Виды дорог в сельском хозяйстве

Классификация перевозок, грузов и дорог

Виды дорог в сельском хозяйстве

В зависимости от расстояния и технологии перемещения грузов различают внутриусадебные, внутрихозяйственные и внехозяйственные перевозки.

Внутриусадебные перевозки грузов осуществляют главным образом транспортерами и трубопроводами различных видов, самоходными тележками и частично тракторным и гужевым транспортом на расстояние до 1—3 км (например, корма и навоз на фермах и т.п.) в пределах усадьбы.

Внутрихозяйственные перевозки охватывают территорию в пределах СХП на расстояние до 5—10 км (например, перевозка урожая, удобрений на поля, нефтепродуктов к агрегатам, семян ит.д.).

Значительную часть их составляют внутрихозяйственные технологические перевозки (до 70% всего объема), связанные с обслуживанием уборочных, посевных и посадочных агрегатов, а также машин по внесению удобрений и др.

Внехозяйственные перевозки связаны с транспортировкой грузов за пределы СХП на более значительные расстояния (в среднем до

20—150 км). Обычно они осуществляются автомобильным транспортом, а в некоторых случаях — и тракторами (до 15—20 км).

Сельскохозяйственные грузы и их классификация

В сельском хозяйстве, как ни в одной другой отрасли, имеется широкая номенклатура перевозимых грузов, которым должен соответствовать подвижной состав.

Сельскохозяйственные грузы принято классифицировать по физико-механическим свойствам, степени использования грузоподъемности транспортных средств, способу погрузки-выгрузки и условиям перевозки, срочности, периодичности и массовости перевозок.

По физико-механическим свойствам различают твердые, жидкие, полужидкие и газообразные грузы. Кроме того, грузы подразделяются по степени безопасности и размерам (габаритным размерам).

По степени использования грузоподъемности транспортных средств грузы подразделяются на четыре класса.

Грузы, обеспечивающие степень использования грузоподъемности 1,0, относятся к первому классу; 0,71—0,99 — ко второму; 0,51—0,70 — к третьему; 0,40—0,50 — к четвертому.

Основным параметром, который характеризует это свойство груза, является его плотность. Она определяет степень использования грузоподъемности транспортных средств.

Класс груза зависит не только от его плотности, но и от вида упаковки. При различной упаковке один и тот же груз может быть отнесен к разным классам. Многие сельскохозяйственные грузы имеют малую плотность и не обеспечивают полного использования грузоподъемности транспортных средств без надставных бортов.

По способу погрузки—выгрузки различают грузы насыпные и навалочные (их можно перевозить без тары, а погрузку и выгрузку производить путем сброса), штучные, тарные и наливные. Около 75% сельскохозяйственных грузов относятся к насыпным и навалочным.

По условиям перевозки грузы подразделяются на обычные (не требующие специально подготовленного подвижного состава); скоропортящиеся (требующие выполнения особенных санитарных и температурных режимов); с резким и неприятным запахом (перевозимые в специально приспособленных кузовах) и др.

По срочности и периодичности перевозок грузы подразделяются на две группы: грузы, которые следует перевозить в сжатые сроки (урожай, семена, быстропортящиеся грузы), и грузы, перевозку которых можно осуществлять длительное время.

По массовости(количеству одновременно перевозимых грузов) они подразделяются на массовые и мелкопартионные. Массовость оказывает влияние на выбор типа подвижного состава и на организацию процесса перевозки.

Основную классификацию дорог проводят исходя из допустимой интенсивности движения и расчетной скорости транспортных средств.

В зависимости от назначения и перспективной интенсивности движения транспортных средств автомобильные дороги подразделяются на пять технических категорий: I категория — свыше 6 тыс. автомобилей в сутки; II категория — от 3 до 6 тыс.

; III категория — от 1 до 3 тыс.; IV категория — от 0,2 до 1,0 тыс.; V категория — менее 0,2 тыс. автомобилей в сутки.

Транспортное обслуживание сельскохозяйственного производства осуществляется в основном по местным дорогам, которые относятся к IV и V категориям. Сельскохозяйственные дороги местной дорожной сети по характеру перевозок и назначению подразделяются на внутрихозяйственные и внехозяйственные.

Внутрихозяйственные дороги находятся на территории СХП и соединяют между собой административные единицы и хозяйственные объекты.

Внехозяйственные дороги соединяют СХП с автомобильными дорогами, районными центрами, приемными пунктами сельскохозяйственной продукции, железнодорожными станциями, пристанями и т.п.

При нормировании тракторных транспортных работ в сельскохозяйственном производстве дороги подразделяются на три группы:

  • • I группа — дороги с твердым покрытием, грунтовые в хорошем состоянии и снежные укатанные;
  • • II группа — гравийные; щебеночные разбитые; песчаные проселочные; грунтовые, разъезженные после дождя; стерня зерновых; задернелая почва в твердом состоянии зимой и летом;
  • • III группа — разбитые, с глубокой колеей, гребнистые дороги; пашня нормальной влажности и мерзлая; поле после уборки корнеклубнеплодов; переувлажненное бездорожье; снежная целина.

Движение транспортных средств должно быть организовано так, чтобы их производительность была максимальной, а себестоимость перевозок — минимальной. Большую роль в этом играет правильный выбор маршрута, под которым понимается путь движения транспортных средств при выполнении перевозок. Различают маршруты маятниковые, кольцевые, радиальные и комбинированные (рис. 3.10).

Маятниковые маршруты наиболее широко распространены в сельском хозяйстве. Груз перевозится как в одном направлении, таки в двух.

Радиальный маршрут предусматривает перевозку грузов из одного постоянного пункта в разные пункты, или наоборот (например, перевозка органических удобрений до мест их внесения, силосной массы к траншеям и т.д.).

Кольцевым маршрутом называется такой маршрут, когда путь движения транспортных средств между несколькими пунктами составляет замкнутый контур. Его используют при обслуживании посевных агрегатов на разных полях, заправке машин в поле, доставке запасных частей и т.д.

Комбинированный маршрут объединяет маршруты нескольких видов.

Рис. 3.10. Виды маршрутов:

а — маятниковый, ездки с грузом в двух направлениях; б — маятниковый, ездки с грузом в одну сторону; в — радиальный собирательный; г — радиальный распределительный— кольцевой; в— комбинированный (сплошные линии — ездки с грузом; штриховые — без груза)

Источник: https://studref.com/612581/agropromyshlennost/klassifikatsiya_perevozok_gruzov_dorog

Классификация перевозок и сельскохозяйственных грузов. Типы дорог

Виды дорог в сельском хозяйстве

Транспортный процесс объединяет комплекс операций по погрузке, транспортированию и разгрузке различных грузов. Автомобилями перевозят около 75% объема грузов, тракторами с прицепами — 23—24%.

В зависимости от пунктов отправки и назначения сельскохозяйственные перевозки подразделяют на внутриусадебные, внутрихозяйственные и внехозяйственные.

Внутриусадебные перевозки предполагают доставку различных грузов со складов и хранилищ на фермы, подсобные предприятия и другие имеющиеся в пределах усадьбы хозяйственные объекты. Расстояние перевозок — до 3 км. В качестве транспортных средств используют тракторы с прицепами (тракторные поезда), транспортеры, трубопроводы и гужевой транспорт.

Внутрихозяйственные перевозки включают в себя доставку грузов в пределах хозяйства. Они характеризуются расстояниями до 25 км и осуществляются автомобилями и тракторными поездами.

При обслуживании посевных и уборочных агрегатов частью внутрихозяйственных перевозок является процесс технологического обслуживания МТА. Такие перевозки называют также технологическими.

Внутрихозяйственные перевозки в сельском хозяйстве являются основными, так как на их долю приходится до 60% общего объема транспортных работ.

Внехозяйственные перевозки — это перевозки различных грузов к пунктам назначения или отправления. Обычно эти пункты находятся за пределами сельскохозяйственного предприятия. Расстояния перевозок могут быть значительными (до 100 км). В качестве транспортных средств используют автомобили, в том числе специализированные (бензовозы, молоковозы, фургоны для скота и т.д.).

Степень использования грузоподъемности транспортных средств характеризуется коэффициентом возможного использования грузоподъемности, под которым понимается отношение массы фактически перевезенного груза к массе груза, который был бы перевезен при полном использовании грузоподъемности данного транспортного средства.

Сельскохозяйственные грузы насчитывают более ста наименований, и классифицируют их по физико-механическим свойствам; по степени или коэффициенту использования грузоподъемности транспортных средств; по способу погрузки и разгрузки; по срочности и периодичности перевозок; по массовости и условиям перевозок.

Сельскохозяйственные и другие грузы в зависимости от коэффициента возможного использования грузоподъемности транспортных средств подразделяют на пять классов. Для грузов первого класса коэффициент возможного использования грузоподъемности равен 1,0; второго — 0,99—0,71; третьего — 0,70—0,51; четвертого — 0,50—0,41; пятого — 0,4 и ниже.

По степени возможного использования грузоподъемности основные сельскохозяйственные продукты относят к первому, второму или третьему классу.

Коэффициент использования грузоподъемности может быть повышен путем правильного подбора транспортных средств для перевозки данного груза, приспособления кузова к роду груза (наращивание бортов при перевозке легких грузов), соответствия тары и упаковки условиям перевозок, а также группировки сборных и мелких грузов в партии.

По физико-механическим свойствам грузы подразделяют на твердые, жидкие (полужидкие) и газообразные. В сельском хозяйстве большинство составляют твердые грузы.

По возможности механизации погрузочно-разгрузочных работ различают навалочные, насыпные, наливные, тарные (в бочках, мешках, ящиках, корзинах), бестарные, штучные и требующие особой осторожности грузы (кислородные баллоны, арбузы и т.д.). Большая часть сельскохозяйственных грузов — навалочные и насыпные: они не требуют упаковки, допускают погрузку и выгрузку навалом, их учет ведется по массе или объему.

Все грузы различают по характеру срочности и периодичности (сезонности перевозок). Большинство сельскохозяйственных грузов требует сжатых сроков перевозок. Их доставка обусловлена графиком выполнения производственных операций.

Дорожные условия в значительной мере определяют производительность транспортных средств, себестоимость перевозок, сохранность грузов и безопасность движения.

Автомобильная дорога — это комплекс инженерных сооружений, включающий земляное полотно, дорожную одежду, искусственные устройства (трубы, мосты, боковые канавы и др.) и обстановку дороги

(ограждающие столбики, дорожные знаки). Верхний слой дорожной одежды называется покрытием. Оно может быть грунтовым, гравийным, щебенчатым, шлаковым, асфальтобетонным и цементобетонным.

Автомобильные дороги подразделяются на пять категорий и характеризуются среднесуточной интенсивностью движения: на дорогах 1 категории — более 7000 автомобилей в сутки, II категории — 3000— 7000, III категории — 1000—3000, IV категории — 200—1000, V категории — менее 200 автомобилей в сутки. Дороги классифицируются также по административному признаку: общегосударственные, республиканские, областные (краевые), районные, сельские и ведомственные.

Дороги IV и V категорий, расположенные в сельских районах, по которым перевозят в основном грузы сельскохозяйственных предприятий, принято называть сельскохозяйственными.

Для нормирования тракторных транспортных работ сельскохозяйственные дороги подразделяют на три группы:

  • 1) обычные грунтовые дороги, сухие в хорошем состоянии, снежные укатанные дороги и дороги с твердым покрытием (асфальтные и гравийные);
  • 2) гравийные и щебенчатые (разбитые), грунтовые и проселочные после дождя (мокрые), слегка оттаивающие после оттепелей, с рыхлым снежным покровом, стерня зерновых;
  • 3) разбитые дороги с глубокой колеей, оттаивающая или просыхающая снежная целина, бездорожье в весеннюю или осенью распутицу.

Техническими условиями устанавливают требования на гарантийные размеры и весовые параметры, которым должны удовлетворять автомобили и автопоезда, допускаемые к эксплуатации на дорогах различных категорий.

Источник: https://bstudy.net/649678/tehnika/klassifikatsiya_perevozok_selskohozyaystvennyh_gruzov_tipy_dorog

5. Классификация дорог

Виды дорог в сельском хозяйстве

Различают классификацию автомобильных дорог и классифи­кацию, используемую при нормировании тракторных транспорт­ных работ.

Классификация автомобильных дорог.Существует два вида классификации автомобильных дорог — государственная и тех­ническая.

По государственной классификации дороги подразделяют по ведомственной подчиненности, включая общегосударственные, республиканские, областные, районные, курортные и ведомст­венные.

Техническая классификация автомобильных дорог подразделяются по назначению и интенсивности движения транспортных средств. По этой классификации имеется пять технических кате­горий дорог:

  • категории I, II — дороги общегосударственного значения при интенсивности движения 6 тыс/сут автомобилей на дорогах пер­вой категории и 3…6 тыс/сут на дорогах второй категории;
  • категория III — дороги республиканского и областного значе­ния при интенсивности движения 1…3 тыс/сут автомобилей;
  • категория IV, V — дороги местного значения с интенсивнос­тью движения соответственно 0,2…1 тыс/сут автомобилей и менее 0,2 тыс/сут.

К дорогам местного значения относят те, по которым вы­полняют внутрихозяйственные и внехозяйственные перевозки. Дороги для внехозяйственных перевозок соединяют хозяй­ственные центры с существующей сетью автомобильных до­рог. Внутрихозяйственные дороги располагают на территории самого хозяйства.

Классификация сельскохозяйственных дорог при нормировании тракторных транспортных работ. Дороги в данном случае подразде­ляют на три группы:

первая — обычные грунтовые дороги, сухие в хорошем состоя­нии, снежные укатанные дороги и дороги с твердым покрытием (асфальтные и гравийные);

вторая — гравийные и щебенчатые (разбитые), грунтовые и про­селочные после дождя (мокрые), слегка оттаивающие после оттепе­лей, с рыхлым снежным покровом, стерня зерновых, поле после корнеклубнеплодов в сухую погоду;

третья — разбитые дороги с глубокой колеей, оттаивающая или просыхающая снежная целина (при перевозке санями), бездорожье в весеннюю или осеннюю распутицу.

5.1. Дорожные условия эксплуатации

Дорожные условия представляют собой важнейший фактор внеш­ней среды, в значительной мере определяющий все основные показа­тели эксплуатационных свойств автотранспортных средств: динамич­ность, топливную экономичность, плавность хода и др.

Влияние дорожных условий сказывается как непосредственно в виде силового воздействия опорной поверхности на колеса автомо­биля, так и опосредованно через регулирование скоростного режима движения водителем, который учитывает изменения параметров доро­ги и характер складывающейся дорожно-транспортной обстановки,

Ввиду большого разнообразия дороги классифицируются по раз­ным признакам: назначению, покрытию, интенсивности движения, расположению, продольному профилю и др. Основные технические па­раметры и характеристики сооружаемых дорог определяются строи­тельными нормами и правилами (СНиП).

В соответствии со СНиП 2.05.02-85 все дороги общей сети страны в зависимости от расчетной среднесуточной интенсивности движения делятся на пять категорий, основные параметры которых приведены в (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Технические параметры автодорог различных категорий

N п/пПараметрыКатегории
12345
1Расчетная интен­сивность движения, авт. /сутСвыше 70003000-70001000-3000100-1000До 100
2Расчетная скорость движения, км/ч1501201008060
3Число полос4.6.62221
4ширина полосы, к3.753.753,53
5Наибольший продо­льный уклон, %34567
6Наименьший радиус поворота дороги, м1200800500300150

Дороги 1, 2, 3 и частично 4 категории имеют капитальные по­крытия в виде асфальтобетона или цементобетона. При этом дороги 1, 2 и 3 категорий рассчитаны на высокие скорости движения и имеют малое число пересечений на одном уровне с другими дорога­ми.

Благодаря этому автотранспортные средства имеют возможность поддерживать высокие средние скорости движения и не терять время на торможения, остановки и последующие разгоны.

На дорогах 4 и 5 категорий находят применения облегченные, переходные и низшие покрытия (табл. 5.1).

С точки зрения влияния опорной поверхности на эксплуатаци­онные показатели работы автомобиля (расход топлива, среднюю ско­рость движения, предельную скорость движения на повороте, длину тормозного пути и др.

) важнейшими параметрами дорожных условий являются: коэффициент сопротивления качению, коэффициент сцепле­ния, угол продольного наклона, радиус поворота, высота и длина микронеровностей дорожного полотна.

При этом для разных отрезков даже одной и той же дороги все указанные параметры принимают различные значения, которые можно рассматривать как случайные величины. При выполнении расчетов обычно используют их средние значения, но это не дает полной информации о дорожных условиях.

Каждый участок дороги может быть адекватно охарактеризован только соответствующий статистическими распределениями указанных параметров. На рис. 1.2 и 1.3 в качестве примера приведены расп­ределения коэффициента сцепления (

Источник: https://studfile.net/preview/4020983/page:6/

Классификация сельскохозяйственных перевозок и грузов, категории дорог

Виды дорог в сельском хозяйстве

Транспортный процесс объединяет комплекс операций по погрузке, транспортированию и разгрузке различных грузов. Автомобилями перевозят около 75 % объема грузов, тракторами с прицепами — 23…24 %.

Классификация перевозок

В зависимости от пунктов отправки и назначения различают внутриусадебные, внутрихозяйственные и внехозяпственные перевозки.

  • Внутриусадебные перевозки предполагают доставку различных грузов со складов и хранилищ на фермы, подсобные предприятия и другие находящиеся в пределах усадьбы хозяйственные объекты. Расстояние перевозок до 3 км. В качестве транспортных средств используют тракторы с прицепами (тракторные поезда), транспортеры, трубопроводы и живую тягу.
  • Внутрихозяйственные перевозки включают доставку грузов в пределах хозяйства, Они характеризуются расстояниями до 30 км и осуществляются автомобилями и тракторными поездами.
  • Внехозяйственные перевозки — это перевозки различных грузов к пунктам назначения или отправления, находящимся за пределами сельскохозяйственного предприятия. Расстояния перевозок могут быть значительными. В качестве транспортных средств используют автомобили, в том числе специализированные (бензовозы, молоковозы, фургоны для скота и т.д.), и тракторные поезда.

По степени участия транспорта в производственном процессе перевозки классифицируют на технологические (доставка семян к сеялкам, отвоз зерна от комбайна и т. д.) и общего назначения.

Классификация грузов, По физико-механическим свойствам грузы делят на твердые, жидкие (полужидкие) и газообразные.

По возможности механизации погрузочно-разгрузочных работ различают навалочные, насыпные, наливные, тарные (в бочках, мешках, ящиках, корзинах), бестарные, штучные и требующие особой осторожности грузы (кислородные баллоны, арбузы и т.д.).

Все грузы различают по характеру срочности и периодичности (сезонности перевозок). Большинство сельскохозяйственных грузов требует сжатых сроков перевозок. Их доставка обусловлена графиком выполнения производственных операций.

Дорожные условия в значительной мере определяют производительность транспортных средств, себестоимость перевозок, сохранность грузов и безопасность движения.

Автомобильная дорога — это комплекс инженерных сооружений, включающий земляное полотно, дорожную одежду, искусственные устройства (трубы, мосты, боковые канавы и др.) и обстановку дороги (ограждающие столбики, дорожные знаки). Верхний слой дорожной одежды называется покрытием. Оно может быть грунтовым, гравийным, щебенчатым, шлаковым, асфальтобетонным и цементобетонным.

В соответствии с постановлением правительства РФ № 767 от 28 сентября 2009 года «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:

  • а) автомагистраль
  • б) скоростная автомобильная дорога
  • в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)

Отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается 1А категория.

Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается 1Б категория.

Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться 1В, II, III, IV и V категории.

Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

  • а) общего числа полос движения
  • б) ширины полосы движения
  • в) ширины обочины
  • г) наличия и ширины разделительной полосы
  • д) типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге

Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог.

Отнесение автомобильной дороги необщего пользования соответственно федерального, регионального или межмуниципального и местного значения к категории автомобильной дороги может осуществляться в соответствии с иными показателями, установленными соответственно федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автомобильная дорога, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации:

  • а) в отношении автомобильной дороги общего пользования федерального значения — Федеральным дорожным агентством
  • б) в отношении автомобильной дороги необщего пользования федерального значения — федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится указанная автомобильная дорога
  • в) в отношении автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
  • г) в отношении автомобильной дороги местного значения — органом местного самоуправления
  • д) в отношении частной автомобильной дороги — собственником частной автомобильной дороги

Классификация и отнесение автомобильной дороги федерального значения к категории автомобильной дороги осуществляется в течение 30 дней со дня приемки результатов работ по оценке технического состояния автомобильной дороги.

Источник: https://ustroistvo-avtomobilya.ru/bez-rubriki/klassifikatsiya-sel-skohozyajstvenny-h-perevozok-i-gruzov-kategorii-dorog/

Транспорт и дороги в АПК. Показатели эффективности их использования

Виды дорог в сельском хозяйстве

Важнейшей составной частью материально-технической базы предприятий и отраслей АПК, в том числе и сельского хозяйства, являются транспортные средства и дороги.

С помощью транспортных средств и дорог сокращается рабочее время на создание и реализацию продукции. Этим самым обеспечивается рост производительности труда и снижение себестоимости продукции.

Создание хорошей дорожно-транспортной сети является и важнейшим условием социального переустройства села.

Использование транспорта в сельском хозяйстве имеет свои особенности:

ü Сезонность и неравномерность загрузки подвижного состава;

ü Разнообразие грузов;

ü Большой объем грузоперевозок на короткое расстояние;

ü Зависимость от погодных условий, от дорожных условий;

ü Преимущество односторонних перевозок;

ü Децентрализация транспорта между отдельными предприятиями.

Основные виды транспорта в сельском хозяйстве – автомобильный и тракторный. Применяется также трубопроводный (водопроводы, молоководы, газоводы и др.), авиационный, гужевой. Доля автомобильных перевозок составляет около 75%, тракторных 22-23%, гужевого – 2-3% от общего объема транспортных работ в сельском хозяйстве.

Автомобильный транспорт применяется преимущественно на межхозяйственных перевозках. На внутрихозяйственных транспортных работах в растениеводстве, животноводстве, строительстве широко используются тракторы. Их приходится активно использовать в весенний и осенний периоды в районах с труднопроходимыми дорогами.

Перевозки, выполняемые автомобильным транспортом, прежде всего можно разделить на внехозяйственные (межхозяйственные) и внутрихозяйственные.

Внехозяйственные (межхозяйственные) перевозки – это перевозки продукции государственным заготовительным организациям, перерабатывающим предприятиям, на рынок, а также доставка в хозяйство удобрений, нефтепродуктов, ремонтных и строительных материалов, кормов, технических средств и т. п.

Для таких перевозок характерны сравнительно большие расстояния (30 км и более) и относительно благоприятные дорожные условия. На долю этих перевозок приходится примерно 20 – 25 % всего объема грузоперевозок. Внутрихозяйственные – это перевозки с полей на усадьбу (зерно, картофель, корма и др.

), с усадьбы на поля (семена и посадочный материал, удобрения и др.), внутри полей (скирдование соломы, подвозка картофеля и корнеплодов к буртам и др.). На их долю приходится примерно 75 % грузоперевозок. Объем работы грузового автопарка (объем грузоперевозок) определяется в тонно-километрах.

Выделяют следующую классификацию грузов:

1. По объемной массе – транспортабельные и малотранспортабельные;

2. По физическому состоянию – твердые, жидкие;

3. По способам погрузки и транспортировки – навалочные, насыпные, наливные, штучные;

4. По габаритности – длинномерные (бревна, трубы), негабаритные (техника, оборудование);

5. По использованию грузоподъемности грузы подразделяются на четыре группы:

а) степень использования грузоподъемности 100 % и выше;

б) степень использования грузоподъемности 99 – 71 %;

в) степень использования грузоподъемности 70 – 51 %;

г) степень использования грузоподъемности 50 % и ниже.

Экономическая эффективность использования транспортных средств определяется с помощью следующих показателей:

1. Коэффициент использования грузового автомобильного парка (Ки) – это отношение работающих автомобилей (Ар) к общему количеству автомобилей в хозяйстве (Ао):

Ки = Ар / Ао

2. Коэффициент технической готовности подвижного состава (Ктг) – отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии (АДи) к общему числу автомобиле-дней пребывания автомобилей в хозяйстве (АДх):

Ктг = АДи / АДх

3. Коэффициент использования машин в работе (Кар) – отношение автомобиле-дней в работе (АДр) к количеству автомобиле-дней пребывания автомобилей в хозяйстве (АДх):

Кар = АДр / АДх

4. Коэффициент использования рабочего времени (Крв) – отношение автомобиле-часов, затраченных на перевозку грузов или техническое обслуживание автомобильного парка (Ачп), к общей продолжительности пребывания автомобилей в наряде (Ачн):

Крв = Ачп / Ачн

5. Коэффициент использования пробега (Кпр) – отношение количества километров, пройденных с грузом (Пг), к общему пробегу (По):

Кпр = Пг / По

6. Средняя загруженность автомобиля (Зср)– отношение общего количества выработанных тонно-километров (Рткм) к пробегу автомобилей с грузом (Пг):

Зср = Рткм / Пг

7. Коэффициент использования грузоподъемности (Кгр) – отношение средней загруженности автомобиля (Зср) к среднетехнической грузоподъемности (Г):

Кгр = Зср / Г

8. Себестоимость одного тонно-километра (Сткм) – отношение производственных затрат по автопарку (ПЗа) к количеству выработанных тонно-километров (Рткм)

Сткм = ПЗа / Рткм

9. Годовая производительность автомобиля (Па) – отношение объема работ автопарка в тоннах перевезенного груза (От) или тонно-километрах (Рткм) к количеству автомобилей, имеющихся в хозяйстве (Ао):

Па = От / Ао; Па = Рткм / Ао

Одним из резервов улучшения работы автомобильного транспорта является концентрация его на крупных специализированных автотранспортных предприятиях агропромышленного комплекса на основе межхозяйственной кооперации, лучшего использования специализированных и большегрузных транспортных средств предприятий АПК.

Эффективность использования автотранспорта в значительной степени зависит от типа и состояния дорог.

Автомобильные дороги можно подразделить на пять категорий: I и II категории – дороги межгосударственного и основные дороги республиканского значения, III категория – остальные дороги республиканского и основные дороги областного значения, IV категория – остальные дороги областного и районного значения, V категория – дороги местного значения.

Большинство дорог районного значения имеет щебеночное, гравийное и каменное покрытия. Внутрихозяйственные дороги в основном – профилированные грунтовые.

По сравнению с автомобильными дорогами с твердым покрытием (асфальтобетон и цементобетон) себестоимость перевозок по профилированным грунтовым дорогам, находящимся в хорошем состоянии, выше в 2 раза, расход топлива больше в 1,8 раза, а по грунтовым дорогам во влажном состоянии соответственно эти показатели значительно выше.

Отставание дорожного строительства не только ухудшает условия эксплуатации машин, но и оказывает отрицательное влияние на социальное развитие села. В республике в последние годы увеличивается общая протяженность дорог, в том числе и с твердым покрытием.

Источник: https://studopedia.su/8_30220_transport-i-dorogi-v-apk-pokazateli-effektivnosti-ih-ispolzovaniya.html

Значение и виды транспорта в сельском хозяйстве

Виды дорог в сельском хозяйстве

Интенсификация сельскохозяйственного производства и последовательное осуществление комплексной механизации неразрывно связаны с ростом объема транспортных работ, значительная доля которых составляет неотъемлемую часть технологических процессов возделывания и уборки сельскохозяйственных культур.

В общем комплексе сельскохозяйственных работ на транспортные и погрузочные работы приходится приблизительно 30-35% затрат труда, 35-40% стоимости механизированных работ и до 50% затрат энергии.

Объем перевозок сельскохозяйственных грузов составляет в среднем от 20 до 60 т.км на 1 га пашни.

Расчеты показывают, что в пересчете на условный транспорт (грузоподъемностью 2,5 т) на каждые! 100 га пашни требуется в различных зонах (в зависимости от интенсивности сельскохозяйственного производства) от 0,5 до 1,25 единицы.

Классификация сельскохозяйственного транспорта. В понятие «сельскохозяйственный транспорт» входит вся совокупность машин и устройств, предназначенных для погрузки, разгрузки и перемещения (транспортирования) грузов, и их применение (эксплуатация) в условиях сельскохозяйственного производства.

В зависимости от назначения (вида выполняемых работ) различают внутриусадебный,внутрихозяйственныйивнехозяйственныйтранспорт, а в зависимости от участия в производственном процессе – производственный, или «зависимый»(являющийся составной частью производственного процесса), и самостоятельный, или «независимый».

Внутриусадебный транспортосуществляется главным образом различными видами транспортеров, трубопроводов, самоходными тележками и лишь частично тракторным и гужевым транспортом, обычно на расстояниях до 1-3 км.

Внутрихозяйственный полевой транспорт(как правило, на коротких – до 5-10 км – расстояниях) является преимущественно тракторным (при расстояниях до 10 км) и частично гужевым (3-5 км). Движение происходит больше всего (70-90% пути) в условиях грунтовых проселочных дорог и бездорожья.

Внехозяйственные перевозкиобычно связаны со сравнительно длинными расстояниями (в среднем 30-40 км) и совершаются как по проселочным, так и по улучшенным грунтовым дорогам и дорогам с покрытиями. Осуществляются они чаще всего автомобилями, но нередко и тракторным транспортом, например трактором К-700 со специальными тележками.

Производственный (зависимый) транспорт, непосредственно связанный с работой сельскохозяйственных машин и выполняющий не только перемещение (транспортирование), но и сбор и распределение материалов, осуществляется в основном тракторным и гужевым транспортом, а частично автомобилями.

Самостоятельный (независимый) транспорт, непосредственно не связанный с производственным процессом, осуществляется главным образом автомобилями и тракторными поездами большой грузоподъемности.

Во всех видах сельскохозяйственного транспорта на долю тракторного транспорта приходится 60-80% общего объема перевозок и 20-30% общей перевозочной работы в т×км; на долю автомобилей – 20-40% общего объема перевозок в т и 70-80% общей перевозочной работы (грузооборота) в т*км.

При большом разнообразии видов транспортной работы важно рационально сочетать тракторный и частично гужевой транспорт с автомобильным, производственный транспорт со специально создаваемым, разрабатывать конструкции машин, приспособленные к условиям работы в сельском хозяйстве.

*********

Для повышения эффективности использования как уже имеющегося, так и вновь поступающего в с.

х-во автотранспорта, в первую очередь необходимо обратить внимание на улучшение технической подготовки кадров шофёров, орг-цию и оборудование гаражей и авторемонтных предприятий, полное использование пробега и грузоподъёмности автомобиля, загрузку обратных рейсов, повышение коэф-та технической готовности автопарка и на правильное планирование работы автотранспорта.

Для увеличения времени работы и скорости движения автомобилей требуется также всемерное развитие автодорожной сети и улучшение существующих дорог.

Транспорт играет в сельскохозяйственном производстве важную роль. На него приходится 25-30% общих издержек производства на продукцию.

В сельскохозяйственных предприятиях используют в основном следующие виды транспорта:

§ автомобильный;

§ тракторный;

§ гужевой.

Транспортные работы подразделяют на внутриусадебные, внутрихозяйственные и внехозяйственные.

Наибольший объём грузооборота, особенно по внехозяйственным перевозкам, приходится на автотранспорт (80%), который является более маневренным. Но в связи с высокой стоимостью бензина на перевозках внутри хозяйства экономически более выгодно использовать тракторы (15%). Важной является и роль гужевого транспорта, особенно по внутриусадебным перевозкам (5% от общего объёма грузов).

Грузы классифицируются:

§ на транспортабельные и малотранспортабельные;

§ на скоропортящиеся и длительного хранения (по срокам перевозки);

§ по физико-механическим свойствам (твёрдые, жидкие, полужидкие, газообразные);

§ по способам транспортировки и погрузки, насыпные, наливные, штучные);

§ по габаритности (длинномерные, негабаритные).

По объёмному весу, принятому при нормировании транспортных работ грузы подразделяют на 4 класса в зависимости от использования грузоподъёмности транспортного средства:

1-й класс – коэффициент использования грузоподъёмности 1,0 (зерно, стройматериалы, минеральные удобрения); 2-й класс – коэффициент использования грузоподъёмности 0,71-0,99 (картофель, корнеплоды); 3-й класс – коэффициент использования грузоподъёмности 0,51-0,70 (плоды, овощи, зелёная масса);

4-й класс – коэффициент использования грузоподъёмности 0,41-0,50 (сено, солома, сенажная масса).

Все дороги также разделены на классы: 1-й класс – асфальтированные; 2-й класс – гравийные;

3-й класс – грунтовые, полевые.

Использование транспорта в сельскохозяйственном производстве имеет свои особенности: § большое разнообразие грузов; § сезонность перевозок и большая неравномерность грузопотоков в течение года; § плохие дорожные условия;

§ преимущество односторонних перевозок.

Всё это сказывается на эффективности использования внутрихозяйственного транспорта.http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=2873

Основные направления улучшения использования сельскохозяйственной техники показаны на рис.1.

Рисунок 1. – Основные направления улучшения использования сельскохозяйственной техники

*******

Важнейшим элементом материально-технической базы АПК являются машины и оборудование. А в сельском хозяйстве значительную роль играет машинно-тракторный и комбайновый парки.

Выпуск тракторов в Республике Беларусь — в послевоенный период.

С развитием МТБ улучшаются качественные показатели тракторов и комбайнов: повышается скорость движения, возрастает маневренность и проходимость машин, уменьшаются габариты, масса конструкций и удельный расход топлива, растет производительность.

Увеличение производства и поставки тракторов, комбайнов и других машин в сельское хозяйство способствует уменьшению нагрузки земли на одну машину, вследствие чего создается возможность выполнения необходимых объемов работ в оптимальные сроки.

Однако промышленности необходимо совершенствовать и улучшать машинно-тракторный парк, а предприятиям АПК (в том числе и сельскому хозяйству) — повышать эффективность его использования.

Для многих промышленных предприятий АПК, а также для колхозов, совхозов и развивающихся крестьянских и фермерских хозяйств необходим трактор с высокой маневренностью, с повышенной скоростью, двумя ведущими мостами, высоким дорожным просветом и регулируемой колеей.

Важным условием эффективного использования таких тракторов является обеспечение их необходимым комплексом машин и орудий для выполнения всего комплекса работ в соответствии с новыми технологиями производства сельскохозяйственной продукции. Эффективность использования имеющегося на предприятии машинно-тракторного парка характеризуют следующие показатели:

• сезонная и годовая выработка на трактор, комбайн или другую машину, га, усл. эт. га, т/км и др.;

• годовая выработка на среднегодовой трактор в целом по парку, определяемая делением годового объема механизированных работ в условных эталонных гектарах на среднегодовое количество условных эталонных тракторов, эт. га;

• часовая, сменная и дневная выработка (физических и эт. га);

• количество отработанных машино-смен и дней в году;

• коэффициент сменности, определяемый отношением количества машино-смен к количеству машино-дней.

Экономическую эффективность использования имеющихся машин, агрегатов и их комплексов можно определить и с помощью таких показателей, как производительность труда, эксплуатационные расходы на единицу продукции или выполненную работу, себестоимость условного эталонного и физического гектара обработки почвы, уборки урожая и т.д.; произведенные затраты на центнер продукции, на гектар; срок окупаемости капитальных вложений на приобретение машин и механизмов.

Обеспеченность сельскохозяйственными машинами и орудиями характеризуется наличием машин и орудий различных видов в расчете на 100 га пашни (для машин общего назначения) или какой-либо культуры (для специальных машин).

В качестве показателя обеспеченности хозяйства техникой можно использовать коэффициент обеспеченности (Коб, %), который определяется как отношение фактического количества техники (ТХф,) к нормативной потребности (ТХН).

Тракторообеспеченность определяется как отношение физических или условных эталонных тракторов к площади сельхозугодий или пашни.

Эффективность использования машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве характеризуется нижеследующей системой показателей.

Сменная и дневная выработка в условных эталонных гектарах – отношение объема механизированных работ к числу отработанных тракторами смен или дней.

Годовая выработка в эталонных гектарах на физический и условный эталонный трактор – отношение объема механизированных работ к числу физических или условных эталонных тракторов.

Коэффициент сменности работы тракторов – отношение числа машино-смен к числу машино-дней или отношение дневной выработки к сменной выработке.

Число отработанных машино-дней и машино-смен физическим или эталонным трактором – отношение общего числа отработанных машино-дней и машино-смен к числу тракторов.

Коэффициент использования тракторного парка – отношение числа отработанных машино-дней одним трактором к годовому фонду рабочего времени.

Величина эксплуатационных затрат в расчете на условный эталонный гектар – отношение эксплуатационных затрат к объему механизированных работ.

Эксплуатационные затраты включают оплату труда механизаторов и вспомогательных рабочих, стоимость топлива и смазочных материалов, амортизационные отчисления по тракторам и сельскохозяйственным машинам, затраты на техническое обслуживание и текущие ремонты тракторов и машин, затраты на хранение машин.

Себестоимость условного эталонного гектара механизированных работ – отношение производственных затрат по эксплуатации техники к объему механизированных работ в условных эталонных гектарах.

Перевод физического объема тракторных работ в условные эталонные гектары производится путем умножения числа выполненных сменных норм выработки трактором данной марки на эталонную выработку.

Эффективность использования комбайнов (зерноуборочных, картофелеуборочных, силосоуборочных и т.д.) определяется следующими показателями: сезонная выработка, га; дневная (суточная) выработка, га; число дней работы; себестоимость работ.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s19242t3.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.