Бесплатное перераспределение земельного участка

Как увеличить свой земельный участок за счет

Бесплатное перераспределение земельного участка

Перераспределение земельного участка, проще говоря, возможность без торгов «прирезать» к своему участку небольшой пустующий кусочек земли – это исключение из общего правила о том, что земля предоставляется на торгах.

Исключение это было придумано для того, чтобы ввести в хозяйственный оборот неиспользуемые участки, которые настолько малы или имеют такую конфигурацию, что не представляют собой самостоятельной хозяйственной ценности.

КТО МОЖЕТ НАСТАИВАТЬ НА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ УЧАСТКА

Претендовать на увеличение своего участка за счет пустых соседних земель может вовсе не любой правообладатель.

Законом (а именно, статьей 39.28 ЗК РФ) предусмотрено четыре основания для перераспределения, но в реальной жизни используются только два из них.

  • для граждан – владельцев участков, предоставленных под индивидуальные жилые дома, садоводство, огородничество или личное подсобное хозяйство;
  • для других лиц (в том числе, организаций), если в результате перераспределения границы их участка будут приведены в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.

ПРОЦЕДУРА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ:

Процедура перераспределения земельного участка, относящегося к частной собственности, с государственными или муниципальными землями описана в ст. 39.29 ЗК РФ. Она предполагает такие этапы:

1) Подача заявления о перераспределении (чаще всего такое заявление подается в администрацию городского округа или муниципального района, на территории которого расположен участок).

К заявлению прикладывается схема участка, который планируется образовать в результате перераспределения.

Если перераспределение выполняется на основании проекта межевания территории, то схему прикладывать не нужно, а нужно указать реквизиты проекта межевания.

2) В течение 30 дней администрация должна:

  • утвердить приложенную схему (если нет проекта межевания); или
  • выдать согласие на перераспределение (если есть проект межевания); или
  • отказать в перераспределении при наличии оснований.

3) Если заявителю утверждена схема или направлено согласие о перераспределении, он за свой счет заказывает межевание нужного участка на основании утвержденной схемы или проекта межевания и ставит необходимый участок на кадастровый учет, получает кадастровый паспорт (п.11 ст. 39.29 ЗК РФ)

4) Заявитель снова обращается с заявлением о заключении соглашении о перераспределении с приложением полученного кадастрового паспорта.

5) Заявитель заключает соглашение о перераспределении и оплачивает приобретенный кусочек.

6) На основании подписанного соглашения заявитель регистрирует право собственности на свой увеличенный участок.

СКОЛЬКО СТОИТ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ? БЫВАЕТ ЛИ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЕСПЛАТНЫМ?

В соответствии с п. 5 ст. 39.28 увеличение площади участка в частной собственности за счет государственных или муниципальных земель является платным. Размер платы зависит от региона и от того, в чьей собственности находится перераспределяемый участок.

В большинстве случаев размер платы составляет некоторый процент от кадастровой стоимости.

Например, в Челябинской области впервые присоединить к себе участок из неразграниченной государственной собственности (таких большинство) стоит от 10 до 30% кадастровой стоимости присоединяемого кусочка земли (Приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 23.04.2015 N 118-п).

10% для льготных категорий граждан (многодетные, пенсионеры, инвалиды), 30% – для всех остальных. При повторном перераспределении размер платы составляет 50% от кадастровой стоимости присоединяемого кусочка. 

В других регионах эта стоимость определяется иначе.

Бесплатное перераспределение противоречит закону, но региональными органами власти может быть установлена символическая плата за перераспределение. Например, в Челябинской области для религиозных и благотворительных организаций плата за перераспределение составляет 1% кадастровой стоимости.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ КАДАСТРОВУЮ СТОИМОСТЬ КУСОЧКА ЗЕМЛИ, ПРИСОЕДИНЯЕМОГО В ПОРЯДКЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ?

Присоединяемый кусочек земли скорее всего попадает в тот же кадастровый квартал и имеет тот же вид разрешенного использования, что и ваш собственный участок. Поэтому кадастровая стоимость квадратного метра присоединяемого участка обычно совпадает с кадастровой стоимостью квадратного метра вашего участка.

Кадастровая стоимость присоединяемого участка = кадастровая стоимость вашего участка / площадь вашего участка * площадь присоединяемого участка.

В ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОЛЖНЫ ОТКАЗАТЬ, ЕСЛИ:

1. Из участка, который заявитель хочет присоединить к своему участку в порядке перераспределения, можно образовать самостоятельный участок;2. На участке, который заявитель хочет присоединить, находится чужая недвижимость;3.

Присоединяемый участок изъят из оборота, ограничен в обороте или зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;4. Присоединяемый участок уже выставлен на аукцион, либо другому лицу уже предварительно согласовано его предоставление, либо в отношении данного участка подано заявление о предварительном согласовании;5.

Участок заявителя после перераспределения окажется больше предельных максимальных размеров;6. В отношении участка заявителя не проведено межевание, т.е. границы исходного участка точно не определены. Кстати, сама процедура межевания часто позволяет бесплатно «прирезать» соседний пустующий участочек без перераспределения.

Есть еще основания, связанные с правильностью оформления документов , а так же с тем, что ситуация просто не подпадает под действие Главы V.4 ЗК РФ о перераспределении.

ЧТО ЕСЛИ ДВА СОСЕДА ПРЕТЕНДУЮТ НА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ?

Если “ничейный” кусочек земли находится между двумя участками, то любой из соседей может претендовать на увеличение своего участка за счет перераспределения. Естественно, возникает вопрос: у кого из них преимущество. 

Теоретически земельное право стремится к максимально конкурентным процедурам. Т.е. обычно при поступлении двух заявлений на один участок проводятся торги. Но если речь идет о маленьком клочке земли, из которого нельзя образовать самостоятельный участок, то провести по нему торги невозможно. Поэтому преимущество имеет тот, кто первым подал заявление.

ПРИМЕР:

Сосед А подал заявление о перераспределении. Сосед Б подал такое же заявление на следующий день. Соседу Б должны отказать в перераспределении на основании пп.7 п. 9 ст. 39.

29 ЗК РФ (в связи с тем, что ранее было подано заявление о предварительном согласовании предоставления данного участка и по нему не принято решение об отказе).

Только если соседу А откажут, то должны будут по существу рассмотреть заявление соседа Б. 

Тем не менее, несмотря на кажущуюся очевидность, применение данной нормы имеет свои сложности. Дело в том, что названный подпункт 7 п.9 ст. 39.29.

говорит не о конкуренции двух заявлений о перераспределении, а лишь о конкуренции заявления о перераспределении с ранее поданным заявлением о предварительном согласовании.

  При этом заявление о перераспределении, хоть и является по сути крайне близким к заявлению о предварительном согласовании, все-таки в законе называется иначе.

Поэтому теоретически возможно и иное развитие событий. Например, администрация утвердит схему для соседа Б, несмотря на то, что сосед А обратился раньше. Я все-таки полагаю, что такой подход администрации будет неправомерным, и ее действия можно будет обжаловать в суде. 

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВАНИИ ПРОЕКТА МЕЖЕВАНИЯ

Некоторое время перераспределение на основании проекта межевания считалось среди организаций отличным способом обойти процедуру торгов. Они сами разрабатывали проект межевания для своей территории (это дорого, но часто стоит того), предусматривали там значительное увеличение собственного участка, а затем приобретали землю “по дешевке” в порядке перераспределения.

Но Верховный Суд прекратил эту практику (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.10.2018 по делу N 303-ЭС18-3686, А73-8476/2017).

Суд указал, что не может быть присоединен в порядке перераспределения кусок земли, если из него можно образовать самостоятельный участок.

Таким образом, присоединение более-менее крупных участков в результате перераспределения обычно невозможно даже на основании проектов межевания.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6422e5e3c7ad00ae588bb9/kak-uvelichit-svoi-zemelnyi-uchastok-za-schet-nicheinyh-zemel-5d2daa2cc0dcf200ae4e61f0

Процедура перераспределения земельных участков – суть задачи, подготовка, плата за прирезку земли

Бесплатное перераспределение земельного участка

Схема перераспределения кратко описывается так:

  • к земельному участку гражданина добавляется часть граничащей с ним муниципальной или государственной земли
  • перераспределение выполняется соответствии с неким порядком, установленным законом

При распределении участков необходимо:

  • провести межевание
  • у исходных смежных участков перераспределить:

Изменение границ и площади происходит по причине:

  • увеличения площади надела гражданина
  • уменьшения размеров муниципального или государственного участка:
    • за счёт выделения из него части территории площади, прилегающей к участку гражданина

Когда можно приступить к межеванию? На сколько можно увеличить площадь своего участка? Нужно ли платить за это деньги и сколько? Получить ответы на все вопросы поможет закон.

Порядок перераспределения ЗУ описан в Земельном кодексае РФ (статья 39.29)

Старт процедуры – подготовка к подаче заявления о перераспределении частного надела. «Финишная ленточка» будет считаться пересечённой, когда претендент на добавление земли (заявитель) заключит Соглашение о перераспределении земельных участков с собственником прирезаемой земли, то есть с органом власти.

С подробностями о работе над самим Соглашением будет рассказано в следующей статье, а пока нужно зафиксировать очерёдность выполнения работ до заключения этого Соглашения:

  • выявить собственника смежного участка, из которого планируется выделение части площади
  • убедиться в том, что смежный участок относится к муниципальной или государственной собственности
  • установить совпадение правовых характеристик смежного и собственного участка:
    • ВРИ
    • категория земель
    • территориальная зона

Несоответствие друг другу правовых характеристик участков может стать причиной отказа администрации в заключении Соглашения об их перераспределении.

Расположение добавляемого куска земли в том же кадастровом квартале, что и собственный исходный участок, – одно из главных условий для проведения перераспределения. Не допустима для перераспределения ситуация, когда вид использования участков один и тот же, но расположены они в разных территориальных зонах.

Далее нужно убедиться в том, что при планируемом увеличении площади надела не нарушатся требования:

  • градостроительных регламентов в части предельных размеров для увеличенного участка
  • по расположению образованного участка
  • по доступу к смежной территории

Потребуется также выяснить, разработан или нет проект межевания территории (ПМТ).

При отсутствии ПМТ придётся подготовить схему расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ). Она показывает присоединение к существующим границам исходного надела добавляемого куска муниципальной или государственной земли земли.

Для подготовки схемы нужно обратиться к кадастровому инженеру землеустроительной организации

Заявление о перераспределении земельного участка

Обратиться в орган власти с заявлением о прераспрелении участка может только собственник земли, предназначенной для ИЖС, ведения ЛПХ, огородничества, садоводства. К заявлению необходимо приложить ряд правоустанавливающие документы и карту расположения образуемого участка на КПТ.

Заявление подаётся в орган власти, но в какой конкретно? О способе выявления собственника земли уже было рассказано в разделе 1 настоявшей статьи, но, как гласит народная мудрость, «повторение – мать учения», а потому имеет смысл остановиться на главных моментах.

Как установить, кто является собственником земли, из которой планируется прирезка?

Собственниками земли, из состава которой планируется сделать выделение земли, могут выступать:

  • муниципальная администрация – в случае расположения участка и дополнительно надела на землях муниципалитета
  • областные и региональные власти – когда они является владельцами земли
  • Правительство РФ – если земля относится к государственной (федеральной) собственности

Чтобы самостоятельно узнать правообладателя смежного участка, из которого предполагается провести добавку к своему наделу, можно воспользоваться такими вариантами:

выполнить заказ необходимых сведений.

Обращение к официальному порталу Росреестра позволяет уточнить любого собственника земельного участка, а не только тех, кто представляет публичные правовые образования.

Заказ платной услуги по получению сведений о правообладателе земли (выписки из ЕГРН) является правом любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего государственную пошлину.

Плата за добавленную землю

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких ЗУ и земель и (или) ЗУ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, происходит:

  1. на возмездной основе (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ)
  2. в соответствии с порядком и правилами, установленными:
    • Правительством РФ – в случае принадлежности земли государству
    • субъектом РФ – когда прирезаемый земельный участок является собственностью субъекта
    • органом местного самоуправления, когда «добавка» находится в муниципальной собственности

Расчёт платы выполняет орган власти. Произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю обязан главный интересант (заявитель).

Возможность регулирования муниципальными и региональными властями размера платы за прирезки к частным участкам установлена:

  • ФЗ «О местном самоуправлении»
  • Земельным кодексом РФ

Во всех субъектах РФ и муниципалитетах действуют порядок и правила расчёта платы.

Несколько примеров:

  1. в Ленинградской области – смотреть здесь
  2. в Московской области – смотреть здесь
  3. в Псковской области – смотреть здесь
  4. в Иркутской области – смотреть здесь
  5. в сельском поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района Московской области – смотреть здесь
  6. в Каладжинском сельском поселении Лабинского района Краснодарского края – смотреть здесь
  7. в сельском поселении Ищеинский сельсовет Краснинского муниципального района Липецкой области – смотреть здесь

Основные показатели в расчёте платы за прирезку

В расчёте размера платы (P) за добавленный муниципальную или государственный участок фигурируют следующие показатели:

  1. КСИСХ.УЧ.– кадастровая стоимость исходного участка
  2. КСобр.уч. – кадастровая стоимость образуемого при распределении участка гражданина
  3. Sдоб.уч. – площадь добавленной муниципальной или государственной земли
  4. Sисх.уч. – площадь исходного участка, к которому производится добавка из состава муниципальных и государственных земель
  5. Sобр..уч. – площадь участка, образуемого в результате перераспределения

Вопрос определения кадастровой стоимости участка образуемого в результате перераспределения земельных участков (КСобр.уч.), законодатель и региональные власти разрешили следующим образом:

  • Плата за «добавку» из федеральной земли

Р = 0.15 х  (КСИСХ. ФЕД.УЧ. / SИСХ. ФЕД.УЧ)  х  SДОБ.УЧ.

то есть размер платы составит 15% от кадастровой стоимости ЗУ, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части участка, подлежащей передаче в частную собственность путём перераспределения. Так установлено Правилами (пункт3).

  • Плата за добавку земли субъекта РФ  

Р = (КСИСХ.УЧ. / SИСХ.УЧ) х  SДОБ.УЧ.

то есть размер платы за добавленный участок, находящийся в собствености субъекта РФ, определяется как кадастровая стоимость земельного участка. подлежащего перераспределению, рассчитанная пропорционально площади части участка, подлежащего передаче в частную собственность.

Отдельные примеры

Постановлением Правительства Тюменской области «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения» (№180-п от 30 апреля 2015 года) утверждён такое правило для расчётов:

P = КСобр.уч. – КСИСХ.УЧ.

Постановлением Правительства Ярославской области №119-п от 11.02.2015 г.

утверждены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Ярославской области, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:

P = 0.15 (КСобр.уч. – КСИСХ.УЧ.)

Когда и куда вносится плата за добавленный участок?

Оплата за добавление к исходному участку дополнительной муниципальной или государственной земельной площади должна быть произведена в течение того срока, что указан в соглашении, а отсчитывается он со дня подписания Соглашения о перераспределении земельного участка.

Внесение платы на счёт органа власти, являющегося стороной этого Соглашения, должно быть выполнено в полном объёме.

После проведения оплаты заявителю необходимо предъявить в администрацию копию платёжного поручения с отметкой банка об уплате.

Когда делается межевание участка?

Межеванием нужно заняться после получения от администрации:

  • или решения об утверждении схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ)
  • или согласования расположения участка в соответствии с проектом межевания территории (ПМТ) поселения

Для проведения межевания нужно вновь обратиться к кадастровому инженеру за подготовкой межевого плана на увеличенный участок, образованный в результате перераспределения. По итогу выполнения межевания, кадастровый инженер подготовит межевое дело и проведёт постановку образованного участка на кадастровый учёт, отправив материалы в Кадастровую палату.

После этого заявитель должен предъявить в администрацию кадастровый план увеличенного участка. Это этап завершения процедуры заключения Соглашения.

После заключения Соглашения происходит следующая трансформация:

  • прекращается существование исходного ЗУ заявителя
  • образуется ЗУ с увеличенной площадью
  • появляется право частной собственности заявителя на земельный участок с увеличенной площадью
  • ЗУ, из которого произведена вырезка земли, продолжает существовать в изменённых границах

Внимание

Вы ознакомились с разделом №3 статьи

Начало статьи:

Продолжение статьи:

Полезная информация

  • Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
  • Риски от установления красной линии на земельном участке – здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать здесь

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_12603.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.