Бессрочная аренда земельного участка

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в собственность, в аренду

Бессрочная аренда земельного участка

Одним из видов владения и пользования земельным участком является право постоянного (бессрочного) пользования.

С введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются, однако данное право пользования сохраняется и сегодня.

С 2001 года российским законодательством предусмотрена возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности (п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»)

Переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком необходимо как гражданам (физическим лицам), так и организациям различных форм собственности (юридическим лицам).

Порядок переоформления и необходимые документы мы рассмотрим ниже.

Право на переоформление

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности возможно для граждан, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования были предоставлены:

  • для ведения личного подсобного, дачного хозяйства;
  • для огородничества или садоводства;
  • для индивидуального гаражного и жилищного строительства.

Кроме того, имеют право на переоформление и те граждане, которые вступили в права наследования на объекты недвижимости, расположенные на таком земельном участке.

Действующим законодательством Российской Федерации не ограничен срок, в течение которого граждане должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на иные виды вещных прав.

Порядок переоформления для граждан

Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности гражданину необходимо, в первую очередь, подготовить документы, устанавливающие право на данный земельный участок (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Это могут быть:

  • Акт о предоставлении данного земельного участка;
  • Свидетельство или акт о праве на земельный участок;
  • Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок;
  • Иные документы.

Если к гражданину перешло право собственности на объект недвижимости (здание, сооружение), расположенный на таком земельном участке, то вместо указанных выше документов могут быть представлены документы, удостоверяющие право любого прежнего собственника указанного объекта на этот земельный участок, а также документ, удостоверяющий право собственности гражданина на расположенное на участке здание (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Для государственной регистрации правасобственности гражданину необходимо:

1) Обратиться с заявлением и указанными документами в территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) для государственной регистрации права собственности.

Сделать это можно в многофункциональном центре, почтовым отправлением или в форме электронного документа через официальный сайт Росреестра.

При предоставлении заявления гражданину необходимо предъявить паспорт, а его представителю – нотариально удостоверенную доверенность;

2) Оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей за государственную регистрацию права собственности.

Государственная регистрация права должна быть произведена в течение семи рабочих дней с даты поступления заявления и документов в Росреестр, а в случае подачи заявление и документов через МФЦ – в течение девяти дней (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

3) После государственной регистрации права собственности получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости. С момента государственной регистрации права собственности на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды гражданину необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и вышеуказанными документами.

В случае, если земельный участок находится в собственности:

  • Российской Федерации – обращаемся в Территориальное управление Росимущества субъекта РФ;
  • Субъекта Российской Федерации – обращаться в Министерство по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
  • Муниципального образования – обращаемся в Комитет по управлению муниципальным имуществом местной администрации.

Чтобы проверить в чьей собственности находится, нужно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости. О том как самостоятельно ее заказать, читайте здесь.

Срок рассмотрения заявления в государственном или муниципальном органе составляет – до 1 месяца.

2) По результатам рассмотрения заявления с гражданином будет заключен договор аренды земельного участка.

Обязанность переоформления

Юридические лица всех форм собственности, за исключением муниципальных предприятий и учреждений, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности по своему желанию (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Сроки переоформления

Действующим российским законодательством срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные виды прав был установлен до 1 июля 2012 года, а в случае с земельными участками, на которых расположены линейные объекты (линии электропередачи, связи, трубопроводы, дороги и т.д.) – до января 2016 года.

Если в указанный в законе срок, юридические лица не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, то сделать это можно и в настоящее время.

В связи с продлением срока, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами должно быть осуществлено до 01.01.2024 года в установленном законом порядке (п.

2.1 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).

Ответственность за нарушение сроков переоформления

В 2013 году Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность юридических лиц за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности.

Согласно данной статье, юридическому лицу, нарушившему срок переоформления права на земельный участок, грозит наложение штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей.

Порядок переоформления для юридических лиц

 Юридическому лицу для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок (см. в главе “Порядок переоформления для граждан”)  с заявлением и необходимыми документами (перечень документов установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475).

Срок рассмотрения заявления для юридических лиц составляет 1 месяц;

2) В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности юридическому лицу необходимо осуществить у органа власти выкуп земельного участка.

Стоимость выкупа определяется соответствующим органом (органом государственной власти или органом местного самоуправления) в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок (пункты 1.1. и 1.

2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации);

3) По результатам рассмотрения уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, может быть подготовлено распоряжение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.

4)  После вынесения распоряжения, нужно обратиться за государственной регистрацией права собственности или аренды (в случае, если договор аренды заключен на срок более 1 года) в Управление Росреестра через МФЦ.

Источник: https://zemsovet.ru/ispolzovanie/tituly-na-zemlyu/pereoformlenie-prava-postoyannogo-bessrochnogo-polzovaniya-zemelnym-uchastkom

Право бессрочного пользования земельным участком

Бессрочная аренда земельного участка

Право бессрочного пользования земельным участком — это право на использование земли, которая находится в муниципальной и государственной собственности, без ее приобретения.

Одним из видов вещных (имущественных) прав на землю являеется право постоянного бессрочного пользования земельным участком; 2020 год никаких изменений в порядок применения этого права не принес, однако есть нюансы, о которых не знают не только обычные граждане, но и руководители коммерческих организаций. В частности, такое вещное право является ограниченным и пользователи земли должны знать обо всех ограничениях. Поэтому выясним, как в соответствии с законодательством происходит предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование, а также на кого оно распространяется.

Что можно передать в постоянное пользование

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. То есть юридические лица или граждане не могут таким образом передавать свои наделы.

Основанием для выделения земли на таком основании является соответствующее решение государственного или муниципального органа, уполномоченного на управление земельными отношениями и собственностью государства, региона РФ или муниципалитета.

Форма такого решения утверждена распоряжением Минимущества РФ от 02.09.2002 N 3070-р. Она является рекомендованной.

Для того чтобы соблюсти требования закона, необходимо обязательно провести государственную регистрацию выделенной на таких условиях земли в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Землепользователи и условия использования земли

В п. 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ сказано, что гражданам земельные участки в постоянное бессрочное пользование не выделяются, равно, как и юридическим лицам. Это было возможно только до вступления в силу самого Земельного кодекса РФ в 2002 году.

Однако за физлицами сохраняется земля, выделенная им на этих условиях до вступления в силу этих ограничений. А вот организации были обязаны переоформить землю на аренду или приобрести ее в собственность до 1 января 2012 года.

Что большинство организаций успешно и сделали.

Таким образом, постоянное бессрочное пользование земельным участком 2020 возможно на законных основаниях только для:

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных);
  • казенных предприятий;
  • центров исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.

В соответствии с п. 1 статьи 269 Гражданского кодекса РФ лицо, которому участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и использование им в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Все землепользователи имеют возможность в силу статьи 40 ЗК РФ самостоятельно использовать землю в целях, для которых он предоставлен, а значит, возводить на нем здания, сооружения и другую недвижимость.

Также его можно использовать в других целях — для сельхозработ, высадки лесов, строительства дорог и т.д.

При этом здания, сооружения и прочее недвижимое имущество, возведенные на такой земле, являются собственностью землепользователя. Однако в силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а также статьи 3 Федерального закона от 17.11.

1995 N 169-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются только на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

Открытый перечень возможных способов использования земли на таких условиях приведен в п. 1 статьи 40 ЗК РФ.

же особенность, которую имеет постоянное бессрочное пользование земельным участком, — это его необоротоспособность. Это значит, что землепользователи не могут распоряжаться такой землей в полной мере, так как существует запрет на:

  • передачу в аренду или безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия на это собственника;
  • продажу или дарение;
  • передачу по наследству.

В частности, в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.

2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» сказано, что лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное использование, в том числе и при наличии согласия на это собственника. Разрешено только заключение соглашения об установлении сервитута и передачи в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии со статьей 269 ГК РФ и п.1 статьи 45 ЗК РФ.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается по тем же основаниям, что и пожизненного наследуемого владения. Кроме того, землепользователь может переоформить его в соответствии с законодательством.

Переоформление в аренду или собственность

Хотя использование земли на таких условиях является бессрочным и для граждан тоже, которые получили его до 2002 года, существует Концепция развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009), которой предусмотрено, что такое право не должно возникать в будущем. Поэтому были разработаны механизмы, создающие стимулы для трансформации этого права в другие вещные права, предусмотренные Гражданским кодексам РФ. В частности, землепользователи могут переоформить:

  • в собственность;
  • в аренду.

Тем более что если право собственности на здание, строение или прочую недвижимость на такой земле уже оформлено на землепользователя, законодательство обязывает его по своему выбору переоформить отношения с землевладельцем на аренду участка или приобрести его в собственность.

С этой целью уже давно были созданы и функционируют некоммерческие организации для ведения садоводства и огородничества, а также гаражные потребительские кооперативы, которые переоформляют права на участки, предоставленные ранее в постоянное (бессрочное) использование государственным или муниципальным унитарным предприятиям. Для юридических лиц за нарушение сроков переоформления даже предусмотрена административная ответственность по статье 7.43 КоАП РФ.

Источник: https://ppt.ru/art/zemlya/pravo-polzovaniya

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Бессрочная аренда земельного участка

Прошло четыре года с момента введения в действие нового Земельного кодекса РФ. С 30 октября 2001 г. по 30 октября 2005 г.

в главный земельный закон семь раз вносились изменения и дополнения, что не вызывает удивления, поскольку процесс становления рыночной экономики в России повлек за собой динамический процесс возникновения и развития рынка земли, требующий постоянной коррекции со стороны законодательной власти.

Применение Кодекса разъяснялось Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 24.03.05 N 11. Однако на сегодняшний день остаются вопросы, не разрешенные ни законодателем, ни высшими судебными органами.

В практике арбитражных судов, например, эпизодически возникают вопросы, связанные с применением п. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ к отношениям, возникшим до введения Кодекса в действие.

Напомним, что указанный пункт вопреки норме ст. 270 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает пользователю распоряжаться земельным участком, даже если на это согласен собственник участка.

Иными словами, пользователя лишили прав арендодателя.

В рамках настоящей статьи автор планирует осветить названную проблему на примере земельных участков, сданных в аренду национальными парками в соответствии с природоохранным и гражданским законодательством до введения Земельного кодекса РФ в действие.

Земельный кодекс РФ предусматривает следующие права на земельные участки: право собственности граждан и юридических лиц (право частной собственности); право собственности Российской Федерации (право федеральной собственности); право собственности субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности; право постоянного (бессрочного) пользования; право пожизненного наследуемого владения; право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), аренда, субаренда; безвозмездное срочное пользование земельными участками.

Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками регламентируется ст. 20 Земельного кодекса РФ.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Вместе с тем согласно п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Кодекса, сохраняется.

Среди земель, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании, обособленно стоят земли, изъятые из гражданского оборота.

Первостепенная роль в этих землях отведена земельным участкам, занятым находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.

Национальными парками объявляются территории, природные комплексы и объекты которых имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Национальные парки являются природоохранными и научно-исследовательскими учреждениями и относятся к объектам федеральной собственности. Указанные природные территории – важный экологический резерв ценных природных объектов страны.

В связи с этим обеспечение их охраны является первостепенной обязанностью государства, в границах которого они располагаются.

Поэтому на территориях парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национальных парков.

Однако не следует забывать, что другой немаловажной функцией, которую осуществляют национальные парки, является эколого-просветительская. Деятельность парков направлена на формирование экологической культуры в обществе и воспитание бережного отношения к природе. Вследствие этого на территориях национальных парков допускается создание условий для регулируемого туризма и отдыха.

Статья 17 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” (далее – Закон об особо охраняемых территориях) предоставляет возможность дирекциям национальных парков заключать договоры аренды с владельцами соответствующих лицензий.

Учитывая, что земля у национальных парков находится в постоянном (бессрочном) пользовании, указанная статья вступает в прямое противоречие с п. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ.

Земельный и Гражданский кодексы вопрос о таком полномочии, как распоряжение земельным участком при наличии на него права постоянного (бессрочного) пользования, решают различным образом.

По мнению Е.А.

Суханова, в противоречии с современными тенденциями развития правового регулирования отношений землепользования, связанными с закреплением многообразных вещных прав на земельные участки, Земельный кодекс РФ стремится уничтожить основные ограниченные вещные права на землю, оставив лишь право собственности и аренду. Это прямо вытекает из запрета дальнейшего предоставления земельных участков на правах постоянного (бессрочного) пользования. При этом из содержания данных прав изъято ограниченное правомочие распоряжения, что исключает возможность передачи соответствующих земельных участков в аренду и безвозмездное срочное пользование. При всей сомнительной практической целесообразности последнего решения его, как и общую линию Земельного кодекса РФ на сокращение титулов землепользования, можно объяснить желанием законодателя максимально упростить правовой режим земли*(1).

Итак, в соответствии с п. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

В силу же ст. 270 Гражданского кодекса РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование, но только с согласия собственника участка.

Российские ученые-цивилисты придерживаются двух позиций во взглядах на указанную коллизию.

В частности, по мнению А.А. Рябова, правомочие распоряжения по смыслу ст.

270 Гражданского кодекса РФ предполагает возможность заключать договоры аренды и договоры о передаче участков в безвозмездное срочное пользование.

Получить согласие собственника (государственного или муниципального образования в лице его уполномоченных органов) на такое распоряжение земельным участком при наличии указанного запрета вряд ли будет возможно.

В противоположность этому, норма ст.

270 носит императивный характер, следовательно, если в действующий Гражданский кодекс не будут внесены соответствующие изменения, право передавать участок в аренду или безвозмездное срочное пользование с согласия собственника у обладателя права постоянного пользования сохраняется. Это, в частности, подтверждается и ст. 267 Кодекса, закрепляющей право владельца земельного участка передавать его другим лицам в безвозмездное срочное пользование или аренду*(2).

Как считает И.А. Иконицкая, по смыслу п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ разрешение данной коллизии может быть основано на содержащемся в нем положении, в соответствии с которым имущественные отношения по распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено, в частности, земельным законодательством.

Иными словами, здесь законодатель устанавливает верховенство земельного законодательства над гражданским, видимо, основываясь на принципе приоритета специального закона над общим.

Однако, как представляется, применение указанного принципа в данном случае не обосновано, поскольку критерий разграничения общих и специальных законов определяется спецификой субъекта регулируемых отношений или их объектом.

В рассматриваемом случае нет ни того, ни другого, ибо указанные статьи Гражданского и Земельного кодексов регулируют абсолютно идентичные отношения. Думается, что приведенная коллизия может быть разрешена только путем внесения соответствующих изменений в Гражданский или Земельный кодексы*(3).

Однако нам ближе позиция второй группы ученых, согласно которой в этой коллизии норм законов приоритет имеет норма Земельного кодекса РФ*(4).

В соответствии с п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками сохраняется.

Однако при этом граждане и юридические лица не вправе распоряжаться этими земельными участками, хотя в силу ст. 270 Гражданского кодекса РФ и предусмотрено право передавать участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании в аренду или безвозмездное срочное пользование с согласия собственника.

С введением в действие Земельного кодекса это право, стало быть, больше не может быть реализовано*(5).

Кроме того, почти все противоречия между гл. 17 Гражданского кодекса РФ и Земельным кодексом РФ разрешил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ. Норму ст. 270 Гражданского кодекса о праве пользователя земельным участком передавать его в аренду рекомендуется не применять, так как пользователь лишен прав арендодателя согласно п. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ (п. 24 постановления).

Таким образом, не вызывает сомнения, что заключение договора аренды земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, после 30.10.01 недопустимо, такая сделка должна признаваться ничтожной.

Сложнее разрешить вопрос о судьбе земельных участков, переданных национальными парками до вступления Земельного кодекса РФ в действие. Остается ли у государственного учреждения статус арендодателя и вправе ли он получать арендную плату по таким договорам?

Бюджетное законодательство также не дает однозначного ответа на поставленный вопрос. Например, ст. 12 Федерального закона от 24 декабря 2002 г.

N 176 “О федеральном бюджете на 2003 год” и сходные нормы аналогичных законов за 2002 и 2004 годы устанавливают, что после разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от установленного права собственности на земельные участки. Однако применяется ли указанное положение к договорам аренды земель национальных парков с учетом применения положений гражданского и природоохранного законодательства?

В указанном вопросе практика арбитражных судов Российской Федерации пошла по двум направлениям.

По мнению Федерального арбитражного суда Московского округа, если договоры аренды заключены до вступления в силу Земельного кодекса РФ и продолжают действовать, то арендная плата не подлежит зачислению на лицевые счета учреждения, у которого земельный участок находится на праве постоянного (бессрочного) пользования. Причем под сомнение не ставится то, что учреждение продолжает оставаться арендодателем по действующему договору.

Принципиальная позиция Федерального арбитражного суда Московского округа по вопросу о возможности государственного учреждения (к числу которых относятся и национальные парки) получать плату от сдачи в аренду земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, отражена в постановлении от 28.05.03 по делу N КА-А40/3087-03.

Источник: https://fassko.arbitr.ru/novosti/vestnik/archive/8273.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.