В границах территорий общего пользования

Содержание

Территории общего пользования: нормы и правила, содержание территории, правовой режим

В границах территорий общего пользования

Места, которыми пользуется большое количество людей, подчиняются совсем не тем законам, что частная собственность. Эта собственность хоть и находится в ведении каких-либо компаний, принадлежит государству, если речь идет о территориях общего пользования в границах города, страны.

За ней могут ухаживать уборщики, специальные компании, за растениями на ней – озеленители, однако они не являются хозяевами. В то же время каждый гражданин может проходить по ним, отдыхать или пользоваться функциями, которые предоставляет эта территория.

О том, какие бывают виды таких мест и как ими пользоваться, не нарушая законов, – поговорим в этой статье.

Международные территории

Это пространства, которые не попадают под юрисдикцию ни одного государства, не обладают его суверенитетом, не подчиняются определенным законам. Площадь таких территорий общего пользования отличается огромным количеством километров.

К примеру, Луна, Марс, кометы, астероиды и другие небесные тела обладают таким статусом, законы разных стран здесь бессильны.

Кроме небесных тел, нужно упомянуть Антарктику, морское дно (за пределами континентального шельфа), открытое море, океаны и воздушное пространство над ними.

Раньше эта площадь регулировалась римским правом, но оно имело множество неоднозначных формулировок и трактовалось по-разному.

Позднее сформировалась концепция МТОП (международной территории общего пользования), где оговаривалось, что такие места может использовать любая страна только в мирных целях для освоения, изучения и т.п.

Без решения Конвенции ООН и Женевской конвенции международные территории считались бы спорными, на них велись бы войны или вооруженные стычки, разгорались конфликты.

Виды и примеры общественных мест

Общественными потому и называются такие места, которыми пользуется неограниченное количество лиц. Невозможно запретить заходить на них кому-либо, хотя нормы поведения здесь существуют. Но об этом позже.

Какие места приходят на ум в первую очередь? Городские парки, набережные, бульвары, пляжи. Сюда могут приходить как приезжие, так и жители города в любое время.

На пляже желающие горожане могут пользоваться береговой полосой объектов общего пользования.

Не упомянутыми остались скверы, лесопарки, городские леса, площади. Использовать их можно только по назначению, и это оговорено в правовых актах. Отдельно можно назвать улицы, автомобильные дороги, велосипедные дорожки, проезды, переулки.

Это не частная собственность, а потому на ней нельзя достраивать частные объекты и приватизации она не подлежит. За улицами, дорогами и т. д.

следят городские службы, а правила поведения на них устанавливают нормативно-правовые акты данного городского поселения.

Земельные участки

Эти участки обозначены красной линией и находятся в границах города, считаются городской или муниципальной собственностью. К вышеперечисленным видам общественных мест также можно отнести земельные участки, отведенные под кладбища, полигоны, остановки, киоски, павильоны. Они предназначены для развития муниципальной культуры и имеют социально-экономическое значение для города.

Земельные участки территорий общего пользования ЗК РФ не были выделены в территориальные зоны, а это значит, что они могут находиться в нескольких зонах сразу.

Из-за того, что такие земельные участки не находятся в определенной зоне, к ним нельзя применить градостроительный регламент, но они могут относиться к территориям специального назначения (на примере кладбищ это ярко видно).

Статья 46 ЗК РФ нормирует строительство на данных участках. В документах границы общественных мест обозначаются красными линиями, и на их территории застройка запрещена.

Леса как территории общего пользования

Особо охраняются лесные массивы, но это не значит, что в городские леса нельзя заходить гражданам. Они также позиционируются как территории общего пользования, которые предназначены для использования широкой публикой.

В лесах можно совершать прогулки с целью оздоровления, сбора диких плодов, грибов, ягод, других не древесных ресурсов.

Некоторые территории в лесу могут быть огорожены: случаи предоставления их частным или юридическим лицам имеют место, и они специально оговорены Лесным кодексом.

Но не всегда в городские леса разрешен вход широкому кругу лиц. Ограничивается использование этого общественного места, в первую очередь, с целью защиты граждан.

При выполнении каких-либо работ, для санитарной и пожарной безопасности, на землях обороны, пограничной территории, природных охраняемых зон.

На таких участках могут проводиться работы, угрожающие здоровью гражданских лиц или причиняющие им неудобства.

Границы территорий

Как уже было упомянуто, границы территории общего использования в документации должны быть обозначены красными линиями по всей их протяженности. Это нормирует Гражданский кодекс РФ, пункт 11 в редакции ФЗ от 03.07.16, №373.

Линии устанавливаются в зависимости от типа объектов: это могут быть входящие в природный комплекс или территории для застройки, линейного использования, инженерные инфраструктуры.

Так, водные объекты обозначаются красной линией по береговой полосе, леса – по всей протяженности территорий, бульвары и набережные будут указываться только прямыми линиями.

Интересно, что линии не обрываются. Как быть с общественными местами, которые расположены рядом друг с другом? Проход к водным объектам будет от бульвара очерчен красной линией, хоть он не входит в понятие мест общественного использования.

Это логично, потому что если проход от одного общественного земельного участка к другому не будет иметь такого же запрета о застройке, какой имеют эти участки, то ничего не помешает застройщику возвести там здание и оградить, тем самым перекрывая проход к водным объектам от того самого бульвара.

Соответствующая документация

Границы территорий планируются и указываются в документах масштабом 1:2000. Подготовка бумаг, которые в большом количестве требуются при планировке территорий, обеспечивает грамотное и устойчивое развитие городов.

Земельным участкам присваиваются номера в случае необходимости – когда несколько участков территории общего использования попадают в схему расположения, во избежание путаницы.

Кто готовит и занимается схемой расположения земельных участков? Гражданин, юридическое лицо, если не было произведено торгов на аукционе. Обеспечивает подготовку исполнительный государственный орган.

Схема может быть подготовлена в электронном варианте, с использованием интернета. Государственный орган выполняет это через официальный сайт органа регистрации без оплаты, но она будет взиматься с любого другого заинтересованного лица, если оно захочет самостоятельно заниматься документацией.

Признаки общественных мест и правила их использования

Земли общего использования, прежде всего, имеют свое назначение. Если это дороги – для проезда транспорта из одной части города в другую, кладбище нужно для захоронения умерших, парки – для отдыха. Муниципальные территории общего пользования также имеют установленный режим, вынесенный управленческим центром.

Прежде всего, правила использования требуют защиты таких участков. Если речь идет о таких озелененных территориях общего пользования, как леса, парки, бульвары, городские сады и другие объекты, то неправильное их использование приведет к пожарам, истреблению растительности и другим бедам.

Вследствие нарушения правил, такими территориями больше невозможно будет пользоваться. Это называется «трагедия общей собственности».

А правила просты: не выкидывать мусор на траву, дорожки, не оставлять на песке или на скамейках, не разводить костры, купаться только в отведенных для этого местах и так далее.

Автомобильные дороги

Водителями часто используются проезжие части для перемещения и транспортировки каких-либо грузов. Граждане пользуются общественным транспортом. Отдельно имеют свои правила автомобильные дороги, причем как большие автомагистрали, так и второстепенные дороги.

территории общего пользования может обходиться государству в большое количество усилий, времени и финансовых затрат. Потому за сохранностью дорог следует следить водителям, как и специальным службам. Есть места, где ограничен проезд транспортных средств весом больше допустимого.

Следует внять призыву, он может быть установлен из соображений сохранности дорог.

К автодорогам принадлежат участки в границах полосы отвода. Здесь располагаются СТО, заправки, придорожные кафе. Использование территории общего пользования включает в себя и заправку автомобиля, и отдых в таких кафе. На схеме дорога указывается по границе полос отводов.

Водные территории

Согласно ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ, объекты, которые принадлежат государству и считаются муниципальными участками, называются водными территориями, предназначенными для общественного использования.

В них может быть запрещено купаться, набирать воду для питья, сельскохозяйственных нужд только в тех случаях, которые предусмотрены законом РФ, а население должно быть предупреждено СМИ, специальными информационными досками.

Использование общественной территории возможно каждым гражданином для передвижения по воде, прогулок около нее, рыбной ловли. Правила пользования общей территорией говорят, что нельзя в этом случае применять механические водные виды транспорта, но причаливать другими плавучими средствами разрешено.

Размещение построек

Объект недвижимости, будь то гараж или жилой дом, не должен пересекать тех красных линий на схемах, которые обозначают границы общественных мест.

Он также не должен выходить за эти пределы, потому что такая застройка может расцениваться как незаконный захват территорий.

Это относится и к наложению границ: если часть планируемого здания находится на красной линии, обозначающей границы какого-либо общественного места, разрешение на такую постройку не будет дано.

Общественные места не могут быть приватизированы, а потому постройка на них собственником планируемого здания не предусмотрена. Земли территорий общего пользования могут быть проданы с аукциона, затем должно последовать переоформление этих участков как частных.

Ответственность каждого

Как уже было сказано, ответственность за территории общего пользования разделяется между всеми гражданами.

Потому нужно следить, чтобы в местах отдыха не оставался мусор, не разводить костров или не купаться там, где это запрещено, а также указывать на это другим, кто не обратил внимания на предупреждения.

Так можно не только избежать трагедии общей собственности, но и повлиять на благоустройство этих мест в будущем.

Источник: https://FB.ru/article/425079/territorii-obschego-polzovaniya-normyi-i-pravila-soderjanie-territorii-pravovoy-rejim

Характеристики территории общего пользования

В границах территорий общего пользования

Согласно целям применения в городах и других поселениях выделяются разные категории земель. Одни из них – земли общего пользования. Что такое территория общего пользования, узнаем в статье.

Нормативные акты: земли общего пользования

Регламентация земель общего пользования проводится Градостроительным и Земельным кодексами РФ. Данные нормативные акты решают различные задачи, которые связаны с распоряжением территориальными владениями.

Территория для общего пользования – это владения, которые может применять обширное число людей.

Места общего пользования – это участки земли, находящиеся во владении у государства или муниципалитета. Граждане могут беспрепятственно располагаться, использовать природные ресурсы, не спрашивая разрешения, но в законных и правовых рамках. Земли общего пользования невозможно приватизировать.

К видам таких территорий общего пользования относятся:

  • пляжи;
  • парки;
  • уличные места, городские площади;
  • дорога для автотранспорта;
  • городские леса;
  • реки, озера;
  • берег, бульвары;
  • кладбища;
  • места для хранения промышленных и бытовых отходов.

Гражданское население может свободно и безвозмездно находиться в общественных лесах, собирать ягоды, орехи, использовать все ресурсы природы, кроме древесных. Некоторые ограничения предусмотрены Лесным кодексом. Табу на посещение устанавливается на основании законов федерального уровня. К таким территориям относятся: военные земли и природные участки под особой защитой.

В целях пожарной и санитарной безопасности возможно ограничение на пребывание в лесах. Земли общего пользования могут находиться на территориальных зонах.

Территориальные зоны – это территории, которые регулируются Градостроительным Кодексом РФ. Присущи правила застроек, использования земли и установлены градостроительные регламенты.

В документах по планированию территорий общего пользования границы отмечаются красным цветом.

Основные правила использования

Так как приватизировать такие земли нельзя, рассматриваются следующие варианты использования в сфере правовых отношений:

  • аренда;
  • бесплатное использование без определенного срока.

Аренда считается популярным методом использования территорий общего пользования. Земельный кодекс разрешает арендовать земельные участки для работ по сельскому хозяйству или индивидуальных строительных объектов.

Хозяин здания, находящегося на месте общего пользования, имеет право заключить договор аренды. Однако, невозможно право выкупа, а указание такой возможности в договоре признано нарушением закона.

Вариант аренды популярен в сфере правовых взаимоотношений, когда одна из сторон – юридическое лицо. Вариант безвозмездного и постоянного использования без указанного срока актуален между государством и физическим лицом. В обоих случаях временный хозяин может создавать постройки на территории.

Если строительный объект прошел регистрацию собственности, впоследствии его можно продать, подарить или оставить в наследство. Новый собственник будет считаться владельцем земли. Оформление такой земли в имущественное право запрещено, поэтому будет переуступка права аренды. Опираясь на нормы закона, арендатор не может передать место другим людям.

Участок можно переуступить, если арендатор не имеет возможности им пользоваться. Для такой процедуры предусмотрен договор цессии. В сделке учитываются только воображаемые детали объекта, так как реальными может курировать лишь владелец. В этом случае арендатор теряет возможность использования земли полностью, а новый съемщик будет решать все вопросы с владельцем строительных объектов.

Особенности аренды государственных землевладений

Физическое или юридическое лицо может получить участок в аренду, находящийся в собственности у государства или муниципалитета, в следующих случаях:

  • когда на территории есть строение, оформленное в собственность. Арендный контракт оформляется на время до 49 лет;
  • когда нужна земля для строительства. Срок ограничен временем проведения строевых работ. Требуется предварительное согласование по выбору места для строительства. Землевладения предоставляются на основании аукционных торгов, после чего составляется протокол. На основании этого документа оформляется договор аренды.

Возможна как аренда, так и бесплатное бессрочное пользование. Участники: физические, юридические лица и государственные органы. Основные моменты контролируются Земельным Кодексом РФ.

Порядок использования

На основании правовых документов на улицах, площадях, проездах разрешена постройка временных объектов, не имеющих фундамента. Важно, чтобы не ограничивалось движение пеших людей и транспорта.

В парковых и садовых зонах разрешена постройка капитальных сооружений для обслуживания населения. Территории, прилегающие к рекам, предусмотрены для общественного отдыха. Парки, скверы и бульвары предназначены для досуга. Запрещены любые действия, препятствующие использованию по предписанию.

К сельскохозяйственным землям относятся участки в зоне поселков, к ним относятся:

  • фермерские хозяйства;
  • территории для полезных ископаемых;
  • земли лесопарков.

За чертой населенных пунктов находятся места пригородных зон. На таких землях проводится активное развитие сельскохозяйственного производства. Предусмотрено строительство зданий для отдыха и нормального функционирования населенного пункта.

Некоторые земли пригородных зон помогают обеспечить гигиену и защиту для населенных пунктов. Окрестные черты устанавливаются генеральным планом развития, а также с помощью схем и проектов.

Земельные споры

Земельный спор – это противоречие, связанное с правом имущества на конкретный участок земли. Разногласия, как правило, связаны с границами, способами использования или переходом права владения. Рассмотрением земельных дел занимаются судебные органы, а регулирование происходит с использованием Земельного кодекса РФ.

Участниками в спорах являются:

  • владельцы и землепользователи участков;
  • физлица, юрлица;
  • управляющие органы и власть.

По процедуре рассмотрения споры делятся на:

  • внесудебные;
  • судебные;
  • в третейском суде (часто международного уровня).

Досудебный порядок уместен в следующих случаях:

  • решение требований встречного характера об установленных границах;
  • при разбирательствах между муниципальными группами и отдельными субъектами РФ о распределении собственности государства на отдельные участки;
  • при прениях о месторасположении участка.

Виды земельных споров:

  1. Нарушение предела границ участка. Если линейное межевание объекта проведено неверно, то возможны ошибки в границах. На старых участках допускаются такие оплошности. Поэтому такого типа споры – распространенное явление.
  2. Неправильное определение площади. Такое нарушение встречается при некачественном межевании. Бывает, что в бумагах написана одна площадь, а в реальной жизни она не соответствует.
  3. Конфискация участка для нужд государства. Есть случаи, указанные в Земельном кодексе, на основании которых государство может забрать землю. Собственнику полагается возмещение в размере рыночной цены участка.
  4. Установление собственнического статуса на землю. Обычно это ситуации с наследством или при неправильном оформлении имущества.
  5. Оценка противозаконных действий органов государства. Возникают разногласия по поводу приватизирования или изменения вида.
  6. Неправомерное занятие участка. Граждане занимают территории общего пользования, ограждают забором.
  7. Уличные и придорожные территории, проходы, водные объекты – участки общего пользования в СНТ. Земли общего пользования СНТ и ГСК передаются в пользование без определенного срока или в аренду на 49 лет.

Если гражданин получил участок в СНТ на праве бессрочного пользования или пожизненного наследства до введения Земельного Кодекса РФ, это означает, что он может оформить его в собственность. Исключения составляют ситуации, предусмотренные федеральным законом.

Самозахват таких земель – распространенное явление. Под этим понимается возведение разновидных построек, хранение материалов, изменение межевых ограждений.

Изначально выносится предупреждение в письменное форме, на основании которого участок надо привести в первоначальный вид за свой счет. Если нарушения не устранены в положенный срок, можно обращаться в судебные инстанции. За подобные правонарушения налагается ответственность административного или имущественного характера.

По решению суда участок возвращается в доступ садоводческому товариществу, а ответчик возмещает все траты и принесенный вред. Многоэтажные дома, преобладающие в городах и селах, часто становятся центром проблем с общей собственностью.

Двор вокруг многоквартирного жилого дома считается общей частичной собственностью. Такой факт указан в Жилищном Кодексе РФ. Чтобы, например, поставить гараж, недостаточно просто договориться с соседями. В общедолевую собственность включены любые помещения, расположенные на придомовой территории, озелененные и благоустроенные объекты.

К имуществу дома относится вся прилегающая местность и ее объекты. Когда гараж поставили без согласия собственников дома, это является незаконным захватом места. В такой ситуации гараж обязательно уберут.

Земельных споров не избежать, так как часто возникают технические недочеты, ошибки в межевании или самовольные действия со стороны населения. За противозаконную деятельность предусмотрены определенные меры наказания.

Рассмотрение земельных споров

Изначально пишется претензия нарушителю, далее все решается на основании ответа оппонента.

Если не удалось мирно решить вопрос, надо обратиться в суд:

  • составляется исковое заявление, к нему прикладываются доказательства. Важно до мелочей описать ситуацию и обосновать свои претензии. Образец надо взять в офисе суда. Давность иска – 3 года;
  • необходимо послать письменное уведомление всем участникам спора. Вероятно, оппонент, получив уведомление, захочет решить все вопросы без суда;
  • к исковому заявлению прикладываются все документы и доказательства по делу, судья их рассмотрит и назначит день судебного заседания;
  • решение земельных споров носит состязательный характер. Кто предоставит больше доказательств, тот и выиграет;
  • далее, судья примет решение. Иногда это занимает несколько дней;
  • если вас не устроило решение судебных органов, его можно обжаловать. Сроки обжалования указываются в решении;
  • на основании судебного акта, решение должно быть исполнено в полном объеме. В случае неисполнения можно пойти в органы судебных приставов.

Варианты разрешения земельных споров

Есть несколько способов:

  • мирное урегулирование проблем, которое избавит от разбирательств;
  • можно подать заявку в органы по земельным делам при муниципалитете. Они проведут проверку, уточнят все недочеты и вопрос решится сам собой;
  • когда в Росреестре указаны некорректные данные, идти в Кадастровые органы. Надо показать заключения экспертов, и проблема решится без суда;
  • при технических ошибках можно обратиться в исполнительно-распорядительный орган;
  • прения в суде – крайняя мера, если вышеперечисленные способы не помогли. Если у вас нет опыта в подобных делах, стоит нанять адвоката.

Судебные споры – частое явление, требующее грамотного подхода и участия квалифицированных юристов. В основном земельные споры решаются без участия суда и это большой плюс.

Территории общего пользования, несомненно, полезны для общества. Не всегда есть возможность купить участок, когда можно его арендовать или взять у государства в бессрочное применение.

Земли общего пользования подарили нам парки для прогулок, зеленые придомовые зоны, пляжи для купания, дачные участки для насаждений.

Остается быть законопослушным гражданином, а государство будет дарить ресурсы для развития.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-po-ispolzovaniyu/territorii-obshhego-polzovaniya.html

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

В границах территорий общего пользования
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

Земельные участки общего пользования

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право прохода через чужой участок

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/zemelnye-uchastki-obshhego-polzovaniya.-dostup-na-zemelnyj-uchastok.html

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

В границах территорий общего пользования

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.

Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.

Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.