Для общего пользования уличная сеть

Содержание

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Для общего пользования уличная сеть

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.

Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.

Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Для общего пользования уличная сеть
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

Земельные участки общего пользования

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право прохода через чужой участок

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/zemelnye-uchastki-obshhego-polzovaniya.-dostup-na-zemelnyj-uchastok.html

Статус земель общего пользования

Для общего пользования уличная сеть

Вопрос земель общего пользования является наиболее сложным по теме правовых отношений в Земельном кодексе Российской Федерации. Используются эти участки с учётом их целевого назначения, поэтому возникает вопрос: как же иметь дело с подобными участками, возможна ли приватизация, облагаются ли налогами и как выявить самозахват территории?

Понятие земель общего пользования

Для начала определимся с понятием земли общего пользования. Это часть территории, которая принадлежит муниципалитету и предназначена удовлетворять нужды жителей населённого пункта с такой формой владения земли. На ней граждане имеют право беспрепятственно передвигаться, брать в аренду и пользоваться размещенными на территории природными объектами в законных рамках.

Виды земель общего пользования

ВидПримеры
пути сообщениядороги, улицы, бульвары, площади, набережные, трассы, проезды
собственность населённого пункта, цель которого — облагораживание и культурно-бытовое наследие для жителейпарки, скверы, сады, лесополосы, пляжи
территория с построенными сооружениями культурно-социального значенияпамятники, ансамбли
полигоны для захоронения бытовых и промышленных отходов
удовлетворение нужд города или посёлкажилой дом, баня, парковка

Для земель общего пользования выделяют территории транспортного сообщения с участками, если речь идёт об СНТ (садовом некоммерческом товариществе), для удовлетворения культурно-бытовых нужд города.

Нормативные акты о землях общего пользования

Все вопросы по поводу данного вида владения землёй решаются двумя документами: Земельным и Градостроительным кодексами. В них и находится информация о владении этими участками, незаконном захвате и эксплуатации. Также именно на Земельный кодекс РФ возлагается решение проблем регулировки и исполнения предписаний.

В дополнение к вышеперечисленным законодательным документам следует добавить и Гражданский кодекс, в котором сказано, что граждане имеют беспрепятственный доступ, могут находиться на территории общего пользования, эксплуатировать её возможности в соответствии с законом. Если на такой территории есть предприятие (или организация, зарегистрированная на физическое или юридическое лицо), то любой человек может присутствовать на территории предприятия при условии, что не будет портить имущество и не предоставит неудобств арендатору.

Варианты эксплуатации земель общего пользования

Всего их два: это либо безвозмездное и бессрочное пользование, либо аренда земельного участка. В этом и состоит главная особенность этих территорий – их нельзя передавать в частное владение, выкупать или приватизировать, потому что этот надел принадлежит государству.

Наиболее распространенным способом занятия этой земли является аренда. Для проведения процедуры нужно предоставить соответствующие документы в Горисполком населённого пункта, в котором хотите арендовать территорию:

  1. Паспорт арендатора.
  2. Распорядительный акт на объект.
  3. Кадастровый план участка.
  4. Квитанция об уплате госпошлины.

Однако при составлении договора не должно быть упоминания о возможной дальнейшей купле-продаже – это незаконная операция.

Акт об аренде может оформляться как и между физическим лицом и государством, так и между юридическим лицом и государством. Арендованную на территории общего пользования землю можно, как и любой участок, передавать по наследству, дарить.

Однако в этом случае она перейдёт другому человеку тоже как арендованная или полученная на определенный срок земля.

В этом случае оформляется переуступка права аренды – нужно произвести изменения в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

Если вы захотите оформить на себя участок, который принадлежит муниципалитету, в бессрочное пользование землёй (без арендования, без права унаследования, на неограниченный срок), то возможно это только с заключением договора между физическим лицом и государством либо с юридическим лицом, но при предоставлении исчерпывающей информации о владельце. В таком случае земли человек может пользовать только для удовлетворения собственных нужд (допустимо строить капитальные строения, к примеру). Среди возможных объектов, которые могут быть возведены на участке, выделяют следующие:

  1. Религиозные сооружения.
  2. Строительство по государственному заказу.
  3. Пополнение лесного фонда.
  4. Застройки любого типа, не имеющие статуса административных сооружений.

Документ, который составляется при передаче земельного надела в бессрочное пользование, регламентирован Гражданским кодексом Российской Федерации. При этой процедуре нужно предоставить:

  • паспорт/документы юридического лица;
  • кадастровые документы на нужный участок земли;
  • квитанция, подтверждающая выплату госпошлины.

Договор может заключаться на год или более. Если на год, то участок в Реестр вносить нет необходимости. Главными условиями при передаче ЗОП (земель общего пользования) при составлении договора на бессрочное пользование есть сохранение всех условных обозначений и межеваний на земле, охрана природы и подробное описание плана использования предоставленного надела.

Налогообложение

Как упоминалось ранее, ЗОП – специфический раздел земельного права, а, следовательно, процедура налогообложения такой земли будет изменена.

Вне зависимости, кто владеет землёй – физическое или юридическое лицо – этот человек или предприятие должны платить лишь налог на возможные построенные сооружения. Если их нет, то выплата сбора заменяется выплатой аренды.

В категории земель общего пользования есть пункт о путях сообщений, то есть дорогах. В таком случае земельная госпошлина не изымается, а заменяется транспортной или любой другой (этот пункт относится ко всем территориям, не имеющим владельца).

Платёж в таком случае будет выплачиваться в размере приблизительного посещения этого места людьми.

В случае с СНТ земельный налог обязаны платить все члены товарищества.

Незаконный захват земель общего пользования

Если говорить о правонарушениях, производимых в ЗОП, то чаще всего из предметов спора решаются дела о самозахвате таких участков.

Подведомственные органы контролируют законность и незаконность действий владельцев земли через специально уполномоченные органы по этому вопросу. Они ревизуют все пункты, приведённые выше, и следят за состоянием объектов, которые находятся в собственности муниципалитета.

Юристы опираются на нормативные акты, прописанные в кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, где сказано, что:

  • самозахват территории или владение без надлежащих документов карается штрафом (от 500 до 200 000 рублей в зависимость от лица, совершившего нарушение);
  • должностные лица, которые выполняют контроль состояния и наличия всех документов: главный государственный инспектор по охране и эксплуатации земельных участков, главный инспектор по определённым объектам и главные городские и районные инспекторы по охране и пользованию землями;
  • разбирательству подлежат дела, в которых территория содержится в ненадлежащем состоянии, не ведутся мероприятия по охране природы, стройка сооружений без документов.

Согласно нормам Земельного кодекса РФ граждане могут обращаться при возникновении проблем в:

  • госземконтроль;
  • земельный контроль;
  • территориальное самоуправление.

Территориальные органы обязаны на постоянной основе следить и контролировать состояние участков, наличие всех документов, выявлять самозахват территории. Проверочные действия также производятся при поступлении жалоб от граждан, предприятий и чиновников.

Все споры о земельных участках производятся в судебном порядке. Суд выносит свой приговор на основе имеющихся у истца и ответчика доказательств. До того как дело будет принято к производству, его можно будет перенаправить в Третейский суд.

Нередким в судебной практике является вопрос постройки гаража на ЗОП. Бывает, что люди, увидев пустое место возле своего многоквартирного дома, решают там вроде и не в ущерб никому поставить гаражную постройку.

В данном случае эта проблема может решиться согласованием спорных пунктов между владельцем постройки и соседями, которые выступают членами ТСЖ (товарищества собственников жилья) и являются совместными владельцами территорий, прилегающей к дому.

Во избежание проблем можно рассчитать, какая доля земли приходится на одного человека вашего жилого многоквартирного дома и занять эту законную часть, выделенную границами. Тогда необходимости в регистрации гаража нет. Если же все вышеупомянутые действия и договорённости не были совершены, то жильцы и муниципалитет могут признать постройку незаконной и подлежащей снесению.

Садоводческое товарищество

Отдельным пунктом, который стоит рассмотреть, является вопрос земель общего пользования в контексте СНТ. В данном вопросе – это все территории, принадлежащие садоводческому или огородническому кооперативу:

  • дороги возле участков;
  • водоёмы;
  • береговая линия;
  • леса;
  • проходы;
  • улицы.

В них не входят только участки садоводов (дома, дворы и приусадебные территории), оформленные на физическое лицо. Всё остальное в коллективном пользовании членов объединения.

Товарищество по отношению к территориям этого вида должно подавать нужные документы в срок, продлевать договора в Горисполкоме, иначе земли перейдут в государственную собственность. Из-за этого придётся решать новые проблемы – брать в аренду проездные части или оформлять новые договоры.

Коттеджный посёлок с организацией СНТ должен обладать правоустанавливающим актом, который подтверждает владение территорией. Если указано «передача земель на право пользования», то в переоформлении сектора владения не нуждаются. Если же такой фразы нет, то в срочном порядке нужно идти и регистрироваться. Чаще это оформление решения о передаче земли в собственность.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-po-ispolzovaniyu/obshhee-polzovanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.