда гражданин располагает правом на получение участка в первую очередь или во внеочередном порядке;
  • если здания, находящиеся на площади, принадлежат заявителю в порядке оперативного управления.

Предельная величина арендной платы

Согласно законодательству, регулирующему процесс землепользования, при назначении оплаты за использование площади, являющейся госсобственностью или принадлежащей к владениям города, учитываются показатели, которые не могут превышать установленную сумму.

Таковыми считаются:

  • земельный налог;
  • нормативы, разработанные в рамках законодательных положений;
  • арендный платеж, исчисленный для земель федеральной собственности с учетом их целевой эксплуатации в дальнейшем.

Иными словами, арендная плата за землю в 2017 году не должна быть больше размера начисленного налога за землю и устанавливается с учетом оговоренных нормативов.

Ставки арендной платы за землю назначаются Правительством РФ и периодически проходят через повышение. Начисление платежа по договору аренды осуществляется по стандартной формуле и при помощи определенной методики расчета.

Заключение

В итоге можно сделать следующие выводы:

  1. В случае заключения арендной сделки, между сторонами соглашения устанавливается договоренность об оплате за временное пользование участком.
  2. При начислении платежа используются принципы, сформированные Правительством РФ.
  3. В случае если сделка проводится при помощи аукциона, то размер платежа устанавливается в соответствии с тем размером, который заявлен победителем.
  4. Когда в торге имеется лишь одна заявка, процедура считается состоявшейся, а арендная плата назначается в соответствии с начальной стоимостью надела, заявленного организатором аукциона.
  5. Предельная цена аукциона не может быть больше земельного налога и исчисляется в соответствии с теми нормативами, которые установлены законом.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по размеру арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Михаил. Дело в том, что я подал заявление на получение надела в порядке аренды, однако, после того как приступил к оформлению документов, узнал, что стоимость намного выше, чем я ожидал и чем та, которая установлена на соседние участки.

Подскажите, кто устанавливает размер уплаты и как мне уменьшить сумму?

Ответ: Здравствуйте, Михаил. В статье 39.7 ЗК РФ прописано, что исчисление суммы происходит в соответствии с принципами, установленными Правительством РФ.

При этом, если сделка оформляется без назначения торгов, размер платежа не может быть больше суммы земельного налога, а сам расчет должен производиться по специальной формуле и с помощью специальной методики.

В вашем случае, следует обратиться в муниципалитет, который пересчитает размер платы в соответствии с законодательными нормами РФ. Если обращение не даст нужного результата, то вы будете иметь право подать заявление в суд.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/predostavlenie-zemelnyx-uchastkov-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti/razmer-arendnoj-platy-za-zemelnyj-uchastok-naxodyashhijsya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti/

Особенности расчета арендной платы за аренду земельного участка

Арендная плата земельного участка муниципальной собственности

Аренда – право пользования земельным участком на определённый срок. Сдать землю во временное пользование, в частности, может любой собственник.

Органы местного самоуправления являются арендодателями. Документ, который регулирует все права и обязанности сторон – договор.

В соответствии с договором сторон закрепляется арендная оплата за землю. Все моменты урегулированы законодательством РФ.

Законодательное регулирование

Земельный кодекс РФ в статье 22 главы 4 рассматривает все особенности аренды земельных участков.

В статье 39.7 Земельного кодекса РФ прописано об установлении величины платы за аренду земли.

Статья 614 Гражданского Кодекса РФ регулирует порядок, условия и временные рамки, когда вносятся выплаты по аренде.

Постановление от 16.07.2009 N 582 Правительства Российской Федерации «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков…» отредактировано в 2018-ом году.

Соглашения между арендатором и арендодателем расписываются на основании вышеизложенных законодательных документов в договоре.

По каким параметрам можно рассчитать?

Основные принципы определения платы по установлению российского правительства:

  • Предсказуемость. Органы государственной власти, местного самоуправления нормативно (правовыми актами) закрепляют особенности ценовой политики.
  • Стабильность. При переоформлении прав на землю не допускается превышение размера платы более чем в два раза относительно земельного налога.
  • Защита. При социально значимой деятельности арендная оплата фиксируется наравне с земельным налогом.

Размер налога за землю зависит от экономического положения страны, отдельно взятого региона и географического положения.

Арендную плату можно рассчитать на основании двух важных показателей:

  1. Географическое расположение арендуемого земельного участка. Рассматриваются природные зоны: земли сельскохозяйственного назначения юга страны значительно дороже аналогичных участков северных районов. Учитываются расположения вблизи экономически развитых городов. В Подмосковье плата за аренду земельного участка в 4 раза дороже, чем в других пригородах.
  2. Ценность земельного участка. В зависимости от целевого назначения каждый тип земли имеет свои показатели ценности.

Основные параметры:

  • ценность для строительства и инженерных решений;
  • социальная значимость;
  • экономическая роль;
  • природные особенности;
  • ценность в историческом и архитектурном плане.

Арендная стоимость формируется от назначения земли.

Стоимость под строительство торговой площади или жилого дома выше оплаты аренды земли сельскохозяйственного назначения.

Условия аренды земельного участка у государства или физического лица отличаются. Государство ориентируется при назначении цены арендной платы на местоположение, назначение участка, а также учитывает планы города.

Частник, как арендодатель, ценовую политику ведёт, учитывая собственные интересы. Если территория привлекательна по разным показателям для арендаторов (удобное расположение, подведённые коммуникации), цена назначается выше.

Законодательными органами государства сформированы разные виды арендной стоимости участка:

  • кадастровый,
  • нормативный,
  • рыночный.

Кадастровая

Кадастровую стоимость земельного участка определяет ревизионная комиссия. В состав группы привлекаются лицензированные оценщики, должностные лица из администрации региона. Поставленный на учёт участок вносится в регистрационную запись Росреестра.

Информация о результатах оценки выставляется на сайте местной администрации. В течение 6 месяцев заинтересованные лица могут подавать заявки о несогласии с определением стоимости. Через полгода результат оценки будет иметь юридическую силу.

По закону инвентаризация должна проводиться в 5 лет один раз. От кадастровой стоимости зависит сумма земельного налога.

Факторы определения

Есть параметры, которые определяют ценовую политику при определении кадастровой стоимости:

  • Характеристика состояния земли;
  • Дата, когда ввели в Росреестр;
  • Транспортная инфраструктура;
  • Инженерная инфраструктура;
  • Экологическая обстановка;
  • Региональная привязка. Каждый регион имеет определённый коэффициент по учётным параметрам;
  • Инвестиционная привлекательность.

После инвентаризации земельный участок прикрепляется к кадастровому номеру. На карте отмечается место расположения участка. Определяется категория.

Определение размера оплаты за землю по договору

Арендную плату определяет корректирующий коэффициент от кадастровой стоимости участка:

  • Гражданину (организации), имеющему налоговые привилегии или освобождённому от уплаты земельного налога, назначается 0,01% . Если земля не используется из-за ряда причин, при передаче в аренду оценивается таким же коэффициентом;
  • При использовании арендной земли для ЛПХ или развития сельского хозяйства назначается 0,6 %;
  • Аренда земли для реализации взаимовыгодного проекта между частником и государством — 1 %;
  • Аренда на основании п. 5 ст. 39.7 ЗК РФ – 1,5 %;
  • Аренда участка для пользования недрами земли – 2 %.

Кадастровую стоимость земельного участка можно узнать на сайте Росреестра по кадастровому номеру участка.

Нормативная

Постановление Правительства РФ от 15.03. 1997 г. № 319 регулирует порядок определения нормативной стоимости надела.

Цена формируется из характерных особенностей:

  • по качеству,
  • местоположению,
  • доходности
  • и самоокупаемости земли

за расчётный период.

Нормативная цена нужна:

  • для экономического расчёта при передаче в собственность надела,
  • оформлении дарственной
  • и выполнение других операций, где земля является капиталом владельца.

Органам местного самоуправления дано право решением на 25% менять нормативную цену в сторону повышения или понижения. По отношению рыночной цены нормативная не может превышать 75 процентов.

Если не определена кадастровая стоимость арендуемого надела, оформляется налогообложение по нормативной цене.

Рыночная

При сделках продажи применяется рыночная стоимость надела, которая не может быть ниже кадастровой. Независимые оценщики определяют рыночную цену земельного участка. Также и владелец может установить свою цену. Существует сравнительный, доходный и затратный метод определения цены.

Сравнительный метод расчета

Изучаются объявления на сайтах, в средствах массовой информации цены аналогичных участков. Определяется средняя цена, которая и определит рыночную стоимость определённого надела.

Прогнозируется, какой доход можно получить от надела, если использовать по целевому назначению. Инфраструктура, перспектива развития окружающей среды увеличат рыночную стоимость.

Затратный

Подсчитываются затраты, которые предполагаются для освоения земли и возведения строений. Рассматриваются и прогнозируемые доходы. Разница между доходами и затратами и есть рыночная цена земельного участка.

Как рассчитать размер оплаты?

Цены в зависимости от арендодателя отличаются. В аренду можно брать у государства и у частника. Расчёт совершается по разным формулам.

За земли государственной собственности исчисляется по формуле: АП = Цк * k.

Примечание:

  • АП – размер арендной платы (земельного налога);
  • Цк – кадастровая стоимость;
  • k – корректирующий коэффициент.

За земли частной собственности действует формула расчёта: АП = Цр * k.

Примечание:

  • АП – арендная плата за один год;
  • Цр – рыночная цена земли;
  • k – ставка рефинансирования центрального банка.

Иногда право на аренду приобретается на торгах, конкурсах. В таких случаях расчёт арендной платы ведётся по разработанной схеме площадки этого мероприятия.

Как оплатить?

Правовые отношения между сторонами в земельных вопросах регулируются Земельным Кодексом. Условия оплаты оговариваются в статье 65 ЗК РФ, согласно которой формами выплаты является налог на землю и арендная плата, размер и сроки которой устанавливаются на основе договора между арендатором и собственником.

Сумма выплаты начисляется на основании кадастровой стоимости земли. Существует специальная формула, по которой ведется расчет стоимости земельной аренды:

А = КС * k , где:

  • А — конечная плата,
  • КС — кадастровая стоимость участка,
  • аk — особый коэффициент, который зависит от категории владельца и цели аренды.

Для коэффициента «k» действуют следующие значения:

  • k = 0,0001 — используется для граждан, имеющих специальные льготы по ст. 395 ФЗ №117 от 05.08.2000;
  • k = 0,006 — действует для участков, взятых в найм под садовые, огородные и сельскохозяйственные работы;
  • k = 0,02 — применяется для участков, нанятых с целью добычи полезных ископаемых.

Во всех остальных случаях ЗК РФ принято фиксированное значение коэффициента — 0,015.

Как осуществляется оплата?

Для оплаты аренды существует два способа.

  1. Выплата по договору — осуществляется на основе соглашения об аренде между нанимателем и владельцем участка.
  2. Уплата земельного налога — в большей части регионов России налоговый сбор за эксплуатацию земли является основным способом оплаты аренды.

Для осуществления выплаты используют обычное платежное поручение. Для этого следует напрямую обратиться к арендодателю или воспользоваться услугами любой платежной системы (Яндекс Деньги, Сбербанк, Webmoney, портал Госуслуги). Платеж будет происходить по соответствующим реквизитам и спишется напрямую со счета плательщика.

Основными мерами наказания в случае неуплаты за аренду и является начисления штрафа в размере 20-40 % от суммы арендного платежа или пени, начисляемой за каждый день просрочки до момента полной выплаты долга.

Налоговые нюансы

За использование земли в РФ надо платить.

Арендная плата за землю прописана в договоре сторон, сумму получает арендатор. Земельный налог оплачивается в казну государства, порядок прописан в Налоговом кодексе ст. 387 и 398.

Налоговая база – кадастровая стоимость земли. Налоговая ставка устанавливается муниципалитетом, не может превышать 1,5 и 0,3 процента.

Арендная плата перечисляется владельцу. Владелец обязан платить ежегодный земельный налог государству.

Определение размера налога и НДС

Налог на земельный участок определяется по формуле: Кст * Д * Cт * Кв.

Примечание:

  • Кст – кадастровая стоимость;
  • Д – доля собственности;
  • Ст – налоговая ставка;
  • Кв – коэффициент владения участком земли.

Местный муниципалитет определяет размер налоговой выплаты за землю. Расчёт земельного налога осуществляет налоговый орган. Не обязательно налогоплательщику заниматься бухгалтерским учётом.

НДС – налог на добавленную стоимость. От полученной прибыли государству надо заплатить 18 процентов от дохода.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.