Деловая зона города

Содержание

Общественно-деловая зона

Деловая зона города

6.

1 Общественная (общественно-деловая) зона населенного пункта предназначается для размещения административно-деловых, финансовых, научно-исследовательских центров, общественных учреждений и гостиничных комплексов, объектов культуры, образования, здравоохранения, спорта, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, открытых стоянок автотранспорта, наземных и подземных гаражей и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан, не требующих специальных мероприятий по обеспечению санитарной, экологической и взрывопожарной безопасности.

В перечень объектов, разрешенных к размещению в общественной (общественно-деловой) зоне, могут быть включены жилые здания (дома), а также памятники истории и культуры при соблюдении требований к их охране и рациональному использованию, приведенных в разделе 16 настоящего нормативного документа.

Состав и размещение общественных центров принимаются с учетом величины города, его социального значения в системе расселения и функционально-планировочной организации территории.

В крупных и крупнейших городах, а также в городах с расчлененной структурой общегородской центр, как правило, дополняется подцентрами городского значения.

В малых городах и сельских поселениях, как правило, формируется единый общественный центр, дополняемый объектами повседневного пользования в жилой застройке.

6.

2 Общественно-деловые зоны следует формировать как центры деловой, финансовой и общественной активности и размещать в центральных частях городов, на территориях, прилегающих к магистральным улицам, общественно-транспортным узлам, промышленным предприятиям и другим объектам массового посещения.

По типу застройки и составу размещаемых объектов общественно-деловые зоны городов могут подразделяться на многофункциональные (общегородские и районные) зоны и зоны специализированной общественной застройки.

6.

3 В многофункциональных (общегородских и районных) зонах, предназначенных для формирования системы общественных центров с наиболее широким составом функций, высокой плотностью застройки при минимальных размерах земельных участков, преимущественно размещаются предприятия торговли и общественного питания, учреждения управления, бизнеса, науки, культуры и другие объекты городского и районного значения, жилые здания с необходимыми учреждениями обслуживания, а также места приложения труда и другие объекты, не требующие больших земельных участков (как правило, не более 1,0 га), и устройства санитарно-защитных разрывов шириной более 25 м.

Жилая застройка городских градостроительных узлов должна быть представлена жилой частью в составе застройки общественных многофункциональных центров, в пределах 20-50% от общей застройки градостроительного узла.

6.

4 В составе общегородской многофункциональной зоны могут быть выделены территории общегородского центра, исторической застройки, в том числе ее особые сложившиеся морфотипы. Конкретные регламенты определяются градостроительной документацией, территориальными правилами застройки.

В исторических городах территорию общегородского центра допускается формировать полностью или частично в пределах зоны исторической застройки, при условии обеспечения целостности сложившейся исторической среды. При этом необходимо сохранять, восстанавливать и развивать наряду с общественной исторической застройкой жилую застройку, обеспечивая комплексность функционирования среды.

Тип и этажность жилой застройки в исторических зонах определяются проектом на базе историко-градостроительных исследований, выявляющих функциональные и архитектурно-пространственные особенности развития исторического города, его историко-культурные традиции, и устанавливающих требования и рекомендации к реконструкции существующей застройки, в том числе регламенты по использованию надземного и подземного пространства.

6.

5 Зоны специализированной общественной застройки формируются как специализированные центры городского значения – административные, медицинские, научные, учебные, торговые (в том числе ярмарки, вещевые рынки), выставочные, спортивные и другие, размещаемые как в пределах городской черты, так и за ее пределами.

При размещении указанных зон следует учитывать особенности их функционирования, потребность в территории, необходимость устройства автостоянок большой вместимости, создание развитой транспортной и инженерной инфраструктур, а также степень воздействия на окружающую среду и прилегающую застройку.

5.6 Смешанные зоны формируются в сложившихся частях городов, как правило, из кварталов с преобладанием жилой и производственной застройки.

В составе этих зон допускается размещать: жилые и общественные здания, учреждения науки и научного обслуживания, учебные заведения, объекты бизнеса, промышленные предприятия и другие производственные объекты (площадь участка, как правило, не более 5 га) с пожаровзрывобезопасными производственными процессами, не создающие шума, вибрации, электромагнитных и ионизирующих излучений, загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, не превышающих установленных для жилой и общественной застройки норм, не требующие устройства санитарно-защитных зон более 50 м, подъездных железнодорожных путей, а также не требующие большого потока грузовых автомобилей (не более 50 автомобилей в сутки в одном направлении).

6.

7 При реконструкции сложившейся жилой и производственной застройки в смешанных зонах следует предусматривать мероприятия по устранению вредного влияния предприятия на окружающую среду (изменение технологии с переходом на безвредные процессы, уменьшение мощности, перепрофилирование предприятия или отдельного производства или его перебазирование за пределы смешанной зоны в производственную зону).

Площадь территории, для которой может быть установлен режим смешанной производственно-жилой зоны, должна быть не менее: в городах – 10 га, в сельских населенных пунктах – 3 га.

6.

8 Выполнение нормативных требований по размещению обязательного комплекса объектов обслуживания и предусматриваемое размещение объектов общественного и производственного назначения должны обеспечить местами приложения труда на территории жилого района до 40% трудоспособного населения.

6.

9 Общественный центр жилого района рекомендуется совмещать с остановками городского транспорта, обеспечивая при этом нормативное время его доступности для жителей – не превышающем 15 минут.

Общественный центр жилого района следует формировать, как правило, объектами периодического обслуживания, размещаемыми на участках общественной застройки, участках и в группах смешанной жилой застройки.

В состав центра, кроме учреждений торговли, культуры, искусства, как правило, следует включать парк и спортивный комплекс.

6.

10 При формировании планировочной структуры жилых районов, в зонах влияния общественных центров и вдоль магистральных улиц районного значения допускается проектирование жилой и общественной застройки, нормы плотности которых превышают показатели приведенных в приложении 3 настоящего нормативного документа.

6.

11 В малых городах и поселках в районах усадебной застройки, а также в сельских населенных пунктах допускается формировать смешанные зоны с включением малых предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, а также других производственных объектов, размещение которых допустимо в жилых зонах с учетом экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

В сельских населенных пунктах по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора в составе смешанных зон допускается размещать малые предприятия, мини-фермы и другие сельскохозяйственные объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон шириной более 50 м.

Источник: https://studopedia.ru/17_165119_obshchestvenno-delovaya-zona.html

Как изменить Территориальную зону

Деловая зона города
Согласно Градостроительному кодексу, территориальная зона – это территория, для которой определены границы, и в отношении нее действуют установленные градостроительные регламенты.

К отличительным признакам любой территориальной зоны (пункты 2-4 статьи 85 Земельного кодекса РФ) относятся:

  • учёт особенностей её расположения и развития;
  • установленные границы;
  • возможность сочетания на территории зоны различных ВРИ ЗУ (видов разрешённого использования земельных участков) – жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков;
  • установленные для территориальной зоны градостроительные регламенты, составляющие основу правового режима включённых в неё земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений;
  • предотвращение возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Виды территориальных зон

Существуют следующие виды территориальных зон:

Жилые; общественно-деловые; производственные зоны; зоны инженерной и транспортной инфраструктур; зоны сельскохозяйственного использования; зоны рекреационного назначения; зоны особо охраняемых территорий; зоны специального назначения; зоны размещения военных объектов; иные виды территориальных зон.

Территориальные зоны детализируют функциональные зоны, то есть на отдельных их территориях, имеющих границы и функциональное назначение, устанавливают градостроительные регламенты, придавая каждому участку, включённому в территориальную зону, правовой режим.

ВРИ участков

Территориальные зоны определяют перечень допустимых в каждой из них видов разрешенного использования земельных участков и размещения (строительства) в них конкретных объектов капитального строительства.

Виды разрешённых использований, в свою очередь, подразделяются на следующие:

  • основные виды разрешенного использования, которые не могут быть запрещены при условии соблюдения особых градостроительных требований к формированию земельных участков и объектов капитального строительства и технических требований по подготовке проектной документации и строительству;
  • условно разрешённые виды использования;
  • вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые лишь в качестве дополнительных к основным видам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Где можно посмотреть территориальные зоны

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

Карту градостроительного зонирования, можно найти на сайте любого муниципального образования или набрать в поисковике «Генеральный план» с указанием адреса того муниципального образования, карту которого вы ищите. Например: Генеральный план города Нижнего Новгорода. Ссылка: https://depgrad.government-nnov.ru/?id=122729

Территориальные зоны имеют свою цветовую гамму, т.е каждая зона имеет свой цвет. Например: Зона Ж – 1 цвет желтый.

Изменение территориальной зоны земельного участка

Градостроительный кодекс Российской Федерации допускает возможность внесения изменений в генеральный план, а также правила землепользования и застройки поселений в случаях поступления в органы местного управления соответствующих обращений.

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Заявление об изменении территориальной зоны земельного участка должно содержать детальное обоснование необходимости внесения изменений в ПЗЗ именно по этому поводу. Ссылка на заявление: https://depgrad.government-nnov.ru/?id=123731

Если в качестве причины обращения указывается невозможность эффективного использования участка или недвижимого имущества, то нужны факты, подтверждающие это утверждение.

Например: земельный участок по документам – Земли промышленности, назначение земельного участка изменено в соответствии с постановлением или распоряжением уполномоченного органа, но сведения об этом изменении в градостроительную документацию (генеральный план, план землепользования и застройки) не внесены и согласно генеральному плану поселения, земельный участок имеет функциональную зону – СХ-2А – зона сельскохозяйственного назначения.Таким образом, невозможность эффективного использования участка, подтверждена информацией, указанной в первичных документах на земельный участок, где отражены сведения о том, что земельный участок имеет назначение – земли промышленности.

Серьёзное внимание уделяется заявлениям, где в качестве причины обращения доказывается нанесение вреда правообладателю участка, показывается уменьшение стоимости надела или капитальных объектов.

https://www.youtube.com/watch?v=Y3TMti_iK28

Объективность доказательств может послужить залогом благоприятного исхода в рассмотрении заявлений об изменении территориальной зоны земельного участка.

Из приведенных норм следует, что задачей органов муниципальных образований на стадии разработки и утверждения документов по территориальному планированию, является соблюдение баланса интересов собственников, обладателей иных вещных прав на земельные участки и публичных интересов, связанных с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия.

Таким образом, территориальные зоны вводятся для установления градостроительных регламентов, которые, в свою очередь, определяют правовой режим земельных участков, включённых в территориальную зону. Именно в этом и состоит главное градостроительное значение территориальных зон и их роль в формировании генерального плана поселения. Меня зовут Ренат, спасибо, что прочитали статью! Если есть желание, получать информацию по строительству и недвижимости, нажимай наподписку! И спасибо за лайк!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c90cd8709148900b5c914f9/kak-izmenit-territorialnuiu-zonu-5ce696075b8daa00b3384860

Общественно-деловые зоны

Деловая зона города

4.  ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВЫЕ ЗОНЫ

4.1.  Общие положения

4.1.1.

  Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, объектов делового, финансового назначения, стоянок автомобильного транспорта, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

В общественно-деловых зонах могут размещаться жилые здания, гостиницы, подземные или многоэтажные автостоянки, коммунальные и производственные объекты, осуществляющие обслуживание населения, встроенные или занимающие часть здания без производственной территории, экологически безопасные, объекты индустрии развлечений при отсутствии ограничений на их размещение, установленных органами местного самоуправления.

Градостроительные регламенты конкретных общественно-деловых зон определяются правилами землепользования и застройки муниципального образования.

4.1.2.  По составу размещаемых в них объектов общественно-деловые зоны могут подразделяться на многофункциональные (общегородские или районные центры) и зоны специализированной общественной застройки.

4.1.3.  В крупных городских округах и городских поселениях общегородской центр дополняется подцентрами городского значения.

Общественные центры городских округов и поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, формируют общественный центр районного значения.

4.1.4.  В малых городских округах и поселениях формируют единую общественно-деловую зону, которая является общественным центром городского округа, поселения, дополняемую объектами повседневного обслуживания, размещаемыми в жилой застройке.

4.1.5.  В сельских поселениях формируется поселенческая общественно-деловая зона, являющаяся общественным центром сельского поселения.

В сельских населённых пунктах формируется общественно-деловая зона, дополняемая объектами повседневного обслуживания в жилой застройке.

4.1.6.  Многофункциональные общественно-деловые зоны рационально решать как территории взаимосвязанных общественных пространств (главных улиц, площадей, пешеходных зон), формирующих в соответствии с размером и характером планировочной организации населенного пункта систему его центра.

В составе многофункциональной зоны общегородского центра рационально выделять ядро общегородского центра как зону максимального сосредоточения общественных функций.

4.1.7.  В исторических городах ядро общегородского центра формируется обычно (полностью или частично) в пределах зоны исторической застройки.

4.1.8.  Число, состав, размещение и площадь общественно-деловых зон принимаются с учетом величины населенного пункта, его роли в системе расселения и функционально-планировочной организации территории.

4.1.9.  Зоны специализированной общественной застройки формируются как специализированные центры общегородского значения – медицинские, учебные, спортивные, выставочные, торговые (в том числе ярмарки и вещевые рынки) и другие. Такие центры могут размещаться как в пределах границы населенного пункта, так и на территориях за границами населенных пунктов (между населенными пунктами).

Размещение и потребность в территории специализированных центров обусловливается особенностями их функционирования, потребностью в инженерном и транспортном обеспечении, а также характером воздействия на прилегающую застройку.

4.2.  Нормативные параметры застройки общественно-деловой зоны

4.2.1.  Планировка и застройка общественно-деловых зон зданиями различного функционального назначения производится с учётом требований данного раздела, а также раздела 3 РНГП.

4.2.2.  Проектом планировки в пределах территории общественно деловой зоны устанавливается размещение объектов общественного обслуживания, озелененных территорий, пешеходных зон, стоянок автотранспорта.

4.2.3.  В пределах многофункциональной общественно-деловой зоны рекомендуется принимать долю участков общественной застройки – не менее 40%, озелененных территорий общего пользования – не менее 20%, жилой застройки – не более 25%.

Плотность застройки кварталов территории многофункциональной зоны принимается в соответствии регламентами правил землепользования и застройки. Предельные параметры плотности застройки принимаются в соответствии с таблицей 31 раздела 12.2. настоящих РНГП.

4.2.4.  Длина пешеходного перехода из любой точки многофункциональной зоны до остановки пассажирского транспорта не должна, как правило, превышать 250 м.

4.2.5.  Длина перехода из любой точки общественного центра до ближайшей площадки временного пребывания автомобилей не должна, как правило, превышать 400 м.

4.2.6.  Здания в общественно-деловой зоне следует размещать с отступом от красных линий. Размещение зданий по красной линии допускается в условиях реконструкции сложившейся застройки при соответствующем обосновании.

4.2.7.  В общественно-деловой зоне в зависимости от ее размеров и планировочной организации формируется система взаимосвязанных общественных пространств (главные улицы, площади, пешеходные зоны), составляющая ядро общественного центра.

При этом формируется единая пешеходная зона, обеспечивающая удобство подхода к зданиям центра, остановкам транспорта и озелененным рекреационным площадкам.

4.2.8.  При проектировании комплексного благоустройства общественно-деловых зон следует обеспечивать: открытость территорий для визуального восприятия, условия для беспрепятственного передвижения населения, максимальное сохранение исторически сложившейся планировочной структуры и масштабности застройки, достижение стилевого единства элементов благоустройства с окружающей застройкой.

4.2.9.  Комплексное благоустройство участков специализированных зданий с закрытым или ограниченным режимом посещения (органы управления, учреждения здравоохранения и др.) следует проектировать в соответствии с заданием на проектирование и отраслевой спецификой.

4.2.10.  При проектировании транспортной инфраструктуры общественно-деловых зон следует предусматривать увязку с единой системой транспортной и улично-дорожной сети, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами городских округов, поселений.

Источник: https://pandia.ru/text/80/347/13927.php

Общественно-деловые зоны О-1, О-2, О-3, О-4

Деловая зона города

Земельные юристы нашей компании помогут определить или изменить общественно-деловые зоны О-1, О-2, О-3 и О-4 для вашего земельного участка. Такие территориальные зоны выделяют для размещения объектов культуры, коммерческих предприятий, учреждений здравоохранения, учебных заведений и прочего. Но допускается и строительство многоквартирных домов.

Каждое из перечисленных обозначений имеет свои особенности:

  • О-1 – это зона, имеющая несколько различных функций;
  • О-2 – специальная территория общественно-делового назначения;
  • О-3 – включает объекты для массового спорта и физкультуры;
  • О-4 – здесь размещают учреждения для отдыха и туризма.

И у каждой зоны есть основные, условные и вспомогательные виды использования.

Территориальная зона О-1

В пределах этой зоны обеспечены оптимальные условия для извлечения прибыли от капитальных объектов. Речь о торговле, предпринимательстве, банковской и общественной деятельности. Для общественно деловой зоны О-1 предусмотрены основные ВРИ:

  • коммунальное, бытовое и социальное обслуживание;
  • поликлиники и образовательные учреждения;
  • культурное и религиозное использование;
  • размещение рынков и магазинов;
  • развлечения, спорт, объекты связи и прочее.

К вспомогательным способам использования данной территории относят: создание складских помещений, обеспечение правопорядка в пределах зоны, коммунальные услуги, связь и спортивные учреждения.

Есть также и условно разрешенные виды: склады и объекты гражданского назначения. По каждому из них имеются свои предельные площади участков и характеристики застройки.

Территориальная зона О-2

На участках, относящихся к этому виду общественной застройки, осуществляется большой разброс функций бытового и социального характера. Основная цель таких предприятий – удовлетворение потребностей жителей района. В этой зоне действуют следующие основные виды использования:

  • медицинское и социальное обслуживание;
  • бытовые и коммунальные услуги;
  • обеспечение научной деятельности;
  • земли общего пользования;
  • обеспечение соблюдения прав внутри территории;
  • историческая и культурная деятельность.

К вспомогательным видам относят: магазины, гостиницы, обслуживание автомобилей, спортивные площадки, деловое управление и т.д.

Условно допустимые виды здесь более разнообразны: магазины, банки и страховые компании, объекты гражданского значения, общественного питания и прочее. Имеются отдельные требования по содержанию транспорта, установке гаражей и т.п.

Территориальная зона О-3

За массовые спортивные мероприятия и физкультуру отвечает эта общественно-деловая зона. В ее границах размещают объекты, где организуют спортивные мероприятия. Хотя основные способы использования включают также:

  • обеспечение общественного питания;
  • возможность размещения гостиниц;
  • создание причалов для небольших судов;
  • и зоны общего пользования.

В перечень вспомогательных ВРИ входят: объекты коммунального обслуживания, образовательные и просветительские учреждения, магазины, обслуживание транспорта и обеспечение правопорядка на территории зоны.

https://www.youtube.com/watch?v=lIbb3hRgcxU

Условно допустимые виды в данном случае не так разнообразны: размещение магазинов, ведение банковской деятельности, развлечения, страхование и т.д. Отдельные требования предъявляются к открытым автостоянкам, озеленению и хранению транспорта.

Территориальная зона О-4

На участках, относящихся к данной общественно-деловой территориальной зоне, размещают объекты для организации туризма и отдыха. Помимо них предусмотрено строительство недвижимости и ведение деятельности в целях удовлетворения духовных и других потребностей отдыхающих. Исходя из этого, установлены и основные виды использования:

  • обслуживание туристов и отделения связи;
  • создание санаториев, охота и рыболовная деятельность;
  • природный туризм, курорты и общественные территории.

Среди вспомогательных способов использования: магазины, передвижное жильё, банки и страховые компании, развлечения, внутренний правопорядок и прочее.

К условно разрешенным ВРИ в пределах этой зоны относят деловое управление, обслуживание транспорта, площадки для гольфа и т.д. Наши юристы помогут определить, к какой зоне относится ваш участок, и изменят его виды использования, если потребуется.

Изменение территориальной зоны и ВРИ Вашего земельного участка!

Источник: https://geoburo.ru/uslugi/obshchestvenno-delovye-zony-o.html

Функциональные зоны: определение, виды зон, определение границ и правила зонирования

Деловая зона города

Что такое – функциональная зона? Какой она может быть? В соответствии с чем устанавливаются ее рамки? Каковы основные правила зонирования? В каких сферах применяется это понятие? В соответствии с какими нормативными актами распределяются городские территории? Что первично при планировании обустройства поселений?

Что это? Определение

Согласно обобщающему определению, функциональные зоны – это места, для которых документальными актами территориального планирования и кадастрового учета четко обозначены границы и прописано конкретное назначение целевого использования.

Это понятие нередко путают с термином «территориальная зона». Между тем, у данных понятий различный смысл, хотя, безусловно, имеется и некоторое сходство между ними.

В чем отличие от территориальных зон?

Немного иной смысл имеет понятие «территориальные зоны». Функционального зонирования, конечно же, при разделении местностей по территориальному принципу тоже придерживаются. Однако у этого термина более специфическое, узкое значение.

Это местности, предназначенные для конкретного целевого размещения каких-либо объектов, к примеру, парков или же жилых районов, свалок, производственных зданий. Внутри каждой территориальной зоны может располагаться несколько функциональных, впрочем, обратная зависимость тоже существует.

То есть определение этого понятия заключается в следующем: зона, для которой определены и прописаны в соответствующих нормативных актах землепользования ограничения в застройке, а также территориальные границы.

Основные виды

Территориальные, как и функциональные, зоны подразделяются на несколько основных видов. Каждый из них характеризуется собственным целевым назначением и специфическими особенностями или же ограничениями в эксплуатации.

Основные функциональные зоны территории – это:

  • жилые;
  • общественно-деловые;
  • производственные;
  • сельскохозяйственные;
  • рекреационные;
  • особые;
  • охраняемые.

Каждый из данных видов подразделяется на более узкопрофильные подвиды, соответствующие непосредственному предназначению или же использованию.

Что такое рекреационные зоны?

Рекреационные функциональные зоны города – это следующие места:

  • лесопосадки;
  • парки;
  • прогулочные пешеходные улицы;
  • сады;
  • объекты, предназначенные для спортивных занятий;
  • водоемы и прочее.

То есть это те места города, в которых люди не живут или работают, а где проводят досуг, гуляют, отдыхают, занимаются спортом. К примеру, городская набережная или же парк с аттракционами – это рекреационные функциональные зоны в пределах общей территории.

Что такое общественно-деловые зоны?

К общественно-деловым местам относятся те территориальные участки, на которых расположены такие объекты:

  • коммунальные и бытовые службы;
  • больницы, поликлиники и прочие пункты обеспечения здравоохранения;
  • коммерческие и офисные здания;
  • магазины;
  • культурные, образовательные центры и прочее.

То есть, к примеру, здание театра, как и торгового центра – это часть общественно-деловой зоны города.

Казалось бы, что с тем, чем являются жилые функциональные зоны генерального плана города, никаких неясностей быть не может. Однако все не совсем просто, и эти территории тоже имеют собственные подразделения по видам.

Основные различия между этими территориями определяются максимально возможной этажностью застройки и ее плотностью. То есть существуют зоны малоэтажного строительства и прочие.

Что такое сельскохозяйственные зоны?

Достаточно специфичное использование территорий для городских поселений, однако это лишь на первый взгляд. Такие функциональные зоны включают в себя не только земли, на которых выращиваются какие-либо культуры или же разводится скот, но и места, к фермерскому производству отношения не имеющие.

К этим участкам относятся территории с располагающимися на них:

  • садоводческими товариществами;
  • дачными поселками;
  • домами частного сектора (в некоторых случаях);
  • цветоводческими хозяйствами и так далее.

То есть, например, территория с дачными поселками, обустроенными в конце позапрошлого столетия, как и садоводческие участки вблизи городской черты, только начинающие осваиваться, это – зона сельскохозяйственного назначения.

Что такое производственные зоны?

Это функциональная территориальная зона, участок или район в городе, где сосредоточены промышленные здания.

Однако помимо мест, в которых выстроены здания заводов или фабрик, к этому же виду зон относятся и участки различных инженерных коммуникаций, транспортная сеть и многое другое. К примеру, территория, на которой располагается городская подстанция, обеспечивающая электроснабжение, – это тоже часть производственной зоны.

Что такое особые зоны?

Городские функциональные зоны участка общей территории, использующегося своеобразно, это:

  • кладбища;
  • места скопления каких-либо отходов жизнедеятельности;
  • полосы санитарного контроля и прочее.

То есть это те территории, на которых размещены специфические целевые объекты или же прилегающие к ним участки.

Что такое охраняемые зоны?

Это те территории, которым придается особое значение, к примеру:

  • исторические заповедники;
  • памятники природы или культуры;
  • места, имеющие эстетическую ценность;
  • стратегические объекты;
  • участки, важные для осуществления научной деятельности, и прочее.

То есть если в каком-либо районе города начинаются археологические раскопки, то эта территория становится охраняемой зоной. Также к этому виду зон относятся участки, прилегающие к железнодорожным мостам, берегам рек, и многие другие места, нуждающиеся в охране или же подразумевающие в связи со своим целевым предназначением ограничения в доступе к ним.

В чем цель зонирования? основные типы

цель, с которой осуществляется функциональное зонирование, заключается в том, чтобы выделить в пределах городской черты однообразные по природным качествам участки, максимально подходящие для конкретного типа техногенной нагрузки. Разумеется, это делается и для наиболее рационального использования земельных территорий, с учетом интересов и удобства местных жителей и геоэкологической ситуации, конечно же.

Основные функциональные зоны в пределах городской черты и в непосредственной близости от нее подразделяются на три крупных типа:

  • промышленные;
  • селитебные или же жилые;
  • рекреационные.

Выделение именно этих зон в качестве основных обусловлено тем, что они имеют наибольшее значение для городского обустройства и, как правило, занимают крупные земельные участки в сравнении с другими.

Остальные зоны относятся к вторичным по значению и являются как бы вспомогательными. То есть они появляются потому, что в этом имеется необходимость, возникающая в процессе использования территорий, относящихся к одному из основных типов городского зонирования.

Определение границ и правила

Граница функциональных зон устанавливается с учетом целевого предназначения участка. Как правило, по типу предназначения, территории в рамках городской черты подразделяют на такие типы:

  • подходящие для жилой застройки;
  • выделяемые в особые группы;
  • оптимальные для обустройства производства;
  • нужные для обеспечения жизнедеятельности, то есть для инженерных, транспортных сетей.

Правила, которыми руководствуются при зонировании свободных территорий, прописаны в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в статье под порядковым номером 35.

Обычно функциональные зоны генерального плана городского или иного поселения территориально ограничиваются улицами, автострадами, магистралями. Они могут занимать любые площади как в один квартал, так и в несколько районов.

Главные параметры, по которым при первичном планировании, то есть в случае введения в эксплуатацию свободных новых земельных участков, определяются границы функциональных зон, прописаны в сборнике нормативных актов, называющемся «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Документ был утвержден в качестве основополагающего руководства для застройщиков в 2016 году в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Обычно этот сборник нормативных актов и предписаний называют в обиходе более кратко – «Правила». Именно этим документом обозначено то, что допустимо размещать, где это можно делать, а где нет. На примере это может выглядеть следующим образом.

Допустим, в начале прошлого столетия была построена фабрика, благополучно сохранившаяся до наших дней и продолжающая функционировать. Разумеется, это производство стало градообразующим, поселение выросло вокруг него.

Однако, согласно сборнику нормативных предписаний, новая застройка вблизи производственного здания не допустима, а уже стоящее рядом с ней жилье следует постепенно выводить из эксплуатации, то есть расселять и сносить или же использовать в иных нуждах.

Безусловно, на определение границ той или иной зоны влияет и ее целевое предназначение. Некоторые из вторичных типов в принципе не могут иметь четких рамок.

Например, электросети на планах городского функционального зонирования обозначены тонкими линиями, пронизывающими все без исключения территории. Это же можно сказать и о транспортной инфраструктуре, дорогах, канализации и различных объектах коммунального хозяйства.

То есть такие функциональные зоны, целью появления которых является обеспечение основных потребностей населения, четких границ не имеют. Они в принципе не могут быть ничем ограничены. Но это вовсе не означает, что для таких вторичных зон нет четких предписаний по их расположению.

То есть столбы с электрическими проводами не устанавливают в центре дорожного полотна, а кабели не закапывают глубже, чем это прописано в правилах.

Размещение и обустройство таких зон регламентируется не только градостроительными нормативными актами, но и рядом других законодательных предписаний, перечень которых напрямую зависит от целевого использования тех или иных функциональных зон. К примеру, обустройство и расположение кладбищ, канализации, желобов со сточными водами и прочих подобных объектов согласовывается еще и с санитарными и природоохранными нормативными законодательными актами.

Зачем это нужно?

Нормативная или же правовая база, предназначенная для наиболее оптимального функционального разделения, имеющаяся в распоряжении города либо иного поселения, территории, необходима для достижения конкретных целей.

В первую очередь к ним относятся:

  • сохранение чистоты экологической среды в местах проживания людей;
  • рациональное и максимально полное использование имеющихся земельных участков;
  • рачительное отношение к природным ресурсом;
  • создание наиболее удобных условий для проживания, отдыха и осуществления трудовой деятельности.

Разумеется, наиболее просто эти цели достигаются при возведении новых жилых массивов, промышленных районов, то есть в случае расширения территориальных границ поселения.

Источник: https://FB.ru/article/438208/funktsionalnyie-zonyi-opredelenie-vidyi-zon-opredelenie-granits-i-pravila-zonirovaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.