Генеральное межевание
Губернская реформа. Генеральное межевание земель
Важнейшим мероприятием, содействовавшим укреплению государственной власти, стала губернская реформа.К ее осуществлению приступили в 1775 г., когда Крестьянская война еще продолжалась.
Областное деление России, каким оно было к середине XVIII столетия, в основных чертах сложилось в петровское время, когда учреждены были 11 губерний.
В последующие годы число их увеличено было до 20, но административное управление на местах нуждалось в совершенствовании, недостаток коллегиальности на местах существенно затруднял функционирование власти.
Одной из целей областной реформы было как раз устранение этого недостатка и установление единообразия в системе управления. Теперь вся Россия территориально поделена была на 50 губерний. В основу деления положена была численность населения. Она должна была составлять 300–400 тыс. человек.
Губерния делилась на уезды с населением от 20 до 30 тыс. душ. Такое деление в территориальном плане не было идеальным; так как плотность населения была разной. В центральных районах она была существенно выше, чем на окраинах, поэтому и площадь губерний весьма различалась. Так, все Северное Причерноморье составляло одну губернию. При этом не учитывались и национальные особенности.
Управление губерниями строилось по определенному стереотипу. Во главе стояли назначенные императором губернатор и его заместитель – вице‑губернатор.
Когда речь шла о губерниях столичных, или имевших важное стратегическое значение, то во главе стоял генерал‑губернатор, под командование которого попадали и расположенные здесь воинские подразделения.Иногда под властью генерал‑губернатора объединялось несколько губерний.
Исполнительным органом было губернское правление. В его состав входила Казенная палата, ведавшая финансовыми делами. Приказ общественного призрения занимался делами школ, больниц, приютов и проч. Судоустройство носило сословный характер.
Во главе уездной администрации стоял капитан‑исправник, избираемый дворянами уезда и утвержденный высшими инстанциями. Судебные органы были разделены на три инстанции: в уездных городах для дворян уездный суд, для городского населения – городовой магистрат, для крестьян уезда – нижняя земская расправа.
В губернских городах учреждались: для дворян – верхний земский суд, для городского населения – губернский магистрат, для крестьян – верхняя земская расправа. Во главе всех административных учреждений стояли лица дворянского звания.
Унифицированные таким образом территориальное деление и управление губерниями, существенно усиливали распорядительную власть, стали ступенью ее дальнейшей централизации.
Одной из существенных особенностей областной реформы стало привлечение к непосредственному управлению на местах дворянства, что должно было способствовать его единению вокруг царствующей персоны.
Этому способствовала политика, направленная на максимальное удовлетворение сословных интересов дворянства.
Составными частями этой политики следует считать упрочение монополии дворян на владение землей и крепостными, требование безусловного повиновения их своим господам.
Упрочение и расширение дворянского землевладения, его упорядочение призвано было осуществить Генеральное межевание земель.Задачу эту попыталось решить еще правительство Елизаветы Петровны.Подготовлены были нормативные документы, согласно которым земля считалась принадлежностью владельца лишь тогда, когда представлялись соответствующие документы, подтверждающие такое право, которое было прерогативой только дворянина. Но многие дворяне по тем или иным причинам таких документов не имели.
В условиях увеличения ценности земли имели место случаи массового расхищения казенных земель, земель, принадлежащих кочевым народам Заволжья. Поэтому в то время дворянство, по‑существу, саботировало проведение этого мероприятия. За годы царствования Елизаветы Петровны были обмежеваны земли лишь Московского уезда. В 1765 г.
Генеральное межевание было возобновлено, но уже на принципиально иной основе. Теперь, при отсутствии соответствующих документов на право владения, достаточно было свидетельства двух дворян, подтверждающих это право.
Была организована особая «комиссия о генеральном межевании» и издан был специальный манифест, а также приложенные к нему «Генеральные правила», являвшиеся основой специальных инструкций для непосредственного осуществления намеченного. Все это должно было подчеркнуть важное государственное значение, которое придавалось этой мере.
Генеральное межевание, осуществляемое в масштабах всего Российского государства, стало одним из самых значительных мероприятий государственной власти. Однако вышеназванные принципы, на которых оно теперь проводилось, привело к массовому расхищению земель, прежде дворянам не принадлежавших.
Помещик получил теперь возможность «на законном основании» такие земли присвоить. Генеральное межевание сопровождалось также и массовой распродажей казенных земель за чисто символические суммы.
Так, в малонаселенных местах за десятину черноземной пашни или векового строевого леса помещик уплачивал всего 5 копеек – в сотни раз ниже действительной цены. В 1766 г. издается указ, который предписывал продавать помещикам даже засечные земли.Особенно энергично осуществлялась такая распродажа в Среднем и Нижнем Поволжье, на юге черноземного центра. Здесь большая часть земель попала в руки титулованной знати.
Генеральное межевание сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны.
Вместе с планами и межевыми книгами материалы межевания содержали экономические примечания к описанию поместий, с занесенными в них сведениями о числе душ, о формах феодальной эксплуатации (барщина, оброк), а также экономико‑географические данные о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о памятных местах и проч. Сведения эти представляют важнейший источник для изучения социальной и экономической истории России того времени.
Предыдущая106107108109110111112113114115116117118119120121Следующая
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 754; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:
Источник: https://helpiks.org/3-44841.html
Порядок генерального межевания
Генеральное межевание ставило своей задачей производство измерений и установление в натуре бесспорных границ, которые указывались смежными владельцами по согласию или полюбовному разводу. Это были так называемые границы дач генерального межевания.
Дачи генерального межевания обычно представляли собой участки земли обширных размеров, внутри которых могли быть земли общего, чересполосного и даже спорного характера.
Проведя анализ ср. размера площади дач в России (в десятинах), можно отметить, что наибольший размер составляли дачи в Архангельской губернии – 88050, затем в Оренбургской – 23341, Пермской – 19231десятина; наименьший – в Ярославской – 185, в Псковской – 241, в Тверской – 320 и наконец в Московской – 380 десятин.
Генеральное межевание создавало сеть бесспорных и укреплённых в натуре границ, от которых впоследствии можно было перейти к подробному «специальному» размежеванию. В дачу могли войти различные земли (помещичьи, церковные и др.
) или же земли одного крупного по размерам имения; её также составляли земли, тяготеющие к одному или нескольким селениям.
На каждую дачу генерального межевания составлялся план, а на уезд – генеральный план в масштабе 500 саженей в одном дюйме.
Дачи обозначались не по владельцам, так как права на землю не проверялись, а по названиям местности: деревни, села, пустоши и т.д. Границы обозначались следующими межевыми знаками: межник или просек, столб на повороте и яма.
Яма рылась вперёд по линии на одну сажень от столба, имела вид квадрата в 1 сажень и в глубину тоже сажень: на дно ямы клались три камня и уголь и немного засыпались землёй. Земля от ямы равномерно разбрасывалась на правую и левую стороны, от чего около ямы образовывались валики – развалы ямы.
Эти ямы довольно легко разыскиваются в натуре даже в настоящее время.
При производстве генерального межевания составлялись следующие документы:
– полевой журнал;
– дневной журнал;
– экономический журнал.
В полевом журнале записывались все данные, полученные по измерениям в натуре; дневной журнал служил для отчётности землемера, в нём описывались все его работы и дела; в экономический журнал вносилось описание по определённой форме всех экономических свойств межуемой дачи.
По окончании межевания на каждую дачу генерального межевания составлялись межевые документы: план, межевая книга.
Так как съёмка при генеральном межевании производилась астролябией и цепью, планы генерального межевания составлялись по магнитному меридиану, по румбам, с указанием склонения магнитной стрелки, и на них надписывались румбы, углы и меры линий. На плане цифровой материал мог от времени стираться, пропадать, поэтому весь план и все его цифровые данные описывались словами в особой межевой книге; при утере плана его можно было восстановить по этой книге.Что касается первых результатов генерального межевания, то следует отметить, что в одно только лето обмежёвывалось 2710 дач общей площадью 1020 153 десятин, то есть в 18 раз больше, чем в течении 10 лет при Елизавете.
Генеральное межевание проводилось по инициативе государства и носило обязательный характер для всех землевладельцев. Работы осуществлялись землемерными партиями, которые подчинялись губернским межевым конторам.
Руководство и надзор за ними, а также разрешение земельных споров, которые не решались в губерниях, осуществляла Московская губернская межевая канцелярия.
При Сенате была образована Межевая экспедиция – высший специальный орган по проведению генерального межевания и последняя (высшая) инстанция по спорным судебно-межевым делам.
За период с 1766 по 1781 год работы по генеральному межеванию выполнялись в Московской, Харьковской, Рязанской, Владимирской, Орловской, Воронежской и других губерниях. Всего за это время было обмежёвано 29855 дач на площади 23,44 млн. га.
В целом генеральное межевание было проведено в 35 губерниях России на общей площади 300,2 млн. га. Всего было обмежёвано 188995 дач. Большая часть из них была обмежёвана к 1796 году.
К концу 70-х годов XVIII в. земельные дела находились в ведении различных органов власти и управления. На высшем уровне это были: Правительствующий Сенат, Межевая часть и Межевая канцелярия.
На местном уровне межевые вопросы решали губернские чертёжные конторы, являющиеся отделением губернских правлений, а также межевые конторы и межевые комиссии (посреднические комиссии, ведающие производством региональных межеваний)
В царствование Павла I (1796-1801) Межевая канцелярия подобно всем другим учреждениям перестала быть коллегиальной. В 1796г. был усилен состав землемеров. Землемерных учеников и канцелярских чинов Межевой канцелярии, введены должности двух директоров для управления архивом и чертёжной.
В 1797г. при канцелярии была утверждена должность прокурора, который наблюдал за исполнением чиновниками своих обязанностей, за возвращением в казну принадлежащей ей земель, за правильностью решений спорных дел, за расходом казённых сумм и казённых сборов.В 1798г. Межевой департамент Сената образовал при канцелярии временный департамент с целью «приведения к решению прежних и незамедлительном выпуске всех вновь входящих дел».
В 1835г. вступает в действие Свод межевых законов, изданный в 1832г. Он определил состав Межевой канцелярии, предмет её ведения, место в системе судебно-межевых инстанций, порядок назначения главы-директора, членов присутствия и других чиновников.
В началеXIX в. (1836г.) Межевая канцелярия и межевые конторы представляли Межевой корпус, с учреждением которого ему был передан высший надзор за деятельностью межевых учреждений. Архивы Межевой канцелярии занимались выдачей копий с планов и межевых книг землевладельцам и учреждениям. Объём работы был очень большим, в год в среднем выдавалось от 6000 до 6300 копий.
Во все времена в Межевой канцелярии служили просвещённые люди. В фондах канцелярии сохранился подлинник челобитной о зачислении на службу в Межевую канцелярию отставного артиллерии поручика Петра Юрьевича Лермонтова, деда великого поэта.
Она была подана в феврале 1779г. на имя императрицы Екатерины II, и на её основании он был зачислен на службу землемером в возрасте 22 лет. Прослужил П.Ю. Лермонтов в Межевой канцелярии около 5 лет.
Что касается Константиновской землемерной школы, организованной в 1779г., то в 1819 году она была преобразована в училище, а в 1916г. – в Константиновский межевой институт, затем в Московский межевой институт (1918г.
), который дал начало одному из главных высших межевых учебных заведений России – Государственному университету по землеустройству (ГУЗ).
В 1930 году Московский межевой институт разделился а два самостоятельных высших учебных заведений:
– Московский институт землеустройства (с 1945г. – МИИЗ, с 1992г. – ГУЗ);
– Московский геодезический институт (впоследствии МИГАиК).
Специальное межевание
В конце XVIII в. в России продолжались выделение дач генерального межевания и установление их границ. (Дача – участок, которым в действительности владел помещик).В дачи включались, как правило, земли не одного, а нескольких землевладельцев и землепользователей, поэтому генеральное межевание не устраняло запутанности земельных отношений между соседями-землевладельцами.
Они имели право «добровольно развестись с соседями в границах», пригласив для этих целей за свой счёт («кошт») землемера. Эти действия получили название «своекоштного межевания».
Своекоштное межевание шло очень медленно, так как соглашение между сторонами достигались с большим трудом. Поэтому правительство вынуждено было само начать размежевание владений, находящихся в границах дач генерального межевания, – так называемое специальное межевание.
Генеральное межевание, изначально имея главной целью охватить всю страну сетью генеральных дач с твёрдо укреплёнными юридическими и техническими границами, почти не касалось отношений между землевладельцами внутри них.
Размежевание допускалось лишь в редких случаях, когда все хозяева земли соглашались развестись полюбовно.
По мере увеличения числа генерально обмежёванных дач, вопрос о специальном межевании становился всё более настоятельным.
По этой причине 2 октября 1806г. были изданы Высочайше утверждённые правила о специальном размежевании генеральных дач через уездных землемеров.
Согласно правилам губернские и в особенности уездные землемеры должны были всемерно содействовать размежеванию общих дач генерального межевания.
Этот этап работ специального межевания, длившийся около 30 лет, был назван межеванием через уездных землемеров.
При этой процедуре землевладельцы, замежёванные в общую дачу, составляли соглашение, называемое полюбовной сказкой, в форме письменного юридического акта. В нём они излагали условия размежевания своих земель, то есть фактически договаривались о своих границах.По правилам 1806 года полюбовная сказка передавалась в уездный суд, который рассматривал условия размежевания и после их одобрения просил губернское правление о посылке землемера.
Землемеры производили работу в натуре и составляли межевые документы; они были обязаны проектировать границы на копии генерального плана.
После проверки и удостоверения их работы уездным судом Межевая канцелярия выдавала землевладельцам документы на раздельное владение.
Специальное межевание было рассчитано на частную инициативу. Кроме того, оно производилось только при условии добровольного и общего согласия всех владельцев на размежевание земель. Практика быстро показала всю трудность такого рода добровольных соглашений, в особенности в дачах с сильной чересполосицей, со сложными экономическими и юридическими отношениями между совладельцами.
К 1835 году правительству стало ясно, что для ускорения специального межевания оно должно осуществляться по инициативе государства.
Законодательным актом, послужившим основанием для ускорения хода специального межевания, явился Именной указ от 12 июля 1850 года. В нём были установлены важнейшие нормы:
1. Всем владельцам, которые пожелают остаться в своих дачах без размежевания и единогласно подтвердят это желание полюбовной сказкой, разрешено оставаться в общей даче.
2. По тем дачам общего и чересполосного владения, о размежевании которых между участниками не достигнуто миролюбивое соглашение, каждому отдельному владельцу дано право просить суд о выделении (вымежевании) следуемой ему части.3. Посредническим комиссиям предоставлено право передавать в суд дела, по которым отсутствуют добровольные соглашения, и подвергать владельцев, явно уклонившихся от этих соглашений, штрафу от 25 до 50 руб.
4. Для пояснения ранее составленных полюбовных сказок разрешено с согласия всех совладельцев дачи определять дополнительные условия размежевания.
5. Посредникам предоставлено право присутствовать при непосредственном размежевании дачи для решения возникающих затруднений и недоразумений.
6. По тем дачам, где не было крестьян казённых ведомств, для ускорения хода соглашений разрешалось приступать к составлению полюбовных сказок без предварительной съёмки земель на план.
30 декабря 1850 года были изданы правила под названием «Высочайше утверждённые правила судебно-межевого разбирательства».
В ходе специального межевания земель определились контуры будущего межхозяйственного землеустройства.
Контрольные вопросы
1. Чем была вызвана необходимость проведения генерального межевания?
2. Какими межевыми знаками обозначались границы землевладений при генеральном межевании?
3. Какие документы составлялись при производстве генерального межевания?
4. Охарактеризуйте землеустроительную службу России в конце XVIIIв. – начале XIXв.
5. Чем была вызвана необходимость организации школы по обучению «науки землемерия»?6. Чем была вызвана необходимость проведения специального межевания?
7. Охарактеризуйте основные стороны специального межевания.
Источник: https://megaobuchalka.ru/9/33171.html
Генеральное межевание собственности
межевание земельного участка дома территории снт уточнение границ вынос точек определение границ межевой план проект межевания
С января 2018 года совершение сделок, предметом которых является земельный участок, невозможно. То есть, надел нельзя продать или купить, подарить или принять в дар, унаследовать или распорядиться им любым другим способом без процедуры определения его границ.
Являясь, по сути, владельцем земли, гражданин или юридическое лицо должны доказать, где начинаются и где заканчиваются ее границы. С этой целью нужно провести инженерно-геодезические работы по генеральному межеванию.
Впервые термин «генеральное межевание» был введен Екатериной II в 1766 году. Использовался он для четкого определения границ участков земли. Это могли быть дачи, частные дома или любые другие владения. Целью процедуры было определение границ городских владений, установление и фиксация границы дач, нанесение этих параметров на план (карту).
Границы земельных участков наносились на план в случае отсутствия споров между соседями относительно права собственности. Во всех остальных ситуациях территория обводилась на плане общей границей, а ее собственники взаимодействовали уже в рамках специального межевания.
Расчет стоимости услуг (цена и срок)
Что такое генеральное межевание?
Генеральное межевание земель – это ряд действий, направленных на установление, измерение и фиксацию фактических границ и размеров участков земли. Оно подразумевает составление и выдачу межевого плана, где четко указаны границы владения.
Главными преимуществами процедуры являются:
- Документальное подтверждение границ участка. Выдается межевой план, который изучен и одобрен соседями.
- Законность всех сделок с участком. В любой момент можно продать, сдать в аренду, подарить или оставить в наследство свою землю.
- Возможность законного строительства. При желании в пределах своей территории можно в любое время начать строительство здания.
- Защита от несанкционированных действий. Межевой план, полученный после геодезических работ, защищает от посягательств на участок.
Работы по установлению границ и площади земли осуществляются специальными землеустроительными организациями. Сразу после заключения договора на генеральное межевание собственности и при наличии всех необходимых документов представитель компании (инженер) приступает к работе.
О проведении межевания обязательно информируются соседи. Проводится комплекс геодезических работ, устанавливается площадь надела, подготавливается и оформляется акт согласования работ с соседями. Результатом выполненных работ является план по межеванию.
И если согласно выданному документу границы земли претерпели изменения, тогда нужно обратиться в Комитет по земельным ресурсам, поставить надел с новыми параметрами на кадастровый учет и обновить свидетельство права собственности на землю.
Сама процедура занимает от 1 до 6 месяцев. Сроки межевания зависят от вида участка и наличия всех правоустанавливающих документов.
Примеры выполненных работ
образец – 1
образец – 2
образец – 3
образец – 4
образец – 5
Стоимость услуг
Наименование услуги | цена (руб) |
Подготовка межевого плана на земельный участок | от 10 000 рублей |
Подготовка межевого плана на земельный участок под многоквартирным домом | от 40 000 рублей |
Подготовка межевого плана для юридических лиц | от 40 000 рублей |
Вынос точек в натуру в Москве | от 10 000 рублей |
Вынос точек в натуру в МО | от 8 000 рублей |
Межевание земель общего пользования | от 35 000 рублей |
Подготовка акта обследования | от 8 000 рублей |
Топографическая съёмка земельного участка | от 15 000 рублей |
*Если не нашли нужную Вам услугу – не огорчайтесь. Вы можете позвонить по номеру 8(495)640-22-17 и мы бесплатно проконсультируем и подскажем что делать!
Способы оплаты
Перевод на расчетный счет
Оплата наличными
Для чего нужно межевание объектов собственности?
Согласно действующему законодательству межевание собственности является добровольной процедурой. Это значит, что имея на руках документы, подтверждающие собственность на земельный участок, можно зарегистрировать свое право в кадастровых органах.
Эти же документы (договор купли-продажи, завещание, акты, выданные местными органами власти) позволяют вам распоряжаться землей на свое усмотрение. Поэтому во избежание любых неприятностей и споров мы рекомендуем провести процедуру официального определения границ и площади земли. Особенно, если речь идет о таких ситуациях как:
- Продажа участка. Соответствие заявленной и фактической площади земли в момент ее продажи позволяет избежать расторжения сделки и потери финансовых средств.
- Владение землей в элитном поселке. Проведение генерального межевания в поселке премиум-класса, пригороде мегаполиса или любом другом районе обезопасит от несанкционированного захвата принадлежащей вам территории.
- Прирезка земли. Межевание собственности позволяет увеличить площадь участка в пределах установленной нормы. Норма прирезки незанятых земель составляет не более 6 соток или 10% к имеющейся площади.
- Заброшенные участки. Если ваша земля временно не используется и не имеет ограждений, то соседи могут использовать ее для своих целей. Избежать этого можно, выполнив межевание.
- Участки с несколькими владельцами. Генеральное межевание или разграничение площади с указанием четких границ необходимо в случае долевой собственности на землю, раздела наследства между наследниками и пр.
Как мы работаем
Звонок/заявка
техническое задание
Составление сметы
Заключение договора
Предоплата
Выполнение работ
Результат
Окончательная оплата
Закрытие договора
Также генеральное межевание объектов проводится при:
- разделе земли на более мелкие территории;
- объединении нескольких владений в одно целое;
- выделении земельного участка другим лицам;
- строительстве объектов на участке;
- перераспределении угодий и земель;
- приватизации владений или сдачи их в аренду;
- предоставления территории в постоянное пользование;
- передачи права собственности (дарения, продажи и пр.);
- ведения землеустроительных работ гражданами;
- судебных разбирательств относительно земли и пр.
Помните, что процедура межевания должна проводиться специалистами. Для этого предлагаем оформить договор с нашей компанией. Имея в наличии все необходимые документы на ваш земельный участок, мы оперативно проведем инженерно-геодезические работы и составим план по межеванию.
Услуга оказывается в рамках действующего законодательства, а ее стоимость рассчитывается индивидуально. Обращайтесь!
Источник: https://almaks-geo.ru/mezhevanie/generalnoe-mezhevanie-sobstvennosti.html
История России XVII–XVIII вв
Важнейшим мероприятием, содействовавшим укреплению государственной власти, стала губернская реформа. К ее осуществлению приступили в 1775 г., когда Крестьянская война еще продолжалась.
Областное деление России, каким оно было к середине XVIII столетия, в основных чертах сложилось в петровское время, когда учреждены были 11 губерний.
В последующие годы число их увеличено было до 20, но административное управление на местах нуждалось в совершенствовании, недостаток коллегиальности на местах существенно затруднял функционирование власти.
Одной из целей областной реформы было как раз устранение этого недостатка и установление единообразия в системе управления. Теперь вся Россия территориально поделена была на 50 губерний. В основу деления положена была численность населения. Она должна была составлять 300–400 тыс. человек.
Губерния делилась на уезды с населением от 20 до 30 тыс. душ. Такое деление в территориальном плане не было идеальным; так как плотность населения была разной. В центральных районах она была существенно выше, чем на окраинах, поэтому и площадь губерний весьма различалась. Так, все Северное Причерноморье составляло одну губернию. При этом не учитывались и национальные особенности.
Управление губерниями строилось по определенному стереотипу. Во главе стояли назначенные императором губернатор и его заместитель – вице-губернатор.
Когда речь шла о губерниях столичных, или имевших важное стратегическое значение, то во главе стоял генерал-губернатор, под командование которого попадали и расположенные здесь воинские подразделения.Иногда под властью генерал-губернатора объединялось несколько губерний.
Исполнительным органом было губернское правление. В его состав входила Казенная палата, ведавшая финансовыми делами. Приказ общественного призрения занимался делами школ, больниц, приютов и проч. Судоустройство носило сословный характер.
Во главе уездной администрации стоял капитан-исправник, избираемый дворянами уезда и утвержденный высшими инстанциями. Судебные органы были разделены на три инстанции: в уездных городах для дворян уездный суд, для городского населения – городовой магистрат, для крестьян уезда – нижняя земская расправа.
В губернских городах учреждались: для дворян – верхний земский суд, для городского населения – губернский магистрат, для крестьян – верхняя земская расправа. Во главе всех административных учреждений стояли лица дворянского звания.
Унифицированные таким образом территориальное деление и управление губерниями, существенно усиливали распорядительную власть, стали ступенью ее дальнейшей централизации.
Одной из существенных особенностей областной реформы стало привлечение к непосредственному управлению на местах дворянства, что должно было способствовать его единению вокруг царствующей персоны.
Этому способствовала политика, направленная на максимальное удовлетворение сословных интересов дворянства.
Составными частями этой политики следует считать упрочение монополии дворян на владение землей и крепостными, требование безусловного повиновения их своим господам.
Упрочение и расширение дворянского землевладения, его упорядочение призвано было осуществить Генеральное межевание земель. Задачу эту попыталось решить еще правительство Елизаветы Петровны.Подготовлены были нормативные документы, согласно которым земля считалась принадлежностью владельца лишь тогда, когда представлялись соответствующие документы, подтверждающие такое право, которое было прерогативой только дворянина. Но многие дворяне по тем или иным причинам таких документов не имели.
В условиях увеличения ценности земли имели место случаи массового расхищения казенных земель, земель, принадлежащих кочевым народам Заволжья. Поэтому в то время дворянство, по-существу, саботировало проведение этого мероприятия. За годы царствования Елизаветы Петровны были обмежеваны земли лишь Московского уезда. В 1765 г.
Генеральное межевание было возобновлено, но уже на принципиально иной основе. Теперь, при отсутствии соответствующих документов на право владения, достаточно было свидетельства двух дворян, подтверждающих это право.
Была организована особая «комиссия о генеральном межевании» и издан был специальный манифест, а также приложенные к нему «Генеральные правила», являвшиеся основой специальных инструкций для непосредственного осуществления намеченного. Все это должно было подчеркнуть важное государственное значение, которое придавалось этой мере.
Генеральное межевание, осуществляемое в масштабах всего Российского государства, стало одним из самых значительных мероприятий государственной власти. Однако вышеназванные принципы, на которых оно теперь проводилось, привело к массовому расхищению земель, прежде дворянам не принадлежавших.
Помещик получил теперь возможность «на законном основании» такие земли присвоить. Генеральное межевание сопровождалось также и массовой распродажей казенных земель за чисто символические суммы.
Так, в малонаселенных местах за десятину черноземной пашни или векового строевого леса помещик уплачивал всего 5 копеек – в сотни раз ниже действительной цены. В 1766 г. издается указ, который предписывал продавать помещикам даже засечные земли.Особенно энергично осуществлялась такая распродажа в Среднем и Нижнем Поволжье, на юге черноземного центра. Здесь большая часть земель попала в руки титулованной знати.
Генеральное межевание сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны.
Вместе с планами и межевыми книгами материалы межевания содержали экономические примечания к описанию поместий, с занесенными в них сведениями о числе душ, о формах феодальной эксплуатации (барщина, оброк), а также экономико-географические данные о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о памятных местах и проч. Сведения эти представляют важнейший источник для изучения социальной и экономической истории России того времени.
Источник: http://redstory.ru/education/history/145.html
ГЕНЕРА́ЛЬНОЕ МЕЖЕВА́НИЕ
Авторы: Д. А. Хитров
ГЕНЕРА́ЛЬНОЕ МЕЖЕВА́НИЕ, в Рос. империи в 1765 – сер. 19 в. комплекс правительственных мероприятий по описанию и картографированию земельного фонда. Его необходимость была вызвана неупорядоченностью юридич. оснований землевладения и отсутствием единой гос. системы учёта земельного фонда.
На практике основанием владения землёй служило заселение её крестьянами землевладельца, границы владения определялись как границы хозяйств. ареалов поселений. С этим были связаны значит. число поземельных споров, большая чересполосность землевладения, осложнённая традиц.
правом землевладельцев пользоваться определёнными угодьями на чужой земле (право «въезда»).
Отсутствие точно обозначенных границ массива казённых лесов и пустых земель приводило к их активному захвату частными владельцами, образованию «примерных» земель – занятых явочным порядком, без оформления на них соответствующих документов.
О начале Г. м. было объявлено манифестом имп. Екатерины II от 19(30).9.1765. Одновременно с ним изданы «Генеральные правила», на основании которых Межевой комиссией разработаны инструкции землемерам от 13(24).2.1766, а также межевым губернским канцеляриям и провинц. конторам от 25.5(5.6). 1766.
В них провозглашались принципы Г. м., существенно отличавшиеся от принципа проверки владельческих прав, из-за которого, наталкиваясь на сопротивление дворянства, терпели неудачу предпринимавшиеся ранее попытки проведения общего межевания.
Правительство отказалось от восстановления в правах разнородной и разновременной документации, прежде являвшейся юридич. основанием для владения, и положило в основу проведения Г. м. принцип фактич. владения землями по состоянию на 1765.
Это означало передачу дворянам всего фонда «примерных» земель, составлявших св. 70 млн. дес. (ок. 76,5 млн. га). Осн. условие передачи – отсутствие споров с др. землевладельцами.
Вновь начатые после 1765 поземельные споры признавались недобросовестными, для продолжавших ранее начатые споры были созданы крайне стеснительные условия – они должны были представить документы на право владения своими землями и теряли б. ч. «примерных» земель.
Кроме того, практиковалась широкая продажа дворянам казённых земель, прилегавших к их владениям. При межевании земли приписывались не к именам владельцев, а к названиям поселений и пустошей; единицей межевого описания стала дача – территориально целостный комплекс, группа поселений, поселение или пустошь с относившимися к ним землями.
Межевые работы организационно были отделены от Вотчинной коллегии, регулировавшей вопросы землевладения, и переданы в ведение созданной в 1765 при Сенате Межевой экспедиции (с 1794 Межевой деп-т Сената).Непосредственно организацией работ руководили Межевая канцелярия (до 1777 Моск. губернская межевая канцелярия) и создававшиеся на местах межевые конторы. Г. м. осуществлялось бригадами землемеров, которые в ходе работ составляли планы земельных владений (ок. 200 тыс.
за время проведения Г. м.) и «полевые записки». По завершении межевания каждого уезда они составляли его генеральные планы, переработанные затем в атласы, а также своеобразный земельный кадастр – тома «Экономических примечаний», в которых приводились статистич.
сведения о населении, земельных угодьях, хозяйстве, дикой природе (пустоши, леса) по каждой даче и по уезду в целом.
Несмотря на то что дворянство в целом было удовлетворено принципами проведения Г. м., межевание вызывало значит. напряжение в обществе и проводилось одновременно лишь в нескольких губерниях. К сер. 19 в.
оно прошло на б. ч. Европ. России, в ходе Г. м. было обмежёвано св. 300 млн. га земли. В окраинных губерниях со значит. особенностями в землевладении Г. м.
не проводилось или проводилось на основании специально изданных правил.
Источник: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2350140