Бесплатное приобретение земельного участка в частную собственность

Содержание

Бесплатное приобретение прав на земельные участки – О Оглоблина , скачать книгу бесплатно

Бесплатное приобретение земельного участка в частную собственность

Целью настоящей работы является анализ законодательства Российской Федерации и субъектов Федерации о бесплатном предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также из земель, находящихся в частной собственности. Вопросы, связанные с бесплатным приобретением прав на земельные участки государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями нами не рассматриваются.

Граждане могут приобрести бесплатно земельные участки:

а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности — на праве собственности.

б) из земель, находящихся в собственности других граждан и юридических лиц:

— на праве собственности на основании договора дарения;

В соответствии с п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду, а также в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 ЗК РФ.

Как видим, о бесплатном приобретении земельных участков можно говорить лишь в двух случаях: при предоставлении в собственность и в безвозмездное срочное пользование. Возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сомнений не вызывает.

Иначе дело обстоит с предоставлением названных земельных участков гражданам в безвозмездное срочное пользование.

Согласно п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются «гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса». Подпунктом 1 п.1 ст.

24 ЗК РФ установлено, что в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только юридическим лицам, указанным в п.1 ст.20 ЗК РФ (т. е.

государственным и муниципальным учреждениям и федеральным казенным предприятиям).

Таким образом, приведенный анализ норм ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что граждане могут приобрести бесплатно земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только на праве собственности.

Следует иметь в виду установленные законодательством РФ ограничения в рассматриваемой сфере.

Так, право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Согласно п.5 ст.28 ЗК РФ названным лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату.

Следующее ограничение связано с правовым режимом соответствующего земельного участка. Законом могут быть установлены случаи, когда предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан не допускается.

К таким случаям относятся, в частности, изъятие земель из оборота и ограничение в обороте. Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ в частную собственность не могут быть предоставлены земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота.

Земельные участки, относящиеся к категории земель, ограниченных в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, когда их предоставление допускается федеральными законами.

В соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ «предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ».

Как видим, перечень нормативных правовых актов сформулирован в п.2 ст.

28 ЗК РФ исчерпывающим образом, что исключает возможность применения при определении случаев, когда земельные участки могут быть предоставлены в собственность бесплатно, актов Президента РФ, Правительства РФ и актов органов местного самоуправления.

В связи с этим, как может показаться граждане, которым право на бесплатное приобретение земли в собственность было предоставлено указами Президента РФ, постановлениями Верховного Совета РФ и Правительства РФ в настоящее время лишаются этой льготы. Однако, подробный анализ нормы п.2 ст.28 ЗК РФ позволяет заметить следующее.

Во-первых, названными актами были установлены категории граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков, а не случаи, при которых предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно.

Во-вторых, если прибегнуть к буквальному толкованию нормы п.2 ст.28 ЗК РФ, становится очевидным, что под «случаями» в контексте рассматриваемой нормы подразумеваются обстоятельства (ситуации, условия), при которых у определенного этими обстоятельствами круга граждан, возникает право на бесплатное приобретение права собственности на земельный участок.

Граждане, названные в таких «случаях», определяются безотносительно к их личности (см., например, п.5 ст.20 и п.3 ст.21 ЗК РФ).

Категории же граждан, напротив, определяются исходя из личностных характеристик определенных слоев населения, их социального, семейного или служебного положения (например, многодетные семьи, военнослужащие, граждане, награжденные орденами различных степеней и т. д.).

Вышесказанное, на наш взгляд, позволяет исключить применение п.2 ст.

28 ЗК РФ в случаях установления льготных категорий граждан, а поскольку иной порядок их определения ЗК РФ не предусматривает, следует исходить из того, что категории граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность, могут быть определены как нормами ЗК РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ, так и нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и органов местного самоуправления.

Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.9, 10 и 11 ЗК РФ (ст.29 ЗК РФ).

Согласно ст.

214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, являются государственной собственностью (п.2 ст.214 ГК РФ, п.1 ст.16 ЗК РФ). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ФЗ от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»
[13]

.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (ст.17 ЗК РФ).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.125, п.3 ст.214 ГК РФ).

Под органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов следует понимать прежде всего соответствующие органы исполнительной власти, хотя рассматриваемые правила ГК РФ и не исключают возможности реализации указанных правомочий также представительными органами государственной власти.

На уровне Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные права в соответствии со своей компетенцией прежде всего Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, отраслевые федеральные органы исполнительной власти. Среди правовых актов, определяющих статус указанных органов, следует назвать прежде всего Конституцию РФ, ФКЗ от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»

Предоставление земельных участков — комплекс взаимосвязанных организационно-правовых действий, осуществляемых с одной стороны, органами государственной власти или органами местного самоуправления, с другой, гражданами, заинтересованными в получении земельных участков.

Процедура бесплатного предоставления земельного участка включает следующие этапы:

1) обращение заинтересованного лица в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка.

Заявление должно содержать: цель использования земельного участка, местоположение, испрашиваемое право на землю, условия предоставления (за плату или бесплатно).

Федеральными законами могут быть установлены дополнительные требования и техническому сопровождению заявления о предоставлении земельного участка для определенных целей.

В заявлении о бесплатном предоставлении земельного участка целесообразно также указывать норму ЗК РФ, федерального закона или закона субъекта РФ, на основании которой заявитель имеет право на бесплатное приобретение земельного участка.

2) изготовление проекта границ земельного участка органом местного самоуправления (или по его поручению соответствующей землеустроительной организацией) и его утверждение;

Порядок определения норм предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно установлен ЗК РФ.

В соответствии с п.2 ст.33 ЗК РФ максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются:

а) федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;

б) законами субъектов РФ — из земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Договор дарения — гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) имущество в собственность.

Основу правового регулирования отношений, связанных с дарением, составляют правила ГК РФ, образующие общую часть обязательственного права (ст.307–453), а также специальные нормы о дарении (ст.572–582).

Положения ГК РФ, посвященные общим положениям о договоре дарения, запрещении, ограничении, отмене дарения, дополняются нормами, содержащимися в отраслевом законодательстве Российской Федерации. Например, отдельные нормы института дарения содержатся в НК РФ (п.6 ст.85, п.

18, 28 ст.217), ФЗ от 11.07.2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (ст.30)

[41]

Источник: https://litresp.ru/kniga/ru/%D0%9E/ogloblina-o-m/besplatnoe-priobretenie-prav-na-zemeljnie-uchastki

Новые законы о земельных участках в 2020 году

Бесплатное приобретение земельного участка в частную собственность

Все собственники земельных участков, которые не прошли межевание, в одночасье стали просто пользователями, которые могут только использовать участок для своих нужд.

Продать, подарить, вписать участок в наследство, заложить его в банке и т.д., теперь нельзя, пока запись об участке не появится в едином госреестре недвижимости.

А эта запись может появиться только после процедуры межевания.

Согласно нововведениям в земельное законодательство земельные участки подлежат обязательной регистрации в ЕГРН. Если собственника не могут найти в реестрах на протяжении пяти лет, его землю могут признать бесхозяйной, и тогда она отойдёт государству.

Многие приобретали недвижимость ещё при советской власти, и далеко не все наши дедушки и бабушки позаботились о постановке земельного участка на регистрационный учёт.

Поэтому для тех, кто получил такие земли по наследству, дарению или иным способом должны обязательно поставить её на регистрационный учёт, чтобы не потерять своё право собственности.

Новый закон о земельных участках 2020

Следует поспешить узаконить свои права на владение тем или иным земельным наделом, ведь с первых чисел января 2020 года парламент планирует установить беспрекословный запрет на распоряжение теми участками, в отношении которых не было проведено межевание. Соответственно, если межевание до 2020 года не было оформлено, то любому физическому лицу будет официально запрещено распоряжаться землей.

Изменения в земельном законодательстве с января 2020 года: действительно ли собственников лишат земли? Поправки в Закон о недвижимости, вступающие в силу в начале 2020 года, наделали много шума. Над владельцами земельных участков нависла угроза их изъятия. Действительно ли новый закон позволяет государству лишать собственников земли? И кого коснутся данные изменения?

Особенности нового закона по межеванию земельного участка бесплатно в 2020 году

Изменения в земельном законодательстве, в частности, в определении границ участков, породило массу спекуляций. Окончание «дачной амнистии» в декабре 2020 года обязало собственников наделов оформлять документы за свой счет. Уже сейчас невозможно межевание дачного земельного участка бесплатно, новый закон однозначно трактует, что это делается за счет собственников.

Установление фактических границ надела необходимо для составления корректной кадастровой карты. В ней указываются характеристики всех участков, в том числе площади, назначение и места расположения с соседними. Эта информация нужна для начисления правильной суммы налога.

Как сделать межевание земельного участка в 2020 году

Как проводят обязательное межевание земельного участка с 1 января 2020 года? Кадастровым инженером принимается обращение землепользователя, и на основании полученной от собственника документации проводится межевание.

Потом информацию о результатах межевания исполнитель кадастровых работ должен принести в Росреестр, чтобы внести сведения в Единый государственный кадастр недвижимости, либо эти сведения самостоятельно предъявляет муниципалитет в Росреестр в форме карты-плана (итоговая документация комплексных работ).

Так или иначе, необходимая информация будет внесена в кадастр без участия собственника, если он обратится к исполнителю комплексных работ и предоставит необходимые данные.

Рекомендуем прочесть: Налог на выигрыш в лотерею в россии

Каждый гражданин России при оформлении любого вида земельного участка обязательно должен зарегистрировать его в кадровом регистре.

Но эту операцию невозможно провести, если отсутствует специальный межевой план на участок.

Как это было и раньше, такой план нужен для обозначения чётких границ и координат местонахождения территории, однако межевой план с 1 января 2020 года будет несколько изменён.

Что такое межевание земельного участка по новому закону 2020 года

Заказчиком комплексных кадастровых работ может выступать муниципальное образование или Министерство имущественных отношений региона. Уточнить, включен ли его участок в проект межевых работ, собственник может, обратившись в одну из этих структур. Запрос лучше оформить в письменном виде.

С вступлением в силу поправок в Земельный кодекс РФ межевание земельного участка приняло обязательный характер. Межевание участка является необходимым условием владения землей по праву и ее распоряжением. Эту процедуру законодатель планирует завершить до конца 2020 года. Тем, кто этого не сделает, станет невозможным узаконить постройки на данном участке, а также продать его, подарить и т.д.

Новый порядок изъятия земельных участков в 2020 году: что нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола

Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.

Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.

По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.

Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.

Новые изменения в законе о земельных участках 2020 года

В дальнейшем разрешить ситуацию и вернуть назад участок будет затруднительно и возможно лишь через суд. Важным моментом также является тот факт, что если надел был поставлен на учет до 2012 года, то значиться в Госкадастре он не будет. Существенно пострадать в такой ситуации могут дачники, которые еще не успели выполнить регистрацию.

Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой.

Рекомендуем прочесть: Перевозка детей в автомобиле с 1 июня 2020 года на переднем сиденье

Алгоритм межевания земельного участка в 2020 году

Процедура межевания может проводиться только квалифицированными специалистами, который должен иметь лицензию. Выбор компании осуществляется на основании следующих признаков: наличие аттестации, количество аттестованных инженеров (их должно быть более трех человек) и сведения об инженере в Росреестре.

передается во владение или пользование другому гражданину (сюда включены и территории муниципальных или государственных властей);

который перераспределяется в зависимости от каких-либо обстоятельств;

который должен разделяться, передаваться или объединяться.

Можно ли провести межевание земельного участка бесплатно

​Новый закон о земельном кадастре вступил в силу с 01.01.2020 г. С его принятием многое меняется в процедуре регистрации прав на землю и внесении данных о земельных участках в кадастр.

Создается новая единая учетно-регистрационная система и единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Все сведения, которые уже содержатся в кадастре, будут перенесены в ЕГРН.

Эта система будет создаваться постепенно, но все новые регистрационные мероприятия будут происходить уже в соответствии с вступившим в законную силу законом.

Комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии со специальной федеральной программой. Ее реализация позволит сократить число неучтенных участков и расширить налогооблагаемую базу. Для землевладельцев тоже плюс – они смогут бесплатно получить документы на свою собственность.

Новый закон о садоводстве с 1 января 2020 года

Ранее на учет ставились участки с различными разрешенными использованиями. В соответствии с новым законом участки с разрешенным использованием «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства», «для дачного строительства» с 1 января 2020 года считаются садовыми земельными участками.

До 1 января 2024 года на рассмотрение общего собрания должен быть вынесен вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования (в том числе земельного участка общего назначения), принадлежащего товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность садоводов пропорционально площади их участков.

Межевание земельного участка бесплатно новый закон 2020 в крыму

Подготовить документы. В большинстве случаев достаточно выписки из ЕГРН и паспорта. Заказать информацию из ЕГРН можно в электронном виде. Для этого рекомендую сервис Ктотам. Про, который присылает готовую выписку в течение часа. Стоимость та же, что и в МФЦ — 250 рублей. Данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП);

Как уже было замечено, мероприятие должно осуществляться специализированными компаниями или предпринимателями, имеющими официальное разрешение на занятие такой деятельностью.

Поскольку оборудование и сама лицензия имеют высокую стоимость, процедура межевки, чаще всего, носит платный характер и стоимость ее весьма внушительна.

Для многих землевладельцев это становится существенным препятствием при исполнении требований закона.

Межевание земельного участка до 2020 года: закон

Инициатором периодически выступает хозяин участка, а также чиновники. От землевладельца требуют только необходимые бумаги, а также доступ к обозначенной территории. Вдруг о проведении обязательного межевания на дачах просите Вы или кто-то из соседей, то временные рамки согласовываются, и приходит письменное уведомление.

По сути, людям начинает казаться, что в межевании их территории заинтересовано исключительно государство, так как это чревато новыми налоговыми платежами. Но, в данном положении вещей также реально найти и опровержение, геодезисты все могут объяснить доступным языком.

Источник: https://www.law40.ru/zemelnoe-pravo/2020-05-14/novye-zakony-o-zemelnykh-uchastkakh-v-2020-godu

Бесплатное предоставление земельного участка в собственность гражданам РФ

Бесплатное приобретение земельного участка в частную собственность

Получить землю в собственность всегда достаточно выгодно, так как это ресурс является одним из основных, используемых как для возведения своих собственных домов, так и для создания производства или ведения сельского хозяйства. Этим обусловлено большое количество желающих приобрести тот или иной земельный участок в собственность.

Как правильно оформить в свое владение земельный участок? И кто может рассчитывать на бесплатную передачу в собственность земли?

Что подразумевают под передачей земли в собственность

Во втором случае это могут быть варианты получения также через сделку купли-продажи, либо через Постановление руководителя специализированного органа, занимающегося вопросами распределения и реализации земельных участков из фондов муниципального образования или субъекта Российской Федерации.

Передача земли в собственность осуществляется по итогам завершенной сделки (в этом случае сделкой необходимо считать не только процедуру купли-продажи или дарения, но и безвозмездной передачи земли на основании реализации соответствующего права потенциальным собственником, так как стороны-участницы заключаемого соглашения с юридической точки зрения выделяются абсолютно явно, как и предмет заключаемого соглашения в виде передаваемого земельного участка) в тот момент, когда официально оформляется свидетельство о праве собственности, выдаваемое новому владельцу надела.

Фактически же заявить свои права новый собственник может только после получения соответствующего документа, подтверждающего такие права.

Кто может получить землю бесплатно

Так как передача земли в собственность может осуществляться не только по результатам подписания договора купли-продажи или совершения дарственной, но и в результате вынесения соответствующего постановления руководителем органа, занимающегося распределением земельного и имущественного фонда того или иного административного образования, следует отметить, что есть категории граждан, имеющих право на бесплатное получение земли в силу обладания льготами на приобретение различных видов недвижимого имущества.

К таким категориям будут относиться:

  • Представители многодетных семей, если трое и более детей в такой семье не достигли возраста восемнадцати лет, и статус многодетной семьи подтвержден документально соответствующими органами. При этом, законодатель не делает разницы в том, рождены ли дети в этой семье или усыновлены с полным оформлением процедуры усыновления. Цель получения земельного участка может быть только одна — осуществление индивидуального жилищного строительства.
  • Владельцы домов, расположенных на приобретаемом участке, если регистрация такого дома была произведена до момента вступления в силу действующего Земельного Кодекса Российской Федерации (основание возникновения права собственности на дом в этом случае не играет роли – достаточно, чтобы дом был первый раз зарегистрирован в Росреестре до начала действия указанного нормативного акта).
  • Герои социалистического труда и герои труда РФ (они могут получить землю бесплатно только для осуществления индивидуального жилищного строительства, а также для ведения личного подсобного хозяйства, либо для целей осуществления садоводства и огородничества).
  • Еще одна льготная категория, которая может рассчитывать на бесплатное получение земли, – это герои РФ и герои Советского Союза. Им земли будут выделять для таких же целей, как и героям труда.

Условия получения

Если речь идёт о бесплатном получении земельного участка, то необходимо отметить, что для такого приобретения потенциальный собственник должен соблюсти определенные условия:

  • Лицо, претендующее на получение земельного участка в собственность, должно обязательно являться гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории государства и имеющим постоянную работу;
  • Если речь идет о многодетной семье, то все дети и оба родителя должны быть прописаны на одной территории, а брак между родителями должен иметь официальную регистрацию (обязательно наличие документа, подтверждающего этот факт);
  • Использование участка, который планируется получить в собственность, по прямому назначению, должно осуществляться в срок не менее пяти лет с момента передачи его потенциальному собственнику (например, в безвозмездное пользование или в аренду);
  • Размер участка не может превышать 15 соток (если речь идет об осуществлении индивидуального жилищного строительства).

Процедура получения земли

Так как получение земельного участка в собственность является юридически значимым действием, для исключения возможности оспаривания такого акта необходимо полностью соблюсти весь алгоритм.

Первым этапом будет подбор наиболее удобного варианта, который будет соответствовать требованиям законодательства относительно предоставления участков в собственность.

Подобрать наиболее хороший вариант можно либо путем изучения выставленных на продажу участков (с помощью анализа имеющихся объявлений), либо через изучение публичной кадастровой карты (она размещена на сайте Росреестра и содержит информацию о тех земельных участках, которые свободны для приобретения).

На втором этапе будет происходить установление возможностей приобретения конкретного участка в собственность (зарезервирован ли этот участок для продажи какой-либо организации, имеет ли официально оформленные кадастровые документы, есть ли на участке какие-то обременения по возможностям их использования и т.д.).

Третий этап подразумевает оформление всех необходимых кадастровых и межевых документов, главной целью которого будет получение кадастрового номера, с помощью которого в дальнейшем есть возможность реализовать далее приобретённый участок или совершить иные сделки имущественного характера с ним).

Четвертый этап посвящен подаче основного заявления и проверке всех представленных документов, подтверждающих факт наличия права бесплатного получения участка в собственность или реализации права преимущественного выкупа участка (то есть без участия в торгах).

Во время пятого этапа будет происходить либо подготовка договора купли-продажи участка и его подписание, либо составление Постановления руководителя соответствующего органа о выделении участка просителю.

На шестом этапе происходит оформление возникшего права собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи или подписанного руководителем уполномоченного органа Постановлении о безвозмездном предоставлении участка в собственность просителю.

На этом этапе происходит ещё и окончательная проверка всех предоставленных документов с целью исключения возможности совершения сделки мошенническим путём либо вариантов подписания договора с явными нарушениями действующего законодательства.

В том случае, если при проведении проверки будет выяснено, что сделка не является юридически чистой, в регистрации права собственности новому владельцу будет отказано, а при обнаружении элементов мошеннических действий может быть возбуждено уголовное дело по соответствующим основаниям.

Однако для государственных органов, занимающихся вопросами распределения недвижимого имущества, в том числе и земельных участков, этот порядок состоит только из проведения проверки (на трёх этапах) предоставленных документов, на основании которых в последующем будет приниматься решение о том, предоставлять ли участок и давать ли возможность реализовать право преимущественного выкупа потенциальному собственнику или нет.

Какие расходы необходимо учитывать

Даже в том случае, если речь идет о безвозмездной передаче в собственность земельного участка, потенциальному владельцу следует понимать, что определенные расходы ему понести придется в любом случае.

К таким обязательным тратам будут относится:

  • Расходы на осуществление всех необходимых кадастровых мероприятий (получение кадастрового паспорта и выписки из кадастрового плана являются платными, а размер госпошлины за оформление этих документов устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации в рамках дополнительной системы налогообложения);
  • Плата за проведение межевых работ и оформление акта межевания (размер вознаграждения организациям, проводящим такие работы, устанавливается прейскурантом цен на проведение таких работ внутри самой организации, но при этом учитываются те предложения, которые существуют на рынке в конкретном субъекте Российской Федерации) является самой высокой из всех тех расходов, которые предстоит понести потенциальному собственнику при подготовке всех документов, необходимых для получения участка в собственность;
  • Еще одним видом расходов станет вознаграждение нотариусу за заверение всех копий документов, которые будут предоставляться как в уполномоченный на распределение недвижимого имущества орган власти, так и в территориальные подразделения Росреестра;
  • Последний вид расходов, который предстоит понести потенциальному собственнику, будет оплата государственной пошлины за переоформление права собственности. Ее размер в настоящий момент установлен и составляет две тысячи рублей для физических лиц и двадцать две тысячи – для юридических. С 2016 года эта сумма пока не менялась. Не изменилось также и правило, согласно которому оплатить эту сумму должен каждый из потенциальных собственников, на которых право собственности будет оформляться. Оплата этой суммы потребуется на последнем этапе, когда в Росреестре будет происходить оформление свидетельства о праве собственности.

Однако, несмотря на кажущийся большой объем вложений в оформление всех необходимых документов, относительно стоимости приобретаемого участка эта сумма будет достаточно маленькой, что в любом случае поможет оказаться в выигрыше потенциальному владельцу.

Каких сложностей стоит опасаться

Перечень таких сложностей является классическим и будет состоять из следующих пунктов:

  • Неправильно оформленные документы (из-за них больше всего отказов в совершении сделок);
  • Недооформленные документы (например, которые подтверждают право на преимущественный выкуп земельного участка);
  • Перевод участка в земли, находящиеся в зоне отчуждения (например, участок перевели в такую категорию земель уже после того, как все документы были поданы заявителем, потому что был согласован проект строительства, например, крупной электроподстанции, которая будет обеспечивать электричеством несколько населенных пунктов);
  • Приобретение участка в собственность другим заявителем при условии, что он реализует свое право преимущественного выкупа раньше, так как раньше подал документы об этом.

Получение земли в собственность от государства — достаточно затратное дело по времени и финансам.

Однако, если вести речь о разнице между покупаемым участком и приобретаемым на безвозмездной основе, то выгода будет очевидна.

Кроме того, если оформление земли происходит представителями таких категорий граждан, которые имеют право на льготы в системе налогообложения и оплаты госпошлины за различные юридические действия, то здесь можно сказать, что величина расходов также существенно снизится.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/v-sobstvennost.html

Собственность на землю граждан и юридических лиц

Бесплатное приобретение земельного участка в частную собственность
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земля в собственности » Собственность на землю граждан и юридических лиц

В статьях 35 и 36 Конституции РФ закреплены нормы, которые наделяют граждан государства правом владения, распоряжения и пользования собственностью, в том числе и земельными участками.

Земельная реформа, проведенная в России, стала детерминантой того, что созрела необходимость отказаться от исключительно государственной собственности на землю. Иными словами, появились новые виды земли: частная и муниципальная.

Перед тем как перейти к раскрытию основной темы статьи, необходимо выделить ключевые отличия дефиниций «собственность» и «право собственности».

Обратившись к юридической теории, можно сделать вывод о том, что собственность – это форма присвоения любых предметов, будь то средства и орудия труда или же предметы потребления, иными словами, это то, что произведено самой природой либо усилиями человека. Право собственности – это совокупность всех правомочий владения, распоряжения, пользования имуществом, которые принадлежат владельцу земли – субъекту.

Если обратиться к главному нормативно-правовому акту России – Конституции РФ, то в ст. 35 и ст. 36 закреплены нормы, которые наделяют граждан государства правом владения, распоряжения и пользования собственностью, в том числе и земельными участками.

Частная собственность на землю и ее виды в РФ

Земельный кодекс РФ дает четкую трактовку понятию частная собственность – это земельные участки, которые были приобретены гражданином или же юрлицом на основаниях, изложенных в современном российском законодательстве. Иными словами, приобретение участка должно осуществляться законно.

При этом законодательно установлено, что все граждане и юридические лица без исключения имеют равные права на доступ к приобретению земельного участка в собственность. Кроме того, не существует различий и в правомочиях указанных лиц, а также в дальнейшем правовом режиме оформленных земель.

На сегодняшний день выделяется два основных вида частной собственности на землю:

  • индивидуальная собственность, правообладателем которой является гражданин или же юридическое лицо.
  • общая собственность.

Таким образом, владение, распоряжение или же пользование земельными участками может осуществляться субъектами права как в индивидуальном порядке, так и общественном.

Общая собственность на участок земли может возникнуть в двух случаях:

  • в силу закона (норма закреплена законодательными актами РФ);
  • по договору между участниками (при этом происходит объединение земельных участков субъектов по добровольному согласию).

При этом выделяются следующие виды общей частной собственности:

  • совместная (в указанном случае не происходит выделение долей земли, которые должны были принадлежать каждому из участников соглашения);
  • долевая (каждый субъект правоотношений заранее знает о своей доли в собственности).

Передача земельных участков в частную собственность. Бесплатная передача земли в собственность

Порядок передачи земли в частную собственность регламентируется ЗК РФ. Ст.

28 данного Кодекса гласит, что земельный участок, который находится в государственной или же муниципальной собственности, может быть передан гражданину или юридическому лицу за определенную плату.

Но данная статья регламентирует одномоментно возможность передачи земельного участка бесплатно, если существуют основания, перечисленные в ЗК РФ, федеральных законах РФ и законах субъектов РФ.

В юридической практике распространены случаи, когда земля передается в частную собственность бесплатно с учетом основания, указанного в ст. 20 п. 5 ЗК РФ.

Для этого субъекты правоотношений должны доказать факт владения земельным участком на праве бессрочного использования. В данном конкретном случае речь идет уже не о предоставлении муниципальной или государственной земли, а о процедуре изменения вида собственности с постоянного пользования участком на право собственности.

Но и в данном случае существуют исключения. Граждане, которые обладают правом постоянного пользования землей, могут лишь однократно приобрести бесплатно участок в частную собственность.

Взимание каких-либо дополнительных финансовых издержек, кроме закрепленных законом госпошлин, нарушает порядок передачи государственной или муниципальной земли частным лицам.

Это может стать основанием для отмены решения, принятого незаконным способом.

Сделка, которая позволяет приобрести земельный участок бесплатно, должна быть зарегистрирована в учреждении юстиции, регистрирующем права собственности. Только в этом случае владение землей будет считаться полностью законным.

Ограничения на передачу земельных участков в частную собственность

Законодательство РФ предусматривает категории земельных участков, которые не могут быть переданы в частную собственность. Иными словами, ст. 27 ЗК РФ устанавливает ограничения на оформление земли в частную собственность следующих категорий:

  • изъятые из оборота (таковыми являются участки, отнесенные к заповедным зонам и национальным паркам);
  • ограниченные в обороте (земли в составе лесничества).

Правовой режим пользования, распоряжения и владения сельскохозяйственными землями намного либеральнее. Но при этом государство также может накладывать определенные ограничения на правомочия со стороны собственника. Кроме того, субъектами права должен выполняться ряд обязанностей:

  • своевременная оплата земельного налога;
  • осуществление мероприятий, направленных на охрану земельных участков;
  • соблюдение регламента градостроения;
  • своевременное использование и облагораживание территорий;
  • эффективное использование земли в соответствии с первоначальными целями.

Объекты и субъекты частной собственности на землю

Объекты частной собственности на землю прописаны в ст. 15 ЗК РФ. В частности, это:

  • земля, которая прошла оформление согласно законодательству РФ и на праве собственности принадлежит гражданину или юридическому лицу;
  • земля, которая считается государственной или муниципальной собственностью.

При этом объекты права должны обладать следующими характеристиками:

  • индивидуализация (каждый участок должен иметь кадастровый номер, границы, определенные и зафиксированные в официальной документации, площадь, а также определенный вид пользования и предназначения, разрешенный госорганами);
  • качественные характеристики (например, выделенные доли, если предусмотрена общая долевая собственность);
  • кадастровая оценка стоимости земельного участка;
  • оборотоспособность территории;
  • делимость участка, т.е. соответствующий размер.

Субъекты права частной собственности также определены ст. 15 ЗК РФ. Это лица, которые являются собственниками того или иного участка земли, но при этом должен быть полностью соблюден порядок и процедура признания их таковыми.

Субъектами частной собственности считаются:

  • физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, на которых наложены государством определенные ограничения, лица без гражданства);
  • юридические лица (в том числе и иностранные с ограниченными правами);
  • Российская Федерация;
  • субъекты РФ;
  • муниципальные образования.

Приобретение земельного участка в собственность юридическим лицом и иностранным гражданином

Юридические лица, так же как и граждане, могут приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на единых основаниях. Процедура купли-продажи давно прошла утверждение и практически не изменяется с течением времени:

  • На первом этапе необходимо направить заявление в орган местного самоуправления на приобретение участка или участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности.
  • После того, как госорганы примут решение о купле-продаже земель, находящихся в собственности муниципалитета или государства, предложение приобретения участка адресуется заявителю.
  • Если были выявлены какие-либо нарушения в документации (например, неправильно проведена кадастровая оценка), то проводится процедура по их устранению.
  • Далее следует оформление договора купли-продажи, что регламентируется ст. 32 ЗК РФ.

Что касается приобретения земли иностранным гражданином, то здесь государство накладывает определенные ограничения. В частности, таким субъектам запрещена покупка земли на приграничных территориях (даже если проведена государственная оценка, участок поставлен на кадастровый учет и т.д.).

Перечень запретных приграничных территорий устанавливает лично Президент РФ.

Кроме того, иностранные граждане, доля капитала которых составляет более 50% при оформлении права собственности, не имеют право приобретения земель сельскохозяйственного предназначения. Они предоставляются им на правах аренды. Основания прописаны в Законе №101-ФЗ.

Не предусмотрена законодательством РФ и возможность получения бесплатно иностранным гражданином земельного участка с правом постоянного пользования (ст. 20 п. 5 ЗК РФ). Приобретение такого участка может проходить только за плату после того, как будет проведена кадастровая оценка.

Приобретение земельного участка из муниципальной собственности

Выкуп земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, может происходить только в следующих ситуациях:

  • приобретение происходит собственником капитального строительства на территории этой земли. При этом субъект выплачивает стоимость, но не выше той, которая была установлена в момент оценки;
  • выкуп доли земельного участка собственниками многоквартирного жилого помещения;
  • приобретение земли по праву бессрочного пользования;
  • выкуп участка гражданами, которые стали обладателями права на землю до наступления 29 октября 2001 года;
  • покупка земли гражданами и юридическими лицами с целью строительства жилого помещения;
  • приобретение участка для целей, не связанных со строительными работами;
  • выкуп участка лицом, который подписал договор на развитие территории.

Процедура оформления земли в частную собственность

Процедура приобретения земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, подразумевает собой соблюдение определенных этапов:

  • Перед оформлением сделки необходимо провести межевание участка, если существуют какие-либо вопросы о правомерности установленных границ. Кроме того, этого требует порядок составления картографических и геодезических документов.
  • После выделения определенной территории надел ставится на кадастровый учет, что придает ему характер индивидуализации.
  • На третьем этапе проводится экспертиза, которая позволяет выявить законодательные нарушения или их отсутствие при определении границ надела.
  • Представленная заявителем документация подлежит тщательному анализу, что позволяет подтвердить наличие прав субъекта на эксплуатацию земли и отсутствие дополнительных обременений на этот участок.
  • После проверки осуществляется оформление свидетельства о собственности с передачей всех правомочий заявителю и выдача подтверждающих документов.

Предусмотрены российским законодательством и основания, которые могут стать причиной для прекращения права частной собственности как в добровольном порядке, так и принудительном.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemlya-v-sobstvennosti/sobstvennost-na-zemlyu-grazhdan-i-yuridicheskih-lic.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.