Дорога к участку в частной собственности

Своя дорога ближе к дому

Дорога к участку в частной собственности

Многие считают, что строить дорогу к своему дому своими же силами — дурацкая затея. Другие уверены: ждать, что дорога появится сама по себе — дело еще более дурное. Тому, кто решил не ждать и заняться строительством дороги, придется, чтобы не остаться в дураках, вооружиться терпением и знанием законов.

ЕКАТЕРИНА АЛИКИНА

Спасительный сервитут

Этим летом группа дачников из СНТ “Радость” проиграла дело в Троицком районном суде. История началась около десяти лет назад. Собственно, “Радость” появилась несколько раньше, но председатель товарищества Юрий Королев долгое время никого из владельцев участков не записывал в его члены. В 2004 году у “Радости” они наконец появились: сам Королев, его жена и друг.

Спустя год эти три члена товарищества единогласно перевели все дороги на территории СНТ в свое личное владение. Оформив протокол собрания с тремя подписями, они отдали его в регистрационную службу как основание для оформления собственности. Остальные же 30 человек, владеющие участками на территории СНТ “Радость”, в известность о решении собрания поставлены не были.

Следующие семь лет никто из жителей поселка не подозревал, что дорога стала частной. Но в 2011 году граждане решили ее заасфальтировать. Как это обычно бывает, собрали деньги и наняли бригаду. Тут-то и выяснилось, что дорога принадлежит председателю, и он запрещает делать с ней что-либо без своего согласия.

Вся эта информация содержалась в письменном уведомлении. Шокированные садоводы сочинили ответное письмо, где потребовали передать дорогу в общее пользование, как это прописано в законе “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”.

Но председатель оперативно перепродал все дороги вместе с несколькими участками третьим лицам.

Весной 2013 года жители “Радости” в судебном порядке добились права стать членами СНТ. После этого товарищество вступило в процесс и заявило требование признать незаконной упомянутую продажу земель общего пользования третьим лицам, а также их оформление в частную собственность.

“От вопроса, зачем эти третьи лица купили у Королева дорогу, во время судебного заседания они уходили,— рассказывает адвокат садоводов и управляющий партнер Содружества земельных юристов Денис Литвинов.

— Однако в кулуарах совершенно четко заявляли, что рассчитывают на то, что владельцы прилежащих участков будут готовы у них ее купить или платить за использование.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований жителей, сославшись на то, что нахождение дороги в частной собственности их прав никак не нарушает, и поэтому они не имеют права оспаривать действия бывшего председателя. Хотя это абсурдно. Сейчас собственнику ничто не мешает установить шлагбаум и начать брать деньги за въезд. СНТ тоже подавало иск, но ему в нем отказали, сославшись на истечение трехлетнего срока давности”.

Истечение процессуальных сроков на оспаривание — один из главных козырей в суде у подобных захватчиков дорог. “В суде очень тяжело доказать, знал ты что-то или не знал, ведь кадастровые сведения сейчас открыты,— говорит руководитель центра развития недвижимости РУМБ Денис Владиславлев.

— И очень много споров в судах проигрываются именно по причине коротких сроков по оспариванию решений органов местного самоуправления. Однако сегодня даже если дорога в составе какого-то земельного участка перешла в собственность человеку, через генплан можно обосновать ее публичное значение.

В большинстве случаев речь будет идти не о частном сервитуте (праве ограниченного пользования), за который люди должны платить, а о публичном, который никаких затрат не должен доставлять”.

Таким образом, члены СНТ “Радость” все-таки имеют шанс добиться права как минимум беспрепятственно проезжать по частной дороге.

Частный путь

Во владении дорогой одним отдельно взятым гражданином нет ничего противоправного.

Согласно федеральному закону “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации”, “автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц”. Таким образом, по действующему законодательству, российский гражданин может не только быть собственником дороги, но даже построить ее самостоятельно.

Правда тут есть несколько нюансов. Многое зависит от того, кому принадлежит земля, по которой должна пройти дорога к дому. Здесь возможно два варианта: земля либо в частной собственности, либо в государственной. Если земля государственная, вас ждет масса согласований, справок, экспертиз и прочей бюрократии.

“Лучше всего сначала обратиться к районному архитектору, поскольку именно он располагает проектом планировки территорий, — рассказывает генеральный директор Московского областного БТИ Владимир Денисов.

— Он сопоставит ваше предложение с генеральным планом, и если выяснится, что на этом участке, например, через десять лет планируется строительство детского лагеря, в строительстве дороги будет отказано”. Если же препятствий нет, гражданин по желанию может либо купить, либо арендовать участок земли под строительство дороги.

Для этого надо подать заявление в органы местного самоуправления. “Если гражданин впоследствии платит арендную плату, ее размер, как правило, сопоставим с размером земельного налога, то есть это вполне посильные деньги”,— говорит доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ Дмитрий Хаустов.

По словам управляющего партнера адвокатского бюро “ЕМПП” Сергея Егорова, на рассмотрение документов, как правило, отводится срок в пределах месяца, но при необходимости проведения каких-либо изысканий или при возникновении дополнительных вопросов все может затянуться на неопределенное время.

Если земля частная, дело может существенно ускориться — но лишь в том случае, если удастся договориться с хозяином участка. “Если земля частная, надо договариваться с соседом об условиях: покупка, аренда или сервитут,— рассказывает Дмитрий Хаустов.— Один из этих вариантов выбирается в зависимости от ситуации и от того, что выгоднее по деньгам.

Кому-то выгоднее платить аренду, кому-то спокойнее отдать один раз приличные деньги, но больше не думать об этой проблеме. Если договориться не получается, следует идти в суд. Суд устанавливает частный сервитут, но будет рассматривать и возможность альтернативных вариантов подъезда к участку”.

Иными словами, гражданину надо будет доказать, что никаким другим способом организовать дорогу он не может.

Частный сервитут — это подчиненность, возникающая между земельными участками. Если сервитут устанавливается, за использование соседнего участка надо платить. Если стороны не договариваются сами, суд определяет также размер платы, исходя из площади дороги и рыночных условий местности. Деньги выплачиваются на регулярной основе, размер выплат близок к арендной плате.

Как отмечает Дмитрий Хаустов, теоретически человек может сделать подъезд к любой дороге. Но, если речь идет о федеральной трассе или дороге местного значения, процесс будет более сложным. Необходимо будет получать множество согласований.

задача при этом — убедить все инстанции, что другого варианта, кроме как строить дорогу в том или ином конкретном месте, нет. Такая процедура может занять годы. “Местные власти будут давать разрешение на землеотвод, а само согласование будет проводиться с территориальным подразделением Росавтодора.— рассказывает Хаустов.

— С ГИБДД также необходимо согласовать схему организации дорожного заезда и выезда. На выезде необходимо будет поставить дорожный знак”.

В Московском областном БТИ “Деньгам” сообщили, что гражданин может построить дорогу и в рамках государственно-частного партнерства.

В этом случае он выступает в качестве инвестора: муниципалитет берет на себя все процедуры, связанные с оформлением земли, а гражданин — подготовку проекта и строительные расходы.

“Соответственно, даже если собственниками частные лица не становятся, они делают вклад в развитие инфраструктуры своей недвижимости и повышают тем самым ее рыночную стоимость”,— говорит Владимир Денисов. Дальнейшим обслуживанием и ремонтом дороги занимается уже муниципалитет.

Как отмечает генеральный директор компании “Метриум Групп” Мария Литинецкая, нельзя сказать, что строительство дороги физическим лицом — повсеместная практика, но и редчайшим явлением это не назовешь.

“Обычно строительством дорог занимаются состоятельные люди, так как это недешевое удовольствие, либо, например, члены СНТ, которые уже не могут ждать, пока местные власти отремонтируют их поселковую дорогу”,— говорит Литинецкая.

Подобную дорожную историю не первый год с интересом наблюдает наша коллега. Недалеко от ее СНТ некий господин купил землю и построил дом. Когда он попробовал устроить подъезд к своему владению через товарищество, члены СНТ предложили ему влиться в их дружный коллектив и платить ежегодные взносы на ремонт и обслуживание дороги. Господин гордо отказался.

Федеральная трасса проходит в прямой видимости от его участка, и он проложил дорогу через поле, напрямую к шоссе, заасфальтировал ее и несколько дней наслаждался тем, как ловко он решил проблему.

Но, поскольку господин не озаботился надлежащим оформлением своего проекта, вскоре на горизонте появился бульдозер и перекопал несанкционированный выезд на федеральную трассу.

И, надо сказать, человек еще легко отделался. Ведь, если гражданин, даже владея землей на законных основаниях, строит дорогу без разрешения, он вполне может быть привлечен к ответственности.

“Гражданским кодексом РФ строительство без разрешения трактуется как отношения по поводу самовольной постройки (ст. 222),— рассказывает Владимир Денисов.

— Виновник должен привести земельный участок в первоначальное положение и возместить причиненные убытки”.

По словам Дениса Владиславлева, в таком случае муниципалитет будет иметь все основания обратиться в суд с тем, чтобы снести объект строительства. А нарушитель должен будет компенсировать затраты на снос.

“Что касается штрафов, они сегодня минимальные: например, за незаконное использование участка — в районе тысячи рублей,— говорит Владиславлев.— Насколько мне известно, эту проблему собираются решать — увеличивать штрафы за незаконное землепользование.

А вот если человек вырубил деревья, за них предусматриваются более ощутимые санкции, вплоть до уголовной ответственности, если площадь вырубки велика”. Кроме того, самовольной постройкой признается строительство на земельном участке, предназначенном для других целей.

В таком случае самовольному дорожному строителю может быть предъявлено еще и обвинение в земельном правонарушении. В результате человек может быть принудительно лишен прав на участок, который использует не по назначению.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2553256

В некоторых российских регионах дороги общего пользования отдали в частную собственность. новости. первый канал

Дорога к участку в частной собственности

Что делать, если вас отрезали от внешнего мира, запретив пользоваться единственной дорогой? Этим вопросом всё чаще приходится задаваться сельским жителям, которые оказываются в полной изоляции по вине новых собственников земель. Те выкупают площади и переустраивают их по собственному усмотрению, в том числе блокируя проезд к домам. Так, что туда не доедут ни Скорая, ни пожарные.

Кирилл показывает самодельную водонапорную башню. Пожарные в его деревню все равно не приедут: дороги нет.

От дороги, которая еще прошлым летом вела в деревню Выползово, остались бетонные плиты, которые заканчиваются примерно через сто метров. И дальше, если пойдет хотя бы небольшой дождь, нужны резиновые сапоги. А за поворотом ямы еще больше, и там проедет разве что трактор.

Дом Кирилла, первый каменный в Выползово, построил прадед, а самой деревне больше шестисот лет. Подъезд сюда ограничен с трех сторон – лесом, болотом и речкой.

Другой дороги, кроме как через бывший совхоз, и не было.

Когда сельхозугодья в очередной раз перешли к новому хозяину, он уволил всех сотрудников, продал технику, уничтожил стадо, а потом стал разбирать дорогу. Жители пытались договориться.

“Мы ему звонили. Поговорил на повышенных тонах, сказав, что нечего меня беспокоить по таким пустяковым вопросам и бросил трубку”, – рассказывает жительница д.Выползово Елена Борисоглебская.

Елена достает увесистую пачку документов – обращения в Полицию, Прокуратуру, суд. В копии договора купли-продажи перечислено все имущество на территории фермы: коровники, склады, хранилища. Про бетонные плиты ни слова. Как единственная дорога в деревню, где живут больше ста человек, могла стать частной собственностью, загадка.

“Комитет по управлению имуществом Петушинского района даже не знал о том, что люди, оказывается, пользуются территорией этой фермы для проезда, поэтому сделка была совершена. Невнимательно подошли”, – отмечает глава администрации Петушинского района Олег Котров.

Невнимательность за гранью. По закону дорога может перейти в частные руки только, если есть альтернативный проезд. Но даже в этом случае, местные власти должны внести в договор пункт о том, что пользоваться ею будут все.

Подняли архивы, оказалось, в деревню Выползово по документам никогда и не было дороги. Чиновники в спешке пытаются исправить ошибки, начинают строить новую дорогу. Правда, не с того конца.

Мол, участок, где раньше лежали бетонные плиты, все равно теперь не наш.

“Если мы сумеем отсудить данный участок, тогда мы будем иметь право вкладывать туда деньги и делать там дорогу”, – говорит глава администрации Петушинского района Олег Котров.

“Мы зависим от погодных условий. И если у нас пройдут дожди, пока они будут ждать решения суда, я не знаю, как мы будем выбираться”, – сетует жительница д.Выползово Елена Борисоглебская.

Дожди не заставили ждать. С рюкзаком Наталья отправляется в долгий путь до магазина. До ближайшей автобусной остановки 40 минут пешком, и полдороги, утопая в грязи.

“С такой дорогой приходится сталкиваться несколько раз в неделю. Магазин находится за 3,5 километра, много на себе не унесешь”, – говорит жительница д.Выползово Наталья Васильева.

В Красноярском крае несколько семей тоже как на острове, почти со всех сторон забор с колючей проволокой. На месте бывшей дороги новый хозяин земли установил табличку “Проезд запрещен”.

“Дорогу перепахал, засыпал ее землей, у него техника, нанимал и рабочих и все такое. В общем, засеял”, – говорит жительница пос.Пимия Нина Пустовалова.

За забором оказалась не только дорога, но и трансформаторная будка. Жители боятся, что в любой момент останутся еще и без света. Глава местного сельсовета Виктор Коваленко разводит руками. По договору все верно, но подписывал он его почему-то не глядя.

“Приехал ко мне с этими бумагами, схемами, я две проверил первых, а он говорит: да эта старая, просто нужно их по-новому переделать, и я не смотря их подписал”, – вспоминает глава Орешенского сельсовета Виктор Коваленко.

Когда договор будет аннулирован, неясно, кто будет дорогу восстанавливать. В местном бюджете денег нет.

Заседание суда не раз откладывалось: с новыми владениями фермер расставаться, видимо, не хочет, присылает в суд справки о болезни. А те, кому он перекрыл дорогу, не могут дойти до аптеки.

Геннадий Пустовалов после сложнейшей операции, он точно знает, что больше не имеет права болеть. Пока в поселок нет дороги, Скорая к нему не приедет.

“Три месяца, как он это загородил, я не могу выехать, вы можете себе представить? Ну, в тюрьме что ли?!” – говорит житель пос.Пимия Геннадий Пустовалов.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2012-09-11/83388-v_nekotoryh_rossiyskih_regionah_dorogi_obschego_polzovaniya_otdali_v_chastnuyu_sobstvennost

Проблемы коттеджного поселка – частные дороги и подстанция — Сайт газеты

Дорога к участку в частной собственности

В редакцию «РВС» обратились жители коттеджного поселка «Новотитаровка». Их проблема заключается в том, что дороги возле их домов являются частной собственностью.

Люди не понимают, как так может быть, ведь, если они не переданы в муниципалитет, то кто будет ремонтировать проезжую часть и тротуары, следить за их состоянием?

«Мы обращались с просьбой к владельцу о передаче дорог в сельское поселение. Он написал письмо, что готов их передать, но глава поселения официально ответил: «Данная территория не является муниципальными землями Новотитаровского сельского поселения.

В бюджете нет средств для принятия на баланс, техническую эксплуатацию и обслуживание мест общего пользования, оборудования и различных объектов, находящихся в частной собственности.

Проведение вышеуказанных мероприятий не рассматривается и не планируется»», – рассказала журналисту местная жительница Наталия.

Люди обеспокоены тем, что в любой момент им могут перекрыть выезд из поселка. Как они рассказывали, при стычке с управляющей компанией некоторых жителей «Новотитаровки» попросту не выпускали через центральный выезд.

Также недовольство у населения вызывает следующее: «Территория, которая должна была отходить под бассейны, детские площадки, места общего пользования, активно продается частным лицам. За 2,5 года были установлены 4 фонаря и 4 камеры, на въезде сделали по 20-40 метров забора.

Трава вдоль дорог летом выше пояса, никто не косит. Но с ноября 2018 года людей обязали платить за услуги УК по 150 рублей за сотку в месяц. Около 700-1500 рублей с участка. Но за что? Ничего толком не делается.

Кроме как обслуживание газона возле башен владельца», – негодуют местные жители.

Но это не главная проблема для людей. Куда больше их волнует тот факт, что все энергосети находятся в частной собственности.

«Зимой людям за месяц приходили счета за электричество по 16000-36000 рублей. Тариф был 7,74 руб/кВт – как для юридических лиц. А у нас все от электричества – и освещение, и вода, и приготовление еды. Но оплачивать надо не на свой расчетный счет, а на счет УК «Константа», которая по законам РФ не имеет права существования для земель ИЖС», – объясняет Наталья.

Сейчас жильцы не оплачивают электричество, так как попросту не знают, куда пойдут эти деньги. Они уже обратились в прокуратуру по данной проблеме.

Журналист связался с помощником прокурора района Еленой Хатунцевой, которая рассказала, на каком этапе находится данное дело.

В прокуратуру Динского района в марте и апреле 2019 года поступили обращения от граждан, проживающих в станице Новотитаровской, индивидуальные жилые дома которых находятся на территории коттеджного поселка «Новотитаровка», по вопросу начисления платы ООО «Управляющая компания «Константа» за потребленную электроэнергию по завышенным тарифам.

Прокуратурой Динского района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой вскрыты факты незаконного оказания гражданам услуг управления и электроснабжения.

В ходе проведенных проверочных мероприятий установлено, что ООО «Управляющая компания «Константа» в контексте положений ст.

161, 192 Жилищного кодекса РФ управляющей организацией не является, ответственность перед собственниками жилых домов за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, в том числе услуг электроснабжения, не несет.

Указанной коммерческой организацией заключен договор энергоснабжения с ПАО «ТНС энерго Кубань». Предметом указанного договора являются услуги по передаче электрической энергии с целью содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Плата за электроэнергию для ООО «Управляющая компания «Константа» рассчитывается по тарифу для физических лиц.

При этом предметом указанных договоров является энергоснабжение объекта недвижимости лишь одного земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Потребление электроэнергии в рамках указанного договора не связано с предоставлением коммунальных услуг по электроснабжению жилых домов граждан, расположенных в коттеджном поселке «Новотитаровка».

«Фактически граждане, проживающие на указанной территории, в настоящее время лишены возможности самостоятельно заключить договор энергоснабжения, вносить плату за потребленную электроэнергию гарантирующему поставщику.

Прокуратурой района директору ПАО «ТНС энерго Кубань» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, в результате рассмотрения которого гарантирующим поставщиком принято решение о расторжении договора энергоснабжения с данной организацией.

С целью осуществления технологического присоединения объектов недвижимости, расположенных в коттеджном поселке «Новотитаровка», к сети электроснабжения и получения собственниками указанных объектов соответствующей технической документации прокуратурой района директору ООО «УК «Константа», директору филиала ПАО «ТНС энерго Кубань» внесены представления.

Рассмотрение указанных актов реагирования на контроле в прокуратуре района», – пояснила Елена Хатунцева.

Дело передано в суд.

Кроме того, «РВС» связалась также и с управляющей компанией «Константа», чтобы узнать их версию происходящего.

«Действия группы лиц в коттеджном поселке «NOVOTитаровка», являющихся владельцами земельных участков, – это просто «потребительский экстремизм».

Проще говоря, собственники в коттеджном поселке, злоупотребляя своим особым положением и манипулируя законодательством в корыстных целях, для получения определенной выгоды пытаются ни за что не платить.

Их умышленные действия направлены на причинение вреда застройщику и управляющей компании.

В итоге УК приняла решение о прекращении обслуживания коттеджного поселка, так как работать там просто невозможно», – сообщил журналисту директор УК «Константа» Вячеслав Жабицкий.

Как он рассказал, управляющей компании собственники не возместили порядка 300 тысяч рублей за потребленную электроэнергию при существующем тарифе 3,28 руб. за кВт (электричество поставляет сетевая организация).

«Мусор вывозился оператором по графику, но ряд собственников в поселке отказывались оплачивать вывоз ТБО.

В контейнеры для ТБО жители выбрасывают строительный мусор, чтобы не платить за аренду контейнера-лодочки (предназначенного для сбора строительных отходов), это подтвержденные факты – имеются соответствующие фото.

Задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставку электроэнергии и мусороуборочной компанией у УК нет.

Управляющая компания исправно оплачивает счета организаций, чтобы не страдали добросовестные жители коттеджного поселка.

В данный момент другие жители призывали бойкотировать платежи по электричеству для отключения подстанции всего поселка и создания социальной напряжённости для оказания давления на застройщика (у нас есть доказательства).

Не совсем понятно, почему претензии по оказанию услуг предъявляют именно те собственники, которые их не оплачивали и отказывались заключать договора на обслуживание, в то же время продолжали ими пользоваться за счет других.

Все те потребители, которые своевременно оплачивали услуги, в полном объеме их получали, претензий в адрес управляющей компании от них мы не имеем.

проблема – нежелание части собственников участков и жилых домов в коттеджном поселке оплачивать услуги, которые им поставляются. Они занимаются откровенной клеветой в адрес застройщика и управляющей компании. В результате их действий временно была парализовала работа компании, ведь приходилось постоянно тратить время на проходящие проверки и официальные ответы государственным органам.

цель этих людей – намеренно причинить вред застройщику и УК, также просто не платить ни за что. Но свет же не отключили, мусор вывозили, территория обслуживалась, проводились мелкие текущие ремонты, устранялись аварии в электросетях, контрольно-пропускной режим осуществлялся.

Получается, что все это оплачивали ряд добросовестных собственников и управляющая компания за свой счет», – аргументирует директор УК.

Источник: https://gazeta-rvs.ru/news/problemy-kottedzhnogo-poselka-chastnyye-dorogi-i-podstantsiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.