Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан

Содержание

Бесплатное предоставление земельного участка 9 способами в 2020 году

Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан
материал обновлен 12 ноября 2019 года

Известно 9 случаев, когда возможно бесплатное предоставление земельного участка.

Отдельный закон о предоставлении земельных участков не принимался.

На федеральном уровне бесплатное предоставление земельного участка регулируется статьей 39.5 ЗК РФ.

Региональные власти принимают свои законы о предоставлении земельных участков, например, для многодетных семей.

Рассмотрим основания, как получить земельный участок бесплатно.

Во всех случаях, которые рассмотрим, предполагается бесплатное предоставление земельных участков в собственность.

Иными словами, можно без торгов и практически на «халяву», по закону получить земельный участок в собственность.

По традиции начнем с самых интересных для граждан случаев бесплатного предоставления земельных участков.

Итак, поехали.

1. Бесплатное предоставление земельного участка в собственность после 5 лет безвозмездного пользования.

Звучит весьма заманчиво. Но давайте разберемся в деталях.

Наше государство установило замечательное правило:

Гражданину предоставляется земельный участок в безвозмездное пользование сроком до 6 лет.

Смотрите подпункт 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ.

Для справки.

Не путайте бесплатное предоставление земельного участка и безвозмездное пользование землей.

Бесплатное предоставление предполагает передачу земельного участка в собственность.

То есть получатель участка становится собственником земли, которая достается ему бесплатно.

Безвозмездное пользование предполагает временное пользование землей без взимания платы.

Получатель земли становится землепользователем, а не собственником.

Более подробно в статье: Безвозмездное пользование земельным участком.

Однако не везде дают землю в безвозмездное пользование.

Безвозмездное пользование землей возможно в муниципальных образованиях, которые определенны законом субъекта Российской Федерации.

Другими словами, в регионе должен быть принят закон о безвозмездном пользовании землей.

В законе перечисляются территории, в которых дают землю в безвозмездное пользование.

В любом другом, произвольно выбранном муниципальном образовании, получить участок в безвозмездное  пользование не получится.

Но это еще не все.

В безвозмездное пользование предоставляют участки только для определенных целей:

  • для индивидуального жилищного строительства,
  • ведения личного подсобного хозяйства,
  • крестьянского (фермерского) хозяйства.

Для других целей, таких как открытие магазина, автосервиса, дачи и т.д., участок в безвозмездное пользование не дадут.

Вот теперь мы приблизились к вопросу:

бесплатное предоставление земельного участка в собственность

Если гражданину посчастливилось получить земельный участок в безвозмездное пользование, то через 5 лет он имеет право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность.

При этом, счастливчику  важно соблюсти 2 условия:

  • использовать земельный участок только по целевому назначению,
  • успеть подать заявление о бесплатном предоставлении участка по истечении 5 лет, но до окончания 6-летнего срока безвозмездного пользования.

Проверьте мои выводы в пункте 4 статьи 39.5 ЗК РФ.

Вас наверняка интересует вопрос:

В каких регионах земельный участок дают в безвозмездное пользование?

Чтобы через 5 лет получить землю в собственность бесплатно.     

Изучить все региональные законы в стране я не берусь, потому что хочу сохранить психическое здоровье.

Поэтому перечислить все регионы, где дают землю в безвозмездное пользование, не смогу.

Закон о предоставлении земельных участков

Тем не менее, с уверенностью могу сказать, что в солнечном Краснодарском крае принят такой закон от 06.04.2015 N 3155-КЗ.

В этом законе перечислены муниципальные образования Краснодарского края, на территориях которых земельные участки предоставляются гражданам в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Подобный закон принят в Адыгее и в других регионах.

Проверить любой регион на предмет наличия закона о безвозмездном пользовании землей можно в течение 2 минут.

Как это сделать, смотрите в видео.

Таким образом, если хотите реализовать право на

бесплатное предоставление земельного участка в собственность,

то вам нужно:

  • найти регион, в котором принят закон о безвозмездном пользовании землей,
  • изучить закон и выбрать муниципальное образование, в котором хотите получить земельный участок,
  • через 5 лет после добросовестного, безвозмездного использования земли получить участок в собственность бесплатно.

Выглядит все достаточно просто.

Но это не означает, что все сложится гладко.

С местными чиновниками наверняка придется повозиться.

Чтобы чиновники своей тупостью и алчностью не растоптали мечту о земельном участке, используйте пошаговую инструкцию:

пошаговая инструкция с готовыми шаблонами заявлений, схем и др

Часто мы слепо верим чиновникам, которые преследуют собственную выгоду.

В итоге, получаем не участок, а разочарование.

Инструкция поможет обойти чиновничье лукавство и получить земельный участок не по блату, а по закону.

Готовые образцы документов защитят от манипулирования со стороны хитроумных слуг народа.

Переходим ко второму случаю.

2. Бесплатное предоставление земельного участка специалистам, работающим по основному месту работы.

Данный случай бесплатного предоставления участка очень похож на предшествующий.

Разница состоит в том, что в законе региональная власть определяет не только муниципальные образования, но и трудовые специальности.

Работа по этим специальностям дает право получить земельный участок в безвозмездное пользование.

Проверьте мои выводы в пункте 5 статьи 39.5 ЗК РФ.

Предоставление участка в собственность также осуществляется бесплатно по окончании 5 лет.

В течение 5-летнего срока специалист обязан работать по указанной специальности по основному месту работы.

Специалисты могут получить землю по данному основанию для следующих целей:

  • индивидуального жилищного строительства,
  • ведения личного подсобного хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство не попало в данное основание, потому что КФХ относится к предпринимательской деятельности.

Труд фермера слабо совместим с наемным трудом по основному месту работы.

Как реализовать право на бесплатное предоставление земельного участка:

  • найти регион, в котором действует закон о безвозмездном пользовании для специалистов;
  • изучить данный закон и выбрать муниципальное образование, в котором готовы трудиться 5 лет;
  • убедиться, что образование позволяет работать по специальности, которая дает право на получение участка в безвозмездное пользование;
  • отработать не менее 5 лет в муниципальном образовании по соответствующей специальности;
  • весь срок безвозмездно использовать участок по целевому назначению (ИЖС или ЛПХ) на условиях договора с местной администрацией;
  • подать заявление о предоставлении участка в собственность до истечения срока действия договора о безвозмездном пользовании землей.

Условий не мало. Но для специалистов, особенно молодых, это неплохой шанс получить землю.

Единственное, самое вероятное препятствие, которое может стать на пути – это местный чиновник.

Но вы уже знаете лекарство, которое помогает против чиновничьего недуга.

3. Бесплатный земельный участок многодетным семьям.

Самое известное в народе основание для получения земли – это бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям.

Если вы имеете 3-х и более детей, то есть шанс бесплатно получить участок.

Общаясь с чиновниками земельных комитетов, я от каждого второго слышу слова: «эту землю вам предоставить не можем, потому что она для многодетных».

А куски земли, зарезервированные для многодетных, я вам скажу, не маленькие.

Но при этом очереди за земельными участками для многодетных семей меньше не становятся.

Депутаты Госдумы нашли способ уменьшить очереди многодетных семей.

Они разрешили местным властям вводить дополнительный критерий для многодетных семей.

Этот критерий лишает многих многодетных семей права на получение земли.

Забота депутатов выразилась в том, что с 01 марта 2015 года граждане  не только должны иметь 3-х и более детей, но и должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания для постановки на данный учет.

Можно сказать спасибо депутатам.

Лишили некоторых многодетных семей возможности обеспечить подрастающих детей отдельным жильем, или хотя бы завести огород.

Право на бесплатное предоставление земли многодетным семьям закреплено в п. 6 статьи 39.5 ЗК РФ.

Многодетные семьи могут радоваться тому, что право получить земельный участок на общих основаниях у них пока не забрали.

4. Бесплатное предоставление земельного участка отдельным категориям граждан и некоммерческих организаций.

Весьма любопытное основание для получения земли.

Данное основание закреплено в п. 7 статьи 39.5 ЗК РФ.

Давайте разберемся, какие категории граждан и организаций могут получить землю бесплатно без торгов.

К сожалению, в Земельном кодексе не указано кто относится к этим отдельным категориям.

Зато федеральным и региональным властям предоставлено право принимать отдельные законы.

В этих закона определяются категории граждан и некоммерческих организаций, имеющих право бесплатно получить землю.

На федеральном уровне я нашел только одну категорию, которая имеет такое право.

Это общероссийские общественные организаций инвалидов и созданные ими компании.

Данные организации могут бесплатно получить землю, на которой расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в их собственности на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Проверьте мои слова, изучив статью 3 закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Источник: https://paruslex.ru/besplatnoe-predostavlenie-zemelnyx-uchastkov/

Приватизация земельных участков гражданами

Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Бесплатное предоставление земельного участка в собственность гражданам РФ

Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан

Получить землю в собственность всегда достаточно выгодно, так как это ресурс является одним из основных, используемых как для возведения своих собственных домов, так и для создания производства или ведения сельского хозяйства. Этим обусловлено большое количество желающих приобрести тот или иной земельный участок в собственность.

Как правильно оформить в свое владение земельный участок? И кто может рассчитывать на бесплатную передачу в собственность земли?

Что подразумевают под передачей земли в собственность

Во втором случае это могут быть варианты получения также через сделку купли-продажи, либо через Постановление руководителя специализированного органа, занимающегося вопросами распределения и реализации земельных участков из фондов муниципального образования или субъекта Российской Федерации.

Передача земли в собственность осуществляется по итогам завершенной сделки (в этом случае сделкой необходимо считать не только процедуру купли-продажи или дарения, но и безвозмездной передачи земли на основании реализации соответствующего права потенциальным собственником, так как стороны-участницы заключаемого соглашения с юридической точки зрения выделяются абсолютно явно, как и предмет заключаемого соглашения в виде передаваемого земельного участка) в тот момент, когда официально оформляется свидетельство о праве собственности, выдаваемое новому владельцу надела.

Фактически же заявить свои права новый собственник может только после получения соответствующего документа, подтверждающего такие права.

Кто может получить землю бесплатно

Так как передача земли в собственность может осуществляться не только по результатам подписания договора купли-продажи или совершения дарственной, но и в результате вынесения соответствующего постановления руководителем органа, занимающегося распределением земельного и имущественного фонда того или иного административного образования, следует отметить, что есть категории граждан, имеющих право на бесплатное получение земли в силу обладания льготами на приобретение различных видов недвижимого имущества.

К таким категориям будут относиться:

  • Представители многодетных семей, если трое и более детей в такой семье не достигли возраста восемнадцати лет, и статус многодетной семьи подтвержден документально соответствующими органами. При этом, законодатель не делает разницы в том, рождены ли дети в этой семье или усыновлены с полным оформлением процедуры усыновления. Цель получения земельного участка может быть только одна — осуществление индивидуального жилищного строительства.
  • Владельцы домов, расположенных на приобретаемом участке, если регистрация такого дома была произведена до момента вступления в силу действующего Земельного Кодекса Российской Федерации (основание возникновения права собственности на дом в этом случае не играет роли – достаточно, чтобы дом был первый раз зарегистрирован в Росреестре до начала действия указанного нормативного акта).
  • Герои социалистического труда и герои труда РФ (они могут получить землю бесплатно только для осуществления индивидуального жилищного строительства, а также для ведения личного подсобного хозяйства, либо для целей осуществления садоводства и огородничества).
  • Еще одна льготная категория, которая может рассчитывать на бесплатное получение земли, – это герои РФ и герои Советского Союза. Им земли будут выделять для таких же целей, как и героям труда.

Условия получения

Если речь идёт о бесплатном получении земельного участка, то необходимо отметить, что для такого приобретения потенциальный собственник должен соблюсти определенные условия:

  • Лицо, претендующее на получение земельного участка в собственность, должно обязательно являться гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории государства и имеющим постоянную работу;
  • Если речь идет о многодетной семье, то все дети и оба родителя должны быть прописаны на одной территории, а брак между родителями должен иметь официальную регистрацию (обязательно наличие документа, подтверждающего этот факт);
  • Использование участка, который планируется получить в собственность, по прямому назначению, должно осуществляться в срок не менее пяти лет с момента передачи его потенциальному собственнику (например, в безвозмездное пользование или в аренду);
  • Размер участка не может превышать 15 соток (если речь идет об осуществлении индивидуального жилищного строительства).

Процедура получения земли

Так как получение земельного участка в собственность является юридически значимым действием, для исключения возможности оспаривания такого акта необходимо полностью соблюсти весь алгоритм.

Первым этапом будет подбор наиболее удобного варианта, который будет соответствовать требованиям законодательства относительно предоставления участков в собственность.

Подобрать наиболее хороший вариант можно либо путем изучения выставленных на продажу участков (с помощью анализа имеющихся объявлений), либо через изучение публичной кадастровой карты (она размещена на сайте Росреестра и содержит информацию о тех земельных участках, которые свободны для приобретения).

На втором этапе будет происходить установление возможностей приобретения конкретного участка в собственность (зарезервирован ли этот участок для продажи какой-либо организации, имеет ли официально оформленные кадастровые документы, есть ли на участке какие-то обременения по возможностям их использования и т.д.).

Третий этап подразумевает оформление всех необходимых кадастровых и межевых документов, главной целью которого будет получение кадастрового номера, с помощью которого в дальнейшем есть возможность реализовать далее приобретённый участок или совершить иные сделки имущественного характера с ним).

Четвертый этап посвящен подаче основного заявления и проверке всех представленных документов, подтверждающих факт наличия права бесплатного получения участка в собственность или реализации права преимущественного выкупа участка (то есть без участия в торгах).

Во время пятого этапа будет происходить либо подготовка договора купли-продажи участка и его подписание, либо составление Постановления руководителя соответствующего органа о выделении участка просителю.

На шестом этапе происходит оформление возникшего права собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи или подписанного руководителем уполномоченного органа Постановлении о безвозмездном предоставлении участка в собственность просителю.

На этом этапе происходит ещё и окончательная проверка всех предоставленных документов с целью исключения возможности совершения сделки мошенническим путём либо вариантов подписания договора с явными нарушениями действующего законодательства.

В том случае, если при проведении проверки будет выяснено, что сделка не является юридически чистой, в регистрации права собственности новому владельцу будет отказано, а при обнаружении элементов мошеннических действий может быть возбуждено уголовное дело по соответствующим основаниям.

Однако для государственных органов, занимающихся вопросами распределения недвижимого имущества, в том числе и земельных участков, этот порядок состоит только из проведения проверки (на трёх этапах) предоставленных документов, на основании которых в последующем будет приниматься решение о том, предоставлять ли участок и давать ли возможность реализовать право преимущественного выкупа потенциальному собственнику или нет.

Какие расходы необходимо учитывать

Даже в том случае, если речь идет о безвозмездной передаче в собственность земельного участка, потенциальному владельцу следует понимать, что определенные расходы ему понести придется в любом случае.

К таким обязательным тратам будут относится:

  • Расходы на осуществление всех необходимых кадастровых мероприятий (получение кадастрового паспорта и выписки из кадастрового плана являются платными, а размер госпошлины за оформление этих документов устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации в рамках дополнительной системы налогообложения);
  • Плата за проведение межевых работ и оформление акта межевания (размер вознаграждения организациям, проводящим такие работы, устанавливается прейскурантом цен на проведение таких работ внутри самой организации, но при этом учитываются те предложения, которые существуют на рынке в конкретном субъекте Российской Федерации) является самой высокой из всех тех расходов, которые предстоит понести потенциальному собственнику при подготовке всех документов, необходимых для получения участка в собственность;
  • Еще одним видом расходов станет вознаграждение нотариусу за заверение всех копий документов, которые будут предоставляться как в уполномоченный на распределение недвижимого имущества орган власти, так и в территориальные подразделения Росреестра;
  • Последний вид расходов, который предстоит понести потенциальному собственнику, будет оплата государственной пошлины за переоформление права собственности. Ее размер в настоящий момент установлен и составляет две тысячи рублей для физических лиц и двадцать две тысячи – для юридических. С 2016 года эта сумма пока не менялась. Не изменилось также и правило, согласно которому оплатить эту сумму должен каждый из потенциальных собственников, на которых право собственности будет оформляться. Оплата этой суммы потребуется на последнем этапе, когда в Росреестре будет происходить оформление свидетельства о праве собственности.

Однако, несмотря на кажущийся большой объем вложений в оформление всех необходимых документов, относительно стоимости приобретаемого участка эта сумма будет достаточно маленькой, что в любом случае поможет оказаться в выигрыше потенциальному владельцу.

Каких сложностей стоит опасаться

Перечень таких сложностей является классическим и будет состоять из следующих пунктов:

  • Неправильно оформленные документы (из-за них больше всего отказов в совершении сделок);
  • Недооформленные документы (например, которые подтверждают право на преимущественный выкуп земельного участка);
  • Перевод участка в земли, находящиеся в зоне отчуждения (например, участок перевели в такую категорию земель уже после того, как все документы были поданы заявителем, потому что был согласован проект строительства, например, крупной электроподстанции, которая будет обеспечивать электричеством несколько населенных пунктов);
  • Приобретение участка в собственность другим заявителем при условии, что он реализует свое право преимущественного выкупа раньше, так как раньше подал документы об этом.

Получение земли в собственность от государства — достаточно затратное дело по времени и финансам.

Однако, если вести речь о разнице между покупаемым участком и приобретаемым на безвозмездной основе, то выгода будет очевидна.

Кроме того, если оформление земли происходит представителями таких категорий граждан, которые имеют право на льготы в системе налогообложения и оплаты госпошлины за различные юридические действия, то здесь можно сказать, что величина расходов также существенно снизится.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/v-sobstvennost.html

Как получить землю от государства бесплатно в 2020 году

Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан

Условия безвозмездной передачи земли гражданам закрепляет статья 39.5 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ). Претендовать на предоставление земельного участка в собственность бесплатно возможно только один раз. Исключение составляют ситуации уничтожения надела по причине природной катастрофы (например, землетрясения).

Кто имеет право на бесплатное получение участка

Участки выделяются из земель муниципального или государственного фонда. Поэтому в каждом регионе определены категории граждан, имеющих право на безвозмездное получение земли.

Все субъекты РФ включают в список льготников:

  • многодетные семьи;
  • участников боевых действий и ветеранов ВОВ;
  • семьи, в составе которых входят инвалиды любой группы;
  • молодых специалистов;
  • ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • граждан, постоянно проживающих в сельской местности не менее 5 лет.

Перечень категорий может быть расширен нормативными актами регионов. Например, по программе «Дальневосточный гектар» наделы предлагаются любому российскому гражданину.

Получить участок земли абсолютно бесплатно вправе также федеральные льготники: Герои России и полные кавалеры ордена Славы.

Кроме того, государство разрешает гражданам оформить наделы, которыми они владеют на правах бессрочного пользования. Передача земли в собственность без дополнительной платы осуществляется однократно. Повторное право безвозмездного получения участка законодательство не предусматривает.

Для каких целей может быть бесплатно выделен земельный участок

Законодательство закрепляет деление земельных территорий Российской Федерации по целевому назначению (ЗК РФ, ст. 7).

Участки предоставляются гражданам бесплатно для решения следующих задач:

  • ведение фермерского хозяйства;
  • занятие огородничеством или садоводством;
  • ИЖС (строительство индивидуального жилья);
  • постройка гаража;
  • ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ).

Для граждан за нарушение правил целевого использования земли предусмотрена административная ответственность в форме штрафа от 3 000 рублей до 10 000 рублей (КоАП РФ, ст. 8.8).

Алгоритм действий

Порядок бесплатной передачи муниципальной или государственной земли гражданам регламентирует статья 39.14 ЗК РФ.

Стандартная процедура включает следующие этапы:

  1. Сбор документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление земли.
  2. Обращение в органы местного самоуправления с заявлением.
  3. Получение решения о выделении (отказе в выделении) участка.
  4. Заключение договора о передаче земли в пользование.
  5. Межевание территории (если границы не установлены).
  6. Получение кадастрового плана.

На заключительном этапе необходимо зарегистрировать документы в подразделении Росреестра.

Заявление в местную администрацию

Распределением земельных территорий занимаются органы муниципалитета. Ходатайство о предоставлении надела можно подать:

  • лично в жилищный комитет администрации или в МФЦ (многофункциональный центр);
  • заказным письмом по почте;
  • на портале «Госуслуги».

Законодательство не устанавливает строгую форму заявки на бесплатное получение земли. Документ может быть составлен в произвольной форме с учетом требований пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ.

Образец ходатайства содержит:

  • личные данные заявителя (фамилия, имя, отчество полностью);
  • реквизиты паспорта;
  • адрес фактического проживания;
  • информацию о точном местонахождении участка;
  • кадастровый номер (при наличии);
  • просьбу о предоставлении земли (с указанием цели использования);
  • основания для безвозмездной передачи надела;
  • контактные данные (почтовый адрес, номер телефона, e-mail);
  • перечень приложенных документов;
  • дату и личную подпись заявителя.

Бланк заявления о предоставлении земельного участка можно скачать здесь.

Ходатайство разрешается подавать через представителя. Для этого необходимо обратиться в любую нотариальную контору и оформить доверенность.

Пакет документов, прилагаемых к заявлению

Право на бесплатное выделение земельного участка подтверждается документально. Конкретный перечень бумаг и справок зависит от принадлежности заявителя к той или иной категории льготников.

В стандартный пакет входят следующие документы:

  • паспорт заявителя (копия);
  • документ о регистрации брака (копия);
  • справка о составе семьи;
  • копии удостоверений личности членов семьи (паспорт или свидетельство о рождении);
  • выписка из ЕГРН об отсутствии в собственности земельных участков.

При оформлении надела, находящегося в бессрочном пользовании, потребуются дополнительные документы:

  • правоустанавливающие бумаги на жилой (или дачный) дом;
  • договор о передаче участка в безвозмездное пользование;
  • справки, подтверждающие целевое использование территории (например, разрешение на строительство или акт о введении в эксплуатацию).

На проверку документов и принятие решения о предоставлении земли законодательство отводит один месяц (30 календарных дней). По истечении срока муниципалитет выносит постановление о передаче участка или отказывает заявителю.

Результат рассмотрения

Решение органа местного самоуправления оформляется в письменной форме. Если нет препятствий к передаче земли, заявителя приглашают для заключения соответствующего договора.

В случае отрицательного решения гражданину направляется письменный ответ с обоснованием причин. Адрес для извещения указывается при подаче ходатайства.

Оформление участка

В случае положительного решения о передаче земли заявителю предлагается подписать договор, регулирующий условия и порядок землепользования. Вторым участником сделки выступает орган местного самоуправления.

В соглашении отражаются:

  • целевое назначение участка;
  • точное местонахождение;
  • сроки передачи земли;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность за нарушение существенных условий договора.

На следующем этапе проводится межевание территории и установление границ. Обязанность по выполнению межевых работ государство возложило на администрацию муниципального образования. По результатам межевания заявитель получает кадастровый план (паспорт) участка.

Процедуру оформления надела завершает государственная регистрация права собственности.

В территориальное отделение Росреестра (или в МФЦ) предъявляются:

  1. Заявление (заполняется по установленному образцу).
  2. Паспорт будущего собственника.
  3. Кадастровые документы на землю.
  4. Постановление о выделении участка.
  5. Соглашение о передаче надела.
  6. Квитанция об оплате государственного сбора – 2 000 рублей (Налоговый кодекс РФ, статья 333.17).

После внесения сведений в единый реестр недвижимости за гражданином закрепляется право собственности.

Обжалование отказа в предоставлении земельного участка

Отрицательное решение должностного лица можно оспорить. При этом следует соблюдать порядок, установленный Кодексом административного судопроизводства (КАС РФ).

Процедура оспаривания включает следующие этапы:

  • направление жалобы в орган местного самоуправления;
  • обращение за защитой нарушенного права в судебную инстанцию.

Обращаться в суд необходимо после отказа в удовлетворении жалобы сотрудниками муниципалитета. В противном случае судья возвратит административный иск, так как не выполнены требования по досудебному урегулированию спора.

В административном исковом заявлении подробно излагается:

  • цель использования участка;
  • процедура получения;
  • мотивы отказа в предоставлении земли.

К иску приобщается копия отрицательного решения муниципалитета и квитанция оплаченной госпошлины (300 рублей).

Судебная практика

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выделении земли закреплен законодательно (Земельный кодекс РФ, статья 39.16)

Чаще всего поводом выступает:

  • отсутствие права на бесплатное получение земли;
  • ошибки в заявлении;
  • неполнота представленного пакета документов;
  • отсутствие свободного участка;
  • несовпадение кадастровых параметров надела с фактическими характеристиками (например, не совпадает площадь);
  • нарушение целевого назначения земли;
  • принадлежность надела другим гражданам или организациям.

Дмитровский городской суд МО рассмотрел жалобу П. на отказ в бесплатном предоставлении участка. Истец принадлежит к льготной категории многодетных семей. Администрация муниципального образования мотивировала отказ тем, что выбранный участок не подходит под ИЖС.

В ходе судебных разбирательств выяснилось, что спорный надел состоит на кадастровом учете в границах жилой застройки. Суд решил, что решение муниципалитета не соответствует нормам закона. Впоследствии истец получил требуемый участок для улучшения жилищных условий своей семьи.

В другой ситуации Центральный суд г. Краснодара признал законным решение земельного комитета городской администрации об отказе выделении земли для КФХ (крестьянско-фермерского хозяйства).

В судебном заседании истец признал, что ранее на льготных условиях истец уже получил надел для строительства жилого дома.

Суд разъяснил гражданину, что право на бесплатное предоставление участка используется однократно.

Юридическая практика свидетельствует, что в 9 из 10 случаев судьи принимают сторону заявителей. Однако вердикт суда зависит от конкретных обстоятельств.

Обжаловать решение муниципалитета можно и в случае предоставления участка, который непригоден для использования. Например, для фермерства выделяется территория, которая ежегодно подтапливается грунтовыми водами.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/poluchit-besplatno

Бесплатная передача муниципальной земли в 2019 году: образец заявления, основания, порядок передачи, особенности, право собственности | Земельный эксперт

Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан

Для реализации программы более продуктивного использования определенных земель, принадлежащих государству или муниципалитету, некоторые участки могут быть отчуждены в пользу граждан и организаций на бесплатной основе. Эта возможность регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) в ст. 39.5, 39.10 и 39.19.

Бесплатная передача в собственность земельного участка используется при соблюдении следующих условий:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • Передача участка осуществляется тому лицу, с которым оформлен договор об освоении и развитии этой территории.
  • Предоставление земли организации, осуществляющей деятельность на религиозной основе для сельскохозяйственных или иных целей, регламентированных нормативами субъектов РФ.
  • Делегирование земельных правомочий некоммерческой организации на участок, где находятся здания, принадлежащие этой организации.
  • Передача в безвозмездное пользование участков с объектами недвижимости, находящихся в ведение фондов инвалидов.
  • Предоставление земли на праве совместного владения гражданам при образовании садоводческого товарищества.
  • Передача земли в собственность бесплатно после обработки. Применяется для ведения сельского хозяйства на наделах, подвергшихся радиоактивному или химическому загрязнению и последующей очистке.
  • Выделение государственного надела для многодетных семей. При этом основания и порядок оформления участка регулируются отдельными нормативами региональных властей.
  • Передача арендуемой территории ее нанимателю по истечении 5 лет надлежащего использования.

Особенности бесплатной передачи земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Согласно земельному праву для многодетных семей и арендаторов муниципальной собственности, которым отчуждается определенная территория на бесплатной основе, такая возможность предоставляется однократно. Если указанные лица обладают правом на получение участка по нескольким причинам – оформление недвижимости происходит только по одному основанию.

В случаях, когда порядок оформления территорий на бесплатной основе не регламентирован федеральными законами, процедура постановки на учет и предоставления регулируется законодательными актами субъектов Федерации.

Если порядок предоставления участка в каком-либо регионе не установлен – оформление земли осуществляется по этапам, регламентированным ЗК РФ в ст. 39.14-39.17 и аналогично передаче участка без проведения торгов.

Порядок бесплатной передачи земельного участка государственной или муниципальной собственности

Процедура передачи прав на землю на бесплатной основе регламентируется отдельными нормативами региональных властей, а при их отсутствии – ЗК РФ. Поэтапный порядок оформления территории в частное ведение:

  1. Подготовка технической документации в случае ее отсутствия. Подача заявления для предварительного соглашения с заинтересованной стороной.
  2. Рассмотрение заявки и приложенной документации уполномоченным органом. Если выявлены несоответствия – в течение 10 дней заявитель уведомляется об этом, с последующим возвратом заявления и указанием пунктов для исправления.
  3. Если бумаги оформлены правильно – заявка рассматривается в порядке очередности и в течение одного месяца будет принято решение об одобрении или отказе в заявлении.
  4. В случае согласия компетентного органа в предоставлении земли, необходимо обратиться в госучреждение и заполнить образец заявления (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления о предоставлении земельного участка]) для передачи участка в личное ведение.
  5. Оформление правоустанавливающих документов и передаточного акта на имущество.
  6. Регистрация перехода вещного права в службе кадастра и картографии.

Перечисленные заявления можно подавать путем личного посещения уполномоченного органа, реализующего государственное (или муниципальное) имущество, через отделение почты заказным письмом или посредством коммуникационной сети Интернет, оформив соответствующую заявку на официальном портале.

Если претендент на получение земли является одновременно ее арендатором, то подача заявления производится до момента прекращения его правомочий.

В случае предоставления территорий, находящихся в бессрочном пользовании, при оформлении заявки нужно составить документ, свидетельствующий о прекращении таких полномочий.

Исключением являются муниципальные и казенные организации, обладающие исключительным правом на постоянное пользование государственной землей.

Необходимые документы, прикладываемые к основному заявлению:

  • Документ, подтверждающий личность заявителя для физического лица. Копии учредительных документов – для организации.
  • Правоустанавливающий документ на имущество или бумага, подтверждающая право на его получение.
  • Техническая документация. В случае ее отсутствия – схема расположения надела.
  • Проектные бумаги на лесную делянку (при необходимости).
  • Доверенность, заверенная через нотариуса или скрепленная штампом организации (при представительстве интересов физического или юридического лица).
  • Список членов некоммерческой организации (например, дачного кооператива).

Заключение

Муниципальная недвижимость передается заинтересованным лицам на безвозмездной основе согласно положениям земельного кодекса. Особенности передачи земли в собственность бесплатно:

  1. Наличие законных оснований, подтвержденных документально.
  2. Подача соответствующего заявления в компетентный орган власти и его одобрение.
  3. Оформление правоустанавливающих документов и регистрация перехода вещного права.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по особенностям бесплатной передачи земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я арендатор муниципальной земли на долгосрочной основе. Могу ли я претендовать на переоформление этого участка в личное пользование?

Ответ: Добрый день, Николай. Согласно ЗК РФ вы можете претендовать на получение арендуемой территории по истечении 5 лет пользования в случае надлежащего применения надела и отсутствия задолженностей по налогам.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец заявления о предоставлении земельного участка

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/chastnye-sluchai-peredachi-zemel-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti/osobennosti-besplatnoj-peredachi-gosudarstvennogo-ili-municipalnogo-zemelnogo-uchastka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.