Вид разрешенного использования образуемого земельного участка

Содержание

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка

Вид разрешенного использования образуемого земельного участка

Землепользование – сложная тема, включающая в себя необходимость знания многочисленных нормативов и регламентов. Все эти сведения помогут выбрать надел, позволяющий осуществить задуманное, то есть отнесенный к нужному виду разрешенного использования земельного участка.

К примеру, требуется земля для выращивания овощей (сельхозназначение), а продавец предлагает рассмотреть участок, предназначенный для постройки объектов, имеющих коммерческое назначение. Посадить растения на нем нельзя, зато разрешено возведение зданий. Сначала требуется поменять вид, а затем приступать к реализации задуманного.

Основы

Использование земельных наделов регламентируется разнообразными актами разных уровней власти. Среди них выделяют:

  • генеральный план – документ, содержащий информацию о развитии земель, принадлежащих муниципалитету. Он определяет направления, виды функциональных зон, меры защиты от ЧС различного характера и предложения по границам земель;
  • правила землепользования включают в себя детализированные сведения о развитии территории, охраны культурных объектов, использования природных ресурсов и иные аналогичные сведения;
  • документы зонирования содержат информацию о функциональных зонах, которые располагаются на принадлежащем муниципалитету наделу. Установлено, что вся земля делится на области, используемые для конкретных целей. В отношении каждой зоны определяется назначение, виды образований и параметры развития;
  • градостроительный регламент определяет параметры каждой из зон, находящихся внутри муниципалитета:
    1. способ применения;
    2. предельные размеры наделов, учитываемые при выделении, требования к строительству;
    3. установленные ограничения, препятствующие отдельным способам использования.

Для некоторых земель регламенты не разрабатываются. К ним относят, к примеру, земли сельхозназначения, расположенные под лесом, покрытые водой и некоторые другие.

  • Вид разрешенного использования (ВРИ) подразумевает наличие ограничений на строительство. Особенности также определяются той территориальной зоной, в которую входит конкретный участок.

Виды использования

ВРИ земель определяют области, в которых допустимо задействовать надел и установленные ограничения. Выделяются такие типы землепользования: основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Основные ВРИ – главные способы применения участка. Они отражаются в регламенте.

Условно разрешенный вид назначения земельного участка – тип, не относящийся к основным, но вероятность его использования есть. Чтобы выполнить эту задачу, требуется пройти ряд процедур.

Вспомогательные ВРИ носят дополнительный характер и не могут устанавливаться в качестве самостоятельных. К ним относят возведение вспомогательных конструкций и строений.

Основные ВРИ

До 2015 года их определение было отдано на откуп муниципалитетам, решения которых влияли на стоимость объектов. Затем был принят общий классификатор, обязательный для использования. Такое правило введено в 2015 году. Документ перечисляет только основные ВРИ. В 2017 году действует Классификатор ВРИ ЗУ 2017.

Документ содержит список из 15 ВРИ, каждый из которых имеет несколько подкатегорий. Если для участка вид был установлен до принятия классификатора, он продолжает действовать независимо от соответствия тем данным, которые указаны в документе.

Изменить ВРИ земельного участка допускается только в рамках кодов, перечисленных в Классификаторе.

Условно разрешенные ВРИ

Они определяются уже не Классификатором, а градостроительным регламентом с учетом Правил землепользования.

Условно разрешенные виды отличаются от основных тем, что при смене одного основного вида на другой, входящий в аналогичную категорию, не требуется проводить согласование.

Замена основного на один из видов, обозначенных в качестве условных, подразумевает необходимость осуществления различных процедур.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка следующий:

  1. собственник готовит заявление, в котором просит заменить основной ВРИ на условно разрешенный, и направляет его в администрацию;
  2. после получения заявления администрация организует публичные слушания, по итогам которых составляет разрешающее или запрещающее заключение;
  3. заключение кладется в основу рекомендаций о выдаче мотивированного отказа или разрешения на замену;
  4. в случае согласия изменения вносятся в кадастр недвижимости.

Вспомогательные ВРИ

Их назначение – обеспечить функционирование основного типа использования земельного участка. Вспомогательные виды применяются для нескольких технологически связанных объектов, например, общие проезды, гаражи и стоянки, детские площадки, туалеты, торговые точки.

Замена ВРИ

Изменение вида разрешенного использования земельного участка предполагает проведение подготовительных действий:

  1. Изучение норм градостроительных регламентов. Документ содержит указание на разрешенное использование земель. Получить нужные сведения можно, заказав один из следующих документов: градостроительный план надела, выписку из Правил землепользования, справку о зонировании. Эти бумаги доступны для заказа в МФЦ, Росреестре или его филиалах (кадастровых палатах).
  2. Получить информацию о допустимой деятельности на участке, расположенным внутри одной территориальной зоны (основных, условных и вспомогательных).
  3. Отыскать соответствующий вид. Он должен наилучшим образом отражать будущее направление использования. Изменение вида целевого использования земельного участка в 2017 году осуществляется по Классификатору ВРИ ЗУ 2017. Желательно, чтобы выбранный код совпадал с указанным в Правилах землепользования и иных местных документах.

Способы изменения

Изменить вид использования можно по одному из двух вариантов:

  • через Росреестр посредством заполнения заявления об учете изменений объекта недвижимости, в котором в соответствующей графе указывает код из Классификатора. К заявлению прикладываются подтверждающие документы;
  • через администрацию, когда есть необходимость проведения публичных слушаний.

Выбор способа зависит от наличия установленных Правил землепользования и градостроительных регламентов, а также отношение участка к той или иной группе. Если все документы приняты и действуют, а желаемый вид входит в число основных, то действовать нужно через Росреестр. При замене основного вида на условно разрешённый единственный способ узаконивания – проведение публичных слушаний.

Необходимые документы

Для решения вопроса через Росреестр потребуется:

  1. заявление;
  2. копия паспорта;
  3. для представителей – доверенность;
  4. согласие собственника, если заявитель им не является.

Необходимые для рассмотрения документы по участку сотрудники Росреестра запрашивают самостоятельно. Срок принятия решения – 23 рабочих дня, по истечении которых составляется отказ или вносятся изменения.

Для администрации потребуется:

  1. заявление;
  2. паспорт;
  3. документы, подтверждающие регистрацию в качестве предпринимателя или юридического лица;
  4. согласие собственника.

Дополнительно можно представить документацию на участок, но это право, а не обязанность. Если нужные документы отсутствуют, администрация запрашивает их самостоятельно.

Меняя ВРИ или отказывая в замене, администрация должна соблюдать сроки: от 30 до 45 дней, в зависимости от необходимости проведения публичных слушаний.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка Ссылка на основную публикацию

Источник: https://FreeLawyer.guru/zemlya/vid-razreshennogo-ispolzovaniya.html

Разрешенное использование земельного участка – информационный центр искра

Вид разрешенного использования образуемого земельного участка

РУБРИКА АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Елена КАЦ:Распоряжаться земельным участком в соответствии с его разрешенным использованием!

Минэкономразвития РФ подготовлен законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», связанный с переходом от категории к территориальному зонированию земельных участков. Возникающие в связи с этим вопросы пользователей комментирует начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Красноярскому краю, кандидат юридических наук Елена Кац.

От деления земель на категории к территориальному зонированию

– Елена Александровна, в чем суть грядущих изменений?

Проект предусматривает переход с 1 января 2025 года от деления земель на категории к территориальному зонированию.

Согласно проекту все земли в Российской Федерации будут отнесены к одной из территориальных зон, например: будут выделены жилые зоны, общественно-деловые зоны, производственные зоны, зоны ведения садоводства для собственных нужд, зоны специального назначения, многоцелевые зоны и другие. Проектом предусматривается разрешенное использование земель, входящих в такие зоны, а также порядок установления и изменения их границ. Предполагается, что к 01.04.2026 г. сведения о категориях земель будут исключены из Единого государственного реестра недвижимости. Вместо них будут внесены сведения об отнесении земельного участка к определенной территориальной зоне. Согласие правообладателя участка при этом не потребуется.

– Другими словами, уже сегодня можно не беспокоиться, если в отношении земельного участка не установлена категория?

Согласно нормам действующего законодательства правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования (ст. 1 Земельного кодекса РФ).

Категория земель указывается в официальных документах, в том числе актах органов государственной и муниципальной власти о предоставлении земельных участков, в договорах, предметом которых являются земельные участки, в государственном кадастре недвижимости и в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.Вместе с тем, судебная практика пошла по пути, не препятствующему распоряжению земельным участком в отсутствие категории. Другими словами, правообладатель может совершать сделки с земельным участком, если его категория не определена.

Полномочные органы

Кому принадлежат полномочия по отнесению земельного участка к определенной категории?

– В случае если категория земель не указана в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, решение об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся, принимается органом местного самоуправления городского округа или муниципального района. Обратите внимание, не городскими или сельскими поселениями. Поэтому администрация поселка городского типа не уполномочена принимать решение об отнесении земельного участка к землям определенной категории, поскольку не наделена статусом городского округа. На сегодняшний день на территории Красноярского края 574 муниципальных образования, в том числе 17 городских округов и 27 городских поселений. Городскими округами являются: г. Ачинск, г. Боготол, г. Бородино, г. Дивногорск, г. Енисейск, г. Канск, г. Красноярск, г. Лесосибирск, г. Минусинск, г. Назарово, г. Норильск, г. Сосновоборск, г. Шарыпово, ЗАТО г. Железногорск, ЗАТО г. Зеленогорск, ЗАТО п. Солнечный, п. Кедровый.

– А будут ли какие-то изменения в части разрешенного использования земельного участка?

– Разрешенное использование земельного участка подразумевает осуществление деятельности на земельном участке в соответствии с градостроительным регламентом. Поэтому, прежде всего, хочу напомнить нормы, определяющие порядок установления разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540. Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора, признается действительным.

Но не в отношении всех земельных участков устанавливаются и действуют градостроительные регламенты.

Исключения из правила

Eсть земельные участки, на которые не распространяется разрешенное использование?

– Согласно Градостроительному кодексу РФ в отношении некоторых земельных участков действие градостроительного регламента не распространяется (ч. 4 ст. 36) или не устанавливается (ч. 6 ст. 36).

Например, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития. Использование таких земельных участков определяется уполномоченными органами. Особо подчеркну, что земельные участки в составе сельскохозяйственных угодий земель сельскохозяйственного назначения могут использоваться исключительно в целях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, для выращивания сельскохозяйственной продукции, животноводства. Уточним, сельскохозяйственные угодья – это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградникамии др.).

Особенности региональных правонарушений

– Нельзя в этой связи не затронуть историю с дачным строительством на землях сельскохозяйственного назначения!

– Да, в нарушение норм Земельного кодекса РФ некоторые сельские советы на территории так называемой Красноярской агломерации (территории, примыкающие к Красноярску) принимают Правила землепользования и застройки в отношении таких земель.

По сути это является серьезным нарушением, связанным с ненадлежащим обеспечением государственного и муниципального управления земельными ресурсами.

Без перевода земель в иную категорию какое-либо использование сельскохозяйственных угодий не под поля и участки для выращивания сельхозпродукции; луга, пастбища; хозяйства – недопустимо.

– А как изменяется разрешенное использование, если земельный участок, например, делится?

– С одной стороны, по общему правилу, вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования исходных земельных участков.

С другой, нормы Градостроительного кодекса РФ определяют, что разрешенное использование земельных участков устанавливается градостроительным регламентом по правилам землепользования и застройки.

Следовательно, вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать виду разрешенного использования земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, т.е. исходному земельному участку (ст. 11.

2 Земельного кодекса РФ), или виду разрешенного использования, установленному градостроительным регламентом территориальной зоны (ст. 36 Градостроительного кодекса РФ), при условии соблюдения предусмотренных градостроительным регламентом требований.

При этом, если в отношении образуемых земельных участков вид разрешенного использования соответствует исходному, но не соответствует виду разрешенного использования, установленному градостроительным регламентом территориальной зоны, правообладатель вправе изменить правовой режим земельных участков в соответствии с градостроительным регламентом.

Указать вид разрешенного использования?

– Как быть с решением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: оно должно содержать указание на вид разрешенного использования?

– Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной Схемой.

В решении об утверждении Схемы обязательно должна быть указана территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок.

В случае если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, тогда в Схеме прописывается вид разрешенного использования образуемого земельного участка.

Таким образом, в решении об утверждении Схемы может быть указан не конкретный вид разрешенного использования, а территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, но могут быть указаны также и территориальная зона, и вид разрешенного использования.

– Может ли арендатор земельного участка изменить вид разрешенного использования?

– Положениями п. 17 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ прямо закреплен запрет на изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного по результатам торгов.

В остальном действующее законодательство не препятствует арендатору земельного участка, предоставленного без проведения торгов, в выборе вида разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.

Однако в указанном случае решающую роль играют условия договора аренды земельного участка, а именно насколько они позволяют арендатору менять на его усмотрение вид разрешенного использования. И в любом случае.

Хотелось бы обратить внимание заинтересованных лиц: договор аренды должен быть приведен в соответствие с состоявшимся изменением вида разрешенного использования земельного участка.

– В межевом плане должен быть указан вид разрешенного использования земельного участка?

– Минэкономразвития России утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке (приказ от 08.12.2015 № 921).

Согласно данным требованиям виды разрешенного использования образуемых земельных участков должны быть указаны и соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка.

Затрону также проблемный вопрос, связанный с желанием правообладетелей установить несколько видов разрешенного использования в отношении земельного участка. Межевой план земельного участка может содержать указание на несколько основных видов его разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов.

Но, помните, что в таком случае земельный участок должен соответствовать требованиям о предельных размерах земельного участка, установленным для всех выбранных видов разрешенного использования, то есть самому минимальному из них и самому максимальному. Поэтому наш совет, особо «не мудрить» и использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием.

– Спасибо!

Материал предоставлен редакцией
газеты «Правовое обозрение»

Источник: https://ic-iskra.ru/news/2976--az-yeshyennoye-ispolzovaniye-zyemyelnogo-uchastka

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков в 2019 году, основные и вспомогаетльные, изменение вида целевого использования, объединение и перераспределение участков, штраф и ответственность за нецелевое ипользование | Земельный эксперт

Вид разрешенного использования образуемого земельного участка

В отечественном законодательстве отсутствует определение термина «вид разрешенного использования земли» или ВРИ, хотя таковой можно назвать одним из ключевых в процессе определения правового режима землепользования конкретного участка.

Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ, правовой режим земельного надела устанавливается исходя из того, к какой группе ВРИ он относится согласно проведенному зонированию.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Иными словами, ВРИ это одна из существенных характеристик земельного участка, которая оказывает значительное влияние на его дальнейшее использование. Следствием установления определенной категории земли является конкретный правовой режим землепользования.

При выполнении зонирования определенной территории, как правило, возникает множество вопросов и сложностей, поскольку данная процедура затрагивает законодательные акты из самых различных отраслей права. Это очень сложно и порой нарушает процесс целостности восприятия законодательных норм.

Для упрощения был разработан специальный классификатор, в который внесли полный список видов разрешенного использования земельного участка, позволяющих упростить процесс зонирования, исключить нецелевое использование земельного участка и внести больше понимания в данный вопрос. Классификатор позволил упорядочить все имеющиеся виды деятельности граждан на земельных участках и выделить в отдельные группы те из них, которые имеют особое значение для общественных и правовых взаимоотношений.

В практическом применении классификатор ВРИ также имеет существенное значение, поскольку позволяет определить правовой режим для конкретного участка, а не только для общего земельного массива. ВРИ оказывает влияние на кадастровую и рыночную стоимости земли, может стать причиной изменения размера коэффициента для исчисления земельного налога.

Виды разрешенного использования земель

До того момента, как официально был принят Земельный кодекс РФ, норм, регулирующих проведение зонирования государственной территории и использование ВРИ для конкретных наделов земли не существовало. Все наделы проходили разделение на основании своего целевого использования. Категории земель, в свою очередь, обобщались под основным ВРИ.

Некоторые правовые моменты были указаны в Законе СССР «Об утверждении основ земельного законодательства» от 1968 года и в принятом позже Земельном кодексе РСФСР.

Первые попытки установки принципа назначения правового режима относительно участка с учетом ВРИ были предприняты в 2001 году, но официально утвержден Классификатор ВРИ был только 1 сентября 2014 года Приказом Минэкономразвития России № 540.

Градостроительный кодекс выделяет следующие ВРИ:

  • основные;
  • условно разрешенные;
  • вспомогательные;

Основной вид ВРИ определяется сразу же после того, как земельный надел был образован, причем, его выбирает собственник участка из перечня предложенных видов деятельности относительно конкретной территориальной зоны.

Условно разрешенный тип не считается основным, однако может быть введен после проведения необходимых согласований и обращения в специально созданную комиссию по землепользованию.

Вспомогательные ВРИ относятся к дополнительным и не могут иметь самостоятельного статуса. Иными словами, вспомогательные могут применяться только совместно с одним из вышеуказанных типов. В качестве примера можно привести такие ВРИ, как земля для возведения гаражных построек или объектов инженерных коммуникаций.

Классификатор видов разрешенного использования

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков 2016 года, как уже отмечалось ранее, был введен в прошлом году.

Данный документ представляет собой реестр из трех граф и нескольких разделов, где указаны: наименование обобщенного и уточненного вида разрешенного использования земельных наделов, а также соответствующий код.

В реестре содержится 13 обобщенных ВРИ и 101 уточненный вид разрешенного использования. Разделение на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования в классификаторе не происходит.

Еще одной особенностью документа является то, что для каждого описания и наименования введен свой индивидуальный код, который в дальнейшем используется для обозначения в документации на участок.

Также, все виды использования в реестре допускают возможность постройки линейных объектов, к примеру, линии электропередач или водопровода. Исключением являются железная дорога и автотрасса.

При разработке классификатора использовался принцип преемственности, согласно которому ранее принятый рубрикатор должен сочетаться с новым. При определении ВРИ следует в первую очередь учитывать целевое назначение земли и территориальную зону, где она расположена.

В классификатор включены следующие виды разрешенного использования земель:

  • с/х-использование;
  • жилая застройка;
  • общественное использование капитальных объектов;
  • предпринимательская деятельность;
  • рекреационное назначение;
  • производство;
  • транспортная сфера;
  • оборонные объекты;
  • работы по особой охране и изучению природы;
  • использование лесов;
  • водные объекты;
  • земли общего использования
  • садоводческая, дачная, огородническая деятельность.

Установление и изменение вида разрешенного использования

Изменение вида разрешенного использования земельного участка 2016 года может потребоваться в нескольких случаях:

  • при возведении на участке объекта, имеющего иное назначение;
  • в случае смены основного назначения уже имеющейся недвижимости;
  • при уточнении ВРИ.

Общий порядок процедуры описан в ст. 36-39 ГрК РФ и предусматривает осуществление следующих действий:

  1. Владелец земли составляет заявление установленного образца и собирает необходимые документы.
  2. Пакет документов передается в уполномоченный орган (специальная Комиссия при администрации).
  3. Администрация выносит решение об изменении вида разрешенного использования
  4. Заявитель обращается в Росреестр для внесения изменений в кадастровый учет земельного участка.

Пример по видам разрешенного использования земельных участков

Максим С. провел межевание, оформил необходимые документы и в результате стал владельцем земельного участка в несколько соток в центре города. Максим решил построить там летнее кафе.

В документации, которую мужчина подал в земельный отдел, он указал вид деятельности из классификатора «4.6 – Общественное питание». После рассмотрения, документ был возвращен Максиму, с указанием того, что код указан неверно.

Бизнесмен обратился с жалобой к вышестоящему органу на действия сотрудника ведомства, на что получил ответ, согласно которому работник поступил абсолютно правильно, вернув заявление, поскольку выбирать вспомогательный ВРИ без определения основного запрещено.

В результате Максим подал заявление вновь, где указал общественное питание как вспомогательный вид, а код «4.0 – Предпринимательство» — в роли основного.

Заключение

В завершение написанного можно сформулировать несколько выводов:

  1. Разрешенный вид использования наделов или ВРИ не имеет четкого определения, однако является одним из определяющих терминов земельного права.
  2. Градостроительный кодекс выделяет: основные, условно разрешенные и вспомогательные типы пользования.
  3. Все виды разрешенного использования были объединены в специальный классификатор.
  4. Смена ВРИ производится в оговоренном законом порядке, путем подачи соответствующего заявления в уполномоченное ведомство.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по видам разрешенного использования

Вопрос: Здравствуйте. Я собственник надела. Сейчас основным ВРИ установлен «6.0 – Производственная деятельность», а в качестве дополнительного был использован «6.9 — склады», поскольку там размещены склады.

Недавно на участке было обнаружено небольшое месторождение нефти, и я бы хотел заняться теперь недропользованием. Подскажите, могу ли я это сделать, без корректировки и подачи декларации о смене ВРИ? Грозит ли мне штраф за отсутствие такого заявления и будет ли это считаться нарушением?

Ответ:

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/zemelnye-uchastki/vidy-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnyx-uchastkov/

Вид разрешенного использования при разделе земельного участка

Вид разрешенного использования образуемого земельного участка

Статья акутальна на: Сентябрь 2020 г.

Статья 11.2 ЗК РФ. Образование земельных участков

Комментарий к статье 11.2 ЗК РФ:

2. Каждый земельный участок относится к определенной категории земель, которые подразделяются по своему целевому назначению (см. ст. 7 ЗК России). Нормы п. 2 ст. 7 ЗК и п. 4 ст. 37 ГрК устанавливают за правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства право выбора разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов.

Правовой режим вновь образуемых земельных участков определяется автоматически исходя из зонирования территорий и выбранного вида разрешенного использования прежним правообладателем, т.е. остается тем же, каким был у земельных участков, из которых образованы новые. При этом изменение одного вида разрешенного использования на другой в одном или нескольких образуемых участках не допускается.

3. В соответствии со ст. 252 ГК имущество, находящееся в общей долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.

Исходя из этого, ЗК вводит условие в виде письменного согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (прежних), при котором возможно образование новых земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения или выдела.

Согласие правообладателей, выраженное письменно, должно входить в число документов, представляемых в орган кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков (межевой план, описание земельных участков).

Вместе с тем в отличие от ст.

252 ГК Земельный кодекс не рассматривает раздел общего земельного участка в качестве основания для прекращения права общей собственности, и образуемые новые земельные участки могут находиться в общей собственности тех же сособственников.

Исключением является прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех членов (см. ст. 258 ГК), поскольку оно противоречило бы основанию и цели образования новых участков.

4. Из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, могут образовываться новые земельные участки (один из нескольких либо несколько из одного), при наличии достижения соглашения между собственниками.

Существуют ограничения, установленные законом. Так, земельный участок, принадлежащий крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежит, если только не имеет место прекращение крестьянского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов либо образование нескольких крестьянских хозяйств.

Исключением из общих правил закон называет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель, где не требуется согласия всех собственников долей.

В то же время такой выдел должен подчиняться требованиям минимального размера (см. ст. 4 названного Закона), установленного законом субъекта РФ. Например, в соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 12.06.

2004 N 75/2004-ОЗ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» этот размер составляет 2,0 га, а в других субъектах этот размер может быть иным.

5. В случаях, когда соглашение по разделу, выделу или иному преобразованию между правообладателями (собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, залогодержателями) земельных участков не достигнуто и имеется конфликт, образование новых земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда.

Решение суда выносится с учетом предельных размеров земельных участков, установленных в конкретном регионе (см. ст. 33 ЗК), различных вариантов преобразования земельных участков, содержащихся в экспертном заключении, а также мнения правообладателей. Суду не требуется согласие сторон.

Решение суда носит обязательный характер и может быть исполнено в принудительном порядке исполнительными органами. К решению суда приравнивается и утверждение судом мирового соглашения между совладельцами.

В то же время следует учесть, что требование о разделе земельного участка может быть заявлено только после прекращения права общей собственности на строение, находящееся на спорном земельном участке, либо одновременно с ним. В противном случае не происходит образования земельных участков, свободных от прав третьих лиц, для каждого из правообладателей.

6. Пункт 7 комментируемой статьи указывает на субъекта, в полномочия которого входит образование новых земельных участков.

Имеются в виду случаи, когда земельный участок, из которого будут образовываться новые, находится в границах застроенной территории и принято решение о ее развитии в соответствии с ГрК. Субъектом является лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории.

Однако преобразования земельных участков должны осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Вопрос

Заключен договор аренды земельного участка, договор зарегистрирован. Можно ли арендатору разделить земельный участок на два или три земельных участка, и изменить целевое земельного участка. Новые участки будут образованы, а старый номер уходит в архив. Договор будет действительный.

Ответ

Ответ на данный вопрос зависит от статуса участка и условий договора аренды.

Раздел арендуемого участка, находящегося в частной собственности, по общему правилу допускается с согласия арендодателя.

В силу ст.11.8 ЗК РФ, в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды, арендатор имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Это важно знать:  Раздел совместно нажитого имущества после смерти

«На практике нередки случаи, когда арендатор земельного участка, предоставленного из состава публичных земель для определенных целей, предусмотренных градостроительным регламентом, в действительности намеревается использовать полученный участок в соответствии с иным видом разрешенного использования. Такой схемой иногда пользовались строительные компании: они получали в аренду земельный участок для целей, не связанных со строительством (получить участок для такой цели зачастую было проще, чем для застройки), рассчитывая в будущем внести в договор аренды изменения в части возможности строительства на предоставленном земельном участке. Также подобная ситуация может возникнуть, когда право аренды переходит от первоначального арендатора к другому лицу в порядке перенайма, и новый арендатор планирует использовать этот земельный участок для других целей. Однако с марта 2015 года воспользоваться такой возможностью в случае получения земельного участка по результатам аукциона не получится — соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 23.06.14 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С марта 2015 года нельзя изменить в договоре аренды вид разрешенного использования участка

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков, а также объектов капитального строительства определяются в ходе градостроительного зонирования территорий путем их утверждения в составе правил землепользования и застройки градостроительных регламентов (гл. 4 ГрК РФ).

Если в договоре указан единственный вид разрешенного использования участка и использование участка в соответствующих целях с ним через какое-то время стало для арендатора нецелесообразным, он может оказаться в ситуации, когда ему придется либо платить арендную плату за фактически неиспользуемый участок, либо отказываться от аренды (если согласовать изменение вида разрешенного использования с арендодателем не удастся).

Основная идея градостроительного зонирования территорий заключается в том, что правообладатель земельного участка вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования выбрать любой вид разрешенного использования участка из числа предусмотренных зонированием территорий видов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 4 ст. 37 ГрК РФ).

В число лиц, которые могут выбрать вид разрешенного использования участка, входят и арендаторы (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).

Однако из этих норм не ясно, может ли арендатор выбрать другой вид разрешенного использования, если он предусмотрен градостроительным регламентом, но не указан в договоре аренды? Или хотя бы потребовать от арендодателя внести соответствующее изменение в договор аренды?

С 1 марта 2015 года Земельный кодекс прямо запрещает такие изменения договора аренды публичных земельных участков (поправки внесены в Земельный кодекс и некоторые другие нормативные акты Федеральным законом от 23.06.14 № 171-ФЗ).

Теперь в кодексе однозначно закреплено, что внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается (п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ).

То есть арендатор не вправе изменять договор аренды в этой части в одностороннем порядке и ссылаться на то, что у него есть право выбора разрешенного использования земельного участка на основании пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса.

Более того, он не может обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка, а арендодатель в свою очередь не может пойти навстречу арендатору и согласиться на внесение данного изменения — такое соглашение будет недействительным как противоречащее закону (ст. 168 ГК РФ).

Изменение вида разрешенного использования, если договор аренды заключен до марта 2015 года

После появления в Земельном кодексе нормы о запрете на изменение вида разрешенного использования публичного земельного участка в договоре аренды (п. 17 ст. 39.8 ЗК РФ) возникает вопрос: можно ли внести изменение в договор аренды в части вида разрешенного использования участка, если договор был заключен до 1 марта 2015 года, то есть еще до вступления в силу поправок в Земельный кодекс?

Ответ на этот вопрос можно найти в судебной практике, которая складывалась до внесения изменений в Земельный кодекс.

В частности, подобная ситуация — когда компания обратилась за получением в аренду земельного участка с одним видом разрешенного использования, а после заключения договора аренды потребовала поменять его — стала предметом рассмотрения Президиумом ВАС РФ еще в 2005 году.

Тогда Высший арбитражный суд не отверг саму возможность внесения в договор аренды земельного участка, предоставленного для целей, не связанных со строительством, изменений, предусматривающих его застройку.

Но при этом Высший арбитражный суд отметил, что такие изменения могут вноситься в договор аренды только в порядке, предусмотренном для предоставления земельных участков в целях строительства. В частности, с обязательным публичным информированием населения о возможном или предстоящем предоставлении участка для строительства (постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.05 № 2479/05).

Источник: https://tvoizakon.ru/vid-razreshennogo-ispolzovanija-pri-razdele-zemelnogo-uchastka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.