Виды земель специального назначения

Содержание

Состав земель промышленности и иного назначения

Виды земель специального назначения
Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Состав земель промышленности и иного назначения

Земли промышленности и земли иного специального назначения должны использоваться в соответствии со строгим правовым режимом, установленным нормами Земельного кодекса РФ.

Государственные территории предназначены не только для удовлетворения потребностей частных граждан, для создания комфортных и безопасных условий проживания населения, ведения подсобных хозяйств.

Важнейшим элементом земельных ресурсов страны являются территории, которые используются государственными структурами для обеспечения нормального функционирования всех основополагающих отраслей общегосударственного масштаба.

Такими являются промышленное производство, транспортные и коммуникационные системы, энергетические ресурсы, различные виды связи, информатика и инновационные технологии, космическая деятельность, сфера обороны и обеспечения безопасности, а также прочие области.

Понятие и группы земель промышленности и земель иного специального назначения

Земельный кодекс России регулирует правовые и эксплуатационные аспекты использования, а также устанавливает состав земельных территорий специального предназначения. В соответствии с законодательной базой земельной сферы земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения – это территории, которые:

  • целевой специализацией предназначены для поддержания деятельности и использования промышленных, транспортных, космических и других объектов, которые служат для выполнения специальных задач государственной важности;
  • используются для строительства и обслуживания различных объектов в сферах промышленности, транспорта, радио- и телевещания, энергетики, космической деятельности, безопасности и обороны.

Основным условием использования территорий для выполнения специализированных задач является расположение земельных ресурсов за пределами населенных пунктов и вдали от проживания местного населения. Законные права на владение и собственность таких участков могут возникать в любых муниципальных субъектов государства при условии соблюдения земельного законодательства.

Перечень территорий специального назначения является открытой структурой, поэтому предусматривает внесение изменений и новых позиций. На данном этапе земли специального предназначения включают в себя следующие зоны:

  • территории, предназначенные для строительства и использования объектов различных промышленных сфер;
  • земли, используемые для удовлетворения потребностей энергетики;
  • участки транспортной сферы;
  • земельные территории коммуникационной сферы (радио- и телевещания, информатики и инновационных технологий);
  • земельные участки, используемые для осуществления заданий в космической сфере;
  • территории ведомств по обороне и обеспечению безопасности;
  • земли специализированного предназначения, которые включают в себя рекреационные зоны, места захоронения ядерных и радиоактивных отходов.

Земли промышленности и иного специального назначения, их правовой режим

Земли промышленности и земли иного специального назначения должны использоваться в соответствии со строгим правовым режимом, установленным нормами Земельного кодекса РФ. Нюансы эксплуатации участков специального предназначения следующие:

  • Территории промышленной сферы могут эксплуатироваться для планирования и возведения производственных зданий, промышленных конструкций, административных центров и объектов по дополнительному обслуживанию. Важным условием для возможности использования земель для промышленных целей любыми лицами является расстановка санитарных зон;
  • Земельные участки предприятий и объектов, на балансе которых числятся линии любых видов связи, а также дополнительные инфраструктурные сооружения;
  • Зоны, которые используются в целях полноценного обеспечения государственной безопасности, могут предназначаться для проектирования и возведения предприятий и объектов, которые осуществляют вооруженную защиту территориальной целостности границ государства;
  • Земельные участки для обеспечения работы энергетической области предоставляются с целью размещения гидроэлектростанций, атомных, тепловых электростанций, пунктов приема и хранения ядерных веществ;
  • Территории для обеспечения деятельности космического направления используются для размещения и обслуживания объектов наземной инфраструктуры (космодромы, взлетные полосы, полигоны, базы хранения техники, пункты приема и обработки информации и др.);
  • Территории транспортной сферы предназначены для максимального обеспечения нормального функционирования объектов различных видов транспорта: автомобильного, морского, железнодорожного, внутреннего водного, воздушного и др.

Земли промышленности и иного специального назначения несут риск возникновения техногенных аварий, катастроф и являются объектами повышенной опасности для здоровья и жизни местного населения, а также экологического и биологического состояния окружающей среды. В связи с этим законодательством предусмотрен режим использования территорий, которые предназначаются для удовлетворения потребностей всех специализированных областей.

Специальные постановления предусматривают создание охранных, санитарно-защитных зон и участков с особыми условиями эксплуатации территорий в целях обеспечения безопасности для местного населения.

Важным пунктом правительственного постановления является создание условий, которые позволят оптимально использовать объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также места хранения вредных веществ.

Режим использования охранных зон, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель

Особый эксплуатационный порядок, который устанавливается на территории охранных и санитарно-защитных зон, и размеры таких участков земли определяются в нормативно-правовых актах, регулирующих особые виды деятельности.

Правовой порядок использования санитарно-защитных, охранных зон предусматривает исключительно ограничение прав на территории и недвижимость.

Целью организации таких специализированных зон является обеспечение оптимальной защиты местного населения, окружающей среды, а также важных недвижимых конструкций от негативного воздействия, которое возможно в процессе деятельности сфер промышленности, транспорта, энергетики и др.

Охранные и санитарно-защитные зоны представлены в форме определенного пространственного барьера, который устанавливается между территориями, которые нуждаются в охране, и участками, которые несут повышенную опасность.

Земли промышленности и иного специального назначения как объекты федеральной собственности

Земли промышленности и земли иного специального назначения, которые находятся в распоряжении федеральных учреждений и организаций транспортной, промышленной, коммуникационной, космической и других сфер, официально признаются федеральной собственностью.

Данные объекты могут находиться в различных видах собственности – государственной или муниципальной, территории выступают публичной собственностью.

Порядок эксплуатации земель федеральной собственности устанавливается государственным правительством, государственными и муниципальными исполнительными органами, органами местного самоуправления субъектов государства.

Предоставление земель промышленности и иного специального назначения в безвозмездное срочное пользование

Законодательство предусматривает предоставление специализированных территорий промышленной, транспортной, космической, оборонной энергетической и других сфер в безвозмездное пользование на срочной основе.

Земли, которые предназначены для удовлетворения потребностей специализированных отраслей, могут использоваться частными лицами для сельскохозяйственного производства и организации личных подсобных хозяйств. Предоставление земельных территорий осуществляется при условии заключении договора о возможности безвозмездной эксплуатации территорий в соответствии с законодательством.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/sostav-zemel-promyshlennosti-i-inogo-naznacheniya.html

Характеристика и виды земель специального назначения

Виды земель специального назначения

Основным целевым назначением данной категории земель является специальное назначение их для целей, обусловленных располагаемыми на этих землях объектами. Землями специального назначения признаются земли, отведенные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для выполнения соответствующих задач.

В связи с развитием науки, техники, форм хозяйствования появляются новые формы целевого использования земель, не известные ранее в сфере землепользования. В 1920-х гг.

не был известен правовой режим земель воздушного транспорта, не говоря о трубопроводном, земель космического обеспечения; развитие научно-технического прогресса привело к возникновению таких землепользователей, как атомные электростанции, космодромы, телецентры и др. земля заповедник дендрологический парк

В силу того, что дать исчерпывающую классификацию видов и форм использования земель данной категории не представляется возможным, законодатель оставляет их перечень открытым, заканчивая его расширительным термином земель иного назначения.

Всем землям (специального назначения) присущи общие и специальные цели использования.

Общим признаком всех видов земель данной категории является то обстоятельство, что данные земли выступают в качестве территориального базиса и не являются сельскохозяйственными, т. е. средством производства в сельском хозяйстве.

Правовой режим земель специального назначения распространяется и на земли других категорий. В зависимости от нахождения в той или иной категории земли специального назначения имеют определенный правовой статус.

В правовом режиме большое значение имеет регулирование отношений соседства со смежными землепользователями, проявляемое, как правило, через установление особых «буферных» (охранных) зон и особого правового режима, обязательного для всех лиц. Так, в пределах охранных зон линий электропередач запрещается жечь костры, располагать полевые станы, содержать скот, складировать корма, материалы, удобрения и т. п.

Правовой режим данных охранных зон зависит от особенностей объекта, возводимого на землях несельскохозяйственного специального назначения.

Так, если на трассах радиорелейных линий охранные зоны создаются с целью предупреждения их экранизирующего действия на распространение волн, то в охранной зоне автомобильных дорог эти зоны служат для препятствования нарушению растительного покрова способами, которые могут привести к образованию оползней, осыпей, селевых потоков, оврагов и т. п.

Земли специального назначения имеют две основные формы – в виде компактных либо разрозненных земельных участков и «ленточную». К первым относятся земельные участки под предприятиями, учреждениями, организациями, станциями железных дорог и т. п.; ко вторам – земли под автомобильными, железными дорогами, под трубопроводным транспортом и т. п.

На правовой режим земель специального назначения влияют следующие обстоятельства:

¦ объект, под который предоставлена земля специального назначения;

¦ правовой статус субъектов, использующих земельный участок специального назначения;

¦ особенности земель, на которые распространяется режим специального назначения;

¦ обстановка, которая сложилась в данной местности.

Общий правовой режим земель специального назначения, присущий всем видам входящих в состав этих земель землепользовании, действует на каждом из этих видов землепользовании в преломлении к специальному режиму, установленному законом для земель промышленности, связи, транспорта и др.

Виды земель специального назначения.

К землям специального назначения относятся:

1. Земли промышленности, энергетики и недропользования.

К землям промышленности, энергетики и недропользования относятся земельные участки, занятые производственными и административными зданиями и строениями, тепловыми, атомными станциями, тепло- и гидроэлектростанциями, линиями электропередачи, подъездными путями, прирельсовыми складами и перевалочными базами, инженерными коммуникациями, месторождениями полезных ископаемых и другими объектами, используемыми для нужд промышленности, энергетики и недропользования.

2. Земли энергетики.

Землями энергетики признаются:

  • – земельные участки для: размещения гидроэлектростанций, атомных станций и ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, теплостанций, других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
  • – размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, переключательных, распределительных и секционирующих пунктов и других сооружений и объектов энергетики.
  • 3. Земли, предоставленные для разработки недр.

Особенностью земель, предоставленных для разработки недр, является то, что они не отнесены к самостоятельной категории земельного фонда России, не отграничиваются от других земель по непосредственному целевому назначению. Однако эти земли имеют специфику в правовом режиме, которая определяется особенностью недр как самостоятельного объекта права федеральной собственности российского государства.

Определенные особенности в правовом режиме указанных земель обусловлены двойной формой эксплуатации природопользования: землепользованием и недропользованием, т. е. совместным земельным и горным правовым регулированием.

Субъектами пользования недрами могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если это не противоречит закону, кооперативные организации, акционерные общества и другие структуры, в отдельных случаях – могут быть только государственные предприятия, например для добычи радиоактивного сырья.

Добыча необщераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленная, она называется горным промыслом и может производиться как государственными, так и частными предприятиями на основании лицензии.

Горнодобывающими предприятиями могут быть комбинаты, шахты, разрезы и др. Их строительство осуществляется на основании лицензии. Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х., Ларионов Г.А. и др. Земельное право РФ. Учебник для вузов. / Под.ред. В.Х. Улюкаева. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Былина, 2010

Пользование недрами бывает срочным и бессрочным.

Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Виды платежей: 1) разовые платежи за пользование при поступлении определенных событий оговоренных в лицензии; 2) регулярные платежи за пользование недрами; 3) плата за геологическую информацию о недрах; 4) сбор за участие в конкурсе (аукционе); 5) сбор за лицензии.

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги и сборы, установленные законодательством РФ. Добытые полезные ископаемые могут находиться в государственной собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности.

4. Земли транспорта.

Землями транспорта признаются земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннего водного и трубопроводного транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, реконструкции, ремонту, развитию и строительству разного рода зданий и сооружений и других объектов транспорта.

К ним относятся земли, находящиеся под автомобильными, железными дорогами, под трубопроводными и иными транспортными магистралями, а также земельные участки, занятые предприятиями транспорта: автотранспортными, вагонными и иными депо, автовокзалами, администрацией железных дорог, железнодорожными вокзалами и т. п.

  • (ст. 90 ЗК РФ). Земельный кодекс РФ 25.10.2001 г.
  • 5. Земли связи, радиовещания, телевидения и информатики. Земельные участки данного вида хозяйственных объектов можно подразделить на три основных вида:
    • – занятые под служебными зданиями и предприятиями связи, радиовещания, телевидения и т.п.;
    • – занятые под опорами воздушных линий связи;
    • – под которыми находятся подземные кабельные сети и которые являются охранной зоной для последних.
  • 6. Земли обороны, безопасности и космической деятельности. К землям обороны, безопасности и космической деятельности относятся земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, предприятий, учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи по обороне, безопасности и космическому обеспечению.
  • 7. Земли специального назначения. В земельном законодательстве не отработан должным образом правовой механизм управления некоторых видов использования земель специального назначения. В частности, землепользование атомных электростанций, в прилегающих местностях к которым должен осуществляться специальный режим обеспечения радиационной безопасности; землепользование полигонов по испытанию ядерного и иного оружия и др.

По своим особенностям данный вид землепользования можно отнести к правовому режиму земель промышленности, транспорта, связи и т. п.

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

Земля является не только пространственным базисом любой хозяйственной деятельности, но и основой размещения иных объектов природы – лесов, водных объектов, животного мира, а также комплексных природных объектов, представляющих собой совокупность структурно и функционально связанных между собой природных объектов, объединенных физико-географическими и иными признаками.

Земли, имеющие особое назначение и нуждающиеся в связи с этим в особом режиме охраны, объединены в одну категорию – земли особо охраняемых территорий и объектов.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности.

Земли особо охраняемых территорий, несмотря на их значительные различия, обладают единством правового режима; все они изъяты из активной хозяйственной деятельности в интересах настоящего и будущих поколений в установленном государством порядке.

Правовой статус природных объектов, расположенных на указанных землях, подразделяется на общий (типовой) и специальный (индивидуальный).

Согласно ст.

94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В состав земель особо охраняемых территорий относятся земли:

Источник: https://studwood.ru/1810729/agropromyshlennost/harakteristika_vidy_zemel_spetsialnogo_naznacheniya

Где находятся земли промышленности и иного специального назначения?

Виды земель специального назначения

> Земля > Где находятся земли промышленности и иного специального назначения?

Земли специального назначения — это земли, основной функцией которых является обеспечение транспортной инфрастуктуры и пространственного базиса для различных промышленных объектов на предоставляемых сельскохозяйственных участках, обладающих наименьшей ценностью в земельном кадастре. Согласно статье 87 Земельного Кодекса Российской Федерации, они используются для промышленных нужд, инфраструктуры в транспортной отрасли, нужд обороны; в области коммуникаций, энергетики и т.д.

  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания
  • Земли промышленности
  • Земли транспорта
  • Земли энергетики
  • Земли связи и радиовещания
  • Иные земли спецназначения

При выделении земель специального назначения в установленном законом порядке (№ 237 от 03.07.2016г.) проводится комплекс государственных процедур, позволяющих определить кадастровую стоимость участка. Данные мероприятия проходят в несколько этапов:

  1. Утверждается решение о проведении государственной кадастровой оценки.
  2. Определяется кадастровая стоимость; подготавливается отчет.
  3. Утверждается определившаяся стоимость.

Функциональность данных земель отражается в существовании права деления их на категории с учетом целей, для которых они предназначены. Например, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и др.

Для выделенных участков специального назначения установлен особый режим пользования. Его необходимость основана на обеспечении безопасности гражданам, которые по разным причинам могут пострадать от стратегических, региональных или государственных объектов, а также в целях невозможности частного их использования.

Располагаются они за пределами населенных пунктов, но не всегда, так как могут принадлежать объектам муниципальных образований или находиться в собственности. Согласно статье 87 Земельного Кодекса РФ земли специального значения могут быть переданы в безвозмездное пользование для сельскохозяйственных и других целей.

Земли специального назначения являются самостоятельной категорией, в состав которой входят земельные участки, подразделяющиеся на несколько подгрупп:

  • промышленного назначения;
  • в энергетической отрасли;
  • в транспортной отрасли;
  • для обеспечения деятельности телекоммуникаций (телерадиовещания, связи и информатики);
  • в космической отрасли;
  • для обеспечения обороны и безопасности;
  • для иных специальных назначений.

Правовой режим этих участков регулируется статьями 88-93 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно специфику формирования участков, предназначенных для промышленных нужд, обеспечения деятельности транспортной и энергетической отраслей, а также радиовещания и связи.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания

Участки, находящиеся в составе земель данного спецназначения, располагаются за границами поселений; подчинены определенной организации и эксплуатируются в зависимости от целевого назначения.

Территории, которые входят в их состав могут быть использованы для иных целей только в том случае, если на них получены права, полностью соответствующие положениям Земельного Кодекса, законам общефедеративного характера и утвержденным нормам.

В состав этих земель включаются охранные, санитарные и другие зоны, относящиеся к особому режиму пользования. Данные зоны устанавливаются для обеспечения безопасности и создания условий для эксплуатации объектов.

Они не изымаются у непосредственных их владельцев или пользователей, для них предусмотрен отдельный эксплуатационный режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые могут противоречить целевому назначению; устанавливаются на основании соответствующих документов (правовых актов или решений государственных органов, предоставляющих земли в пользование).

Одной из особенностей правового режима земель промышленности, транспорта, энергетики, связи и радиовещания – строжайшее нормирование размеров предоставляемых участков для их использования в несельскохозяйственных целях.

В статье 33 Земельного Кодекса Российской Федерации прописаны условия выделяемой площади для такого типа участков.

Размеры устанавливаются на основании утвержденных норм отвода земель для того или иного вида деятельности или в соответствии с правилами пользования, учитывая при этом документацию проектной, землеустроительной и градостроительной служб. Если нормы не установлены, то площадь участка определяется в проекте строительного объекта.

Земли промышленности

Категория земель промышленности включает в себя участки, используемые или предназначенные в целях обеспечения определенной в промышленной отрасли деятельности, организации и эксплуатации объектов промышленного производства, а также прав участников земельных отношений на основаниях, предусмотренных федеральными законами, Земельным Кодексом и законами субъектов РФ.

Земли промышленности предназначены для:

  • возведения и размещения административных и производственных строений, зданий, сооружений, обслуживающих временных построек;
  • обеспечения деятельности и эксплуатации различных промышленных объектов;
  • разработки полезных ископаемых, предоставляемых организациям нефтегазовой и горнодобывающей промышленности.

На основании положений земельного законодательства, данные участки могут быть как в государственной собственности, так и в частной, а законными собственниками могут являться юридические и физические лица.

Земли транспорта

Земли транспорта — это территории, к целевому назначению которых, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, относится обеспечение деятельности и эксплуатации следующих объектов: автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и других видов транспорта.

Земли железнодорожного транспорта

Категории:

  • участки, предназначенные для железнодорожного транспорта;
  • участки для размещения зданий и построек, необходимых при эксплуатации и функционировании железнодорожного транспорта (станций, вокзалов, ремонтных депо);
  • специальные охранные зоны и полосы отвода (для складов, заправочных станций, разгрузочных площадок и складов, целевым назначением которого является хранение объектов и предметов особого статуса правового регулирования.

На основании указа Минтранса и Земельного Кодекса Российской Федерации на выделенных участках данного типа могут размещаться полосы отвода, сооружения, предназначенные для эксплуатации объектов железнодорожной отрасли; участки могут сдаваться в аренду юридическим и физическим лицам для сельскохозяйственных целей, складирования грузов и др.

Земли автомобильного транспорта

Земли данного вида транспорта включают участки, предназначенные для содержания и эксплуатации федеральных автомобильных дорог и придорожных полос с особым режимом пользования.

Для земель автотранспорта также устанавливаются полосы отвода. Статья 90 Земельного Кодекса Российской Федерации говорит об обеспечении дорожного движения конкретно на полосах отвода, а также о передаче участков юридическим и физическим лицам. На данных участках допускается размещение объектов соответствующего сервиса (зон отдыха и т.п.).

На границе полосы отвода запрещается:

  • размещать объекты, не предназначенные для автомобильной дороги;
  • распахивать земельные участки, косить траву, рубить деревья, пасти скот и т.п.;
  • устанавливать рекламные конструкции, не соответствующие регламентам технического характера;
  • устанавливать информационные щиты и указатели, не имеющие отношения к правилам дорожного движения и обеспечения безопасности на дороге.

Согласно пункту 4 статьи 25 Закона №257-ФЗ земельные участки передаются на условиях частного или публичного сервитута.

Данные участки, как правило, находятся на территории общего пользования и закреплены за ведомственными организациями, поэтому сдавать их в аренду нельзя.

Положения об условиях сервитута и его применения прописано в Государственном Кодексе Российской Федерации.

Понятие сервитута включает в себя обеспечение проезда и прохода на определенную территорию, а также строительные работы на объектах автомобильного транспорта.

Земли водного и морского транспорта

В целях функционирования данного вида объектов отводятся следующие земельные участки:

  • для создания и размещения искусственных водных путей;
  • для объектов, необходимых при функционировании и эксплуатации водного и морского транспорта (станций, портов, причалов и т.п.);
  • для участков береговой полосы.

Согласно Водному Кодексу Российской Федерации, на береговых территориях водного и морского транспорта необходимо устанавливать участки береговой полосы, которые проходят вдоль границы воды и предназначены для общественного пользования.

Величина данной полосы должна составлять 20 метров; в случае, если береговая полоса относится к каналам и рекам, ее длина должна быть не менее 10 километров, а величина 5 метров.

На территории нахождения береговой полосы приватизировать и сдавать в аренду участки запрещается.

Земли аэровоздушного транспорта

Для эксплуатации и функционирования аэровоздушного транспорта выделяются участки, предназначенные для аэропортов, взлетно-посадочных полос, аэродромов, вокзалов и других объектов недвижимости, необходимых для воздушно-транспортной отрасли.

Земли трубопроводного транспорта

К данной категории земель специального назначения относятся участки, предназначенные для следующих целей: обеспечения деятельности организаций в отрасли трубопроводного транспорта, эксплуатации объектов данного транспорта и размещения газовых и нефтепроводов, а также иных трубопроводных объектов, которые необходимы для ремонта и (или) развития подземных и наземных зданий, сооружений, устройств и размещения охранных зон с особыми условиями пользования.

Границы выделяемых охранных зон для участков трубопроводного транспорта определяются в соответствии со строительными нормами, правилами охраны магистральных трубопроводов и другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами.

На данных земельных участках в пределах объектов системы газоснабжения строительство любых зданий и сооружений не допускается .

Также не разрешается чинить препятствия собственнику системы газоснабжения (организации) при осуществлении работ по ремонту и обслуживанию объектов, устранении возникших аварий или катастроф.

Земли энергетики

Землями данной категории считаются территории, предназначенные для эксплуатации и функционирования объектов энергетики.

Согласно законодательству Российской Федерации, к ним относятся энергетические системы и объекты ядерной энергетики, которые находятся в ведении органов власти.

Это говорит о том, что пользоваться землями энергетики и являться их пользователями могут организации, относящиеся к государственной форме собственности.

Земли энергетики выделяют для:

  • размещения гидроэлектростанций, атомных станций и ядерных установок;
  • эксплуатации и функционирования тепловых электростанций;
  • размещения линий электропередач и подстанций;
  • других энергетических объектов и построек, необходимых для работы всего энергетического комплекса.

Земельные участки, предназначенные для линий электропередач и размещения опор, подтверждают свое назначение в Постановлении Правительства Российской Федерации (№486).

Охранные зоны и порядок эксплуатации энергетических объектов определен в Постановлении Правительства Российской Федерации (№160). На основании этого постановления границы, выделяемых охранных зон, определяет организация, имеющая электросетевое хозяйство (пункт 6).

На территории охранных зон запрещается:

  • проводить работы, которые могут препятствовать безопасности в электросетевой отрасли;
  • скапливать свалки;
  • выбрасывать едкие вещества и тяжести более 5-ти тонн;
  • складировать горючее;
  • размещать инфраструктурные объекты (больницы, рынки, парки, школы, детские учреждения и т.д.;
  • пользоваться летательными устройствами (например, воздушным змеем);
  • сажать и вырубать деревья, заниматься мелиорацией земли, взрывать что-либо, проводить земляные работы на глубине больше, чем 30 см;
  • поливать сельскохозяйственные растения струей воды больше, чем 3 м.

Земли связи и радиовещания

Земли связи и радиовещания предоставляются для размещения следующих объектов:

  • эксплуатационных предприятий связи, с имеющимися радиорелейными, воздушными, и кабельными линиями связи; соответствующими полосами отчуждения;
  • кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации на воздушных и кабельных трассах;
  • соответствующих охранных зон линий связи;
  • подземных кабельных и воздушных линий связи радиофикации;
  • наземных и подземных необслуживаемых усилительных пунктов на кабельных линиях связи;
  • наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи.

Основы правового режима земель данной категории определены в Федеральном Законе «О связи», который был принят 20.01.1995 года

Источник: https://domovik.guru/zemlya/gde-nahodyatsya-zemli-promyshlennosti-i-inogo-spetsialnogo-naznacheniya.html

Понятие и состав земель специального назначения, характеристика правового режима

Виды земель специального назначения

Особенности правового режима отдельных видов земель специального назначения.

Вопрос № 1.

Глава 16 ЗК РФ.

Статья 87 ЗК РФ определяет земли специального назначения как земли, расположенные за границами населенных пунктов, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=JxOl_bXUCto

Это самостоятельная категория в соответствии со ст. 7 ЗК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 84 ЗК в федеральной собственности располагаются объекты атомной энергетики, федеральной энергетической системы и иные объекты, отнесенные к ведению РФ в соответствии со ст. 71 К РФ.

Земли этой категории классифицируются на:

1. Земли промышленности.

2. Земли энергетики.

3. Земли транспорта.

4. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики.

5. Для обеспечения космической деятельности.

6. Земли обороны и безопасности.

Общие характеристики видового режима отражены в статьях 80-83 ЗК РФ, а особенности отражены в специальных НПА.

Общие черты земель специального назначения:

1. Выполняют функцию пространственного базиса, т.е. они предназначены для размещения объектов различных отраслей экономики РФ и эксплуатации этих объектов. Эти объекты не являются землями сельскохозяйственного назначения, плодородие для этих земель важным не является.

2. Земли специального назначения не являются единым массивом. Задачей является рациональное использование земель для обеспечения сохранности более ценных земель.

3. В качестве субъектов прежде всего выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Граждане выступают в качестве вторичных землепользователей. Например, работники транспорта имеют право на получение служебного земельного надела.

4. Нормирование земель осуществляется при предоставлении земельных участков на основании утвержденных норм отвода, либо в соответствии с проектно-технической документацией.

5. Перевод земельных участков из состава этой категории осуществляется без ограничений, кроме случаев, предусмотренных пп. 2,3 ст.

9 ФЗ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» – перевод земельных участков, загрязненных или застроенных зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу, допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации.

Аналогичное правило предусмотрено для перевода земельных участков с нарушенным почвенным слоем, который осуществляется только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации за исключением случаев, когда такой перевод инициируется органами государственной власти или МСУ.

6. В состав земель специального назначения включаются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования.

Эти зоны устанавливаются для обеспечения безопасности населения (например, санитарно-промышленные зоны предприятий обязательно устанавливать как элемент правового режима).

Второй целью является обеспечение нормального функционирования эксплуатации объектов транспорта, телевидения и иных объектов на этих землях. Земельные участки, которые находятся на этой территории, в этих зонах, не изымаются у собственников, землевладельцев, землепользователей.

Однако в границах этих участках устанавливается особый режим, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, несовместимые с целями установления этих зон (например, рядом с газопроводом нельзя проводить взрывные работы, разводить костер и т.д.).

7. Порядок использования земель специального назначения и установления особых зон определяется в отношении федеральных земель Правительством РФ, в отношении земель субъектов РФ – органами исполнительной власти субъектов, в отношении муниципальных земель – органами МСУ.

Правовой режим земель специального назначения – это установленный законодательством порядок должного поведения субъектов земельных правоотношений, направленный на обеспечение рационального использования земель данной категории, экологической безопасности населения, реализацию специальных задач организаций различных отраслей экономики, безопасную и эффективную эксплуатацию их объектов.

Согласно ст. 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, эксплуатации объектов промышленности и права на которые у участников земельных отношений возникли по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

На данных землях размещаются промышленные объекты, промышленные здания и сооружения, их промышленные объекты, средства внутризаводского транспорта, объекты инженерных коммуникаций, складские и иные вспомогательные подсобные помещения.

Именно промышленные объекты являются источниками повышенной опасности с точки зрения экологических требований, поэтому правовой режим данных земель включает в себя нормы экологической безопасности.

Весь хозяйственный процесс подразделяется на три этапа:

1. Доэксплуатационный (размещение объекта, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию).

2. Эксплуатационная стадия (включает в себя деятельность, связанную с экологической паспортизацией предприятий, получением разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов.

3. Размещение утилизации отходов.

Экологические требования при размещении объекта предусмотрены статьями с 34 по 38 Закона об охране окружающей среды:

· При размещении объекта должны учитываться требования экологической безопасности населения, охраны здоровья населения, мероприятия по охране природы, мероприятия по охране природы, рационального использования природных ресурсов и их воспроизводства, оздоровление окружающей среды.

· При предоставлении земельного участка должны учитываться как ближайшие, так и отдаленные экологические, демографические, экономические перспективы. Экологическая емкость территории – определенная территория может выдержать только определенную антропогенную нагрузку.

Определение места строительства осуществляется с учетом требований ЗК РФ (ст. 30-32 ЗК РФ), санитарного законодательства, экологического законодательства и зависит от класса опасности предприятия, степени вредных выбросов этого предприятия.

Например, предприятия 1 и 2 класса опасности могут строиться и размещаться только за пределами городов (нефтеперерабатывающие предприятия, химические комбинаты, некоторые предприятия добывающей промышленности и т.д.).

Порядок установления функционирования санитарно-защитных зон утвержден Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74в ред. От 10.04.2008 года – утвержден САНПИН 2.2.1/2.1.1. 1200-03.В соответствии с п. 2.1.

этого САНПИНа санитарно-защитная зона (СЗЗ) устанавливается в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

По своему функциональному назначению СЗЗ является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Критерием определения размера зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимой концентрации) вредных веществ в атмосферном воздухе и ПДУ (предельно допустимый уровень) воздействия на атмосферный воздух. Все предприятия с опасным производством обязаны отделять промышленные объекты от территорий жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, санаториев и т.д. Для промышленных объектов 1 класса опасности СЗЗ устанавливается в 1 тысячу метров, 2 класс – 500 метров, 3 класс – 300 метров, 4 класса – 100 метров, 5 класса – 50 метров.

Земли энергетики.

Ст.

89 ЗК РФ определяет земли энергетики как земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций, эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных правоотношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. В этой статье говорится и о целях предоставления земельных участков. Земельные участки предоставляются для:

1. Размещения, установки электростанций.

2. Для размещения объектов электросетевого хозяйства (ЛЭП).

Существует три вида электростанций: Гидроэлектростанции (ГЭС), теплоэлектростанции (ТЭС), Атомные электростанции (АЭС).

Положительным для ГЭС является то, что в результате работы этих станций получается дешевая электроэнергия, при работе ГЭС происходит экономия не возобновляемых природных ресурсов.

Отрицательным является то, что при строительстве ГЭС необходимо затопление огромных массивов земель для создания водохранилищ, в результате происходит создание огромных водохранилищ, созданных на лесных землях, землях с/х назначения и т.д.

Правила создания, строения и проектирования ГЭС предусмотрены в п. 3 ст. 40 ФЗ «Об охране окружающей среды». При размещении проектировании ГЭС необходимо учитывать реальную потребность региона в электроэнергии, ландшафт, обеспечивать сохранность природных ресурсов и т.д.

Специальные требования функционирования ГЭС предусмотрены в ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.

1997 года – обязательным условием функционирования этих объектов является наличие декларации безопасности гидротехнического сооружения, которая содержит сведения о соответствии объекта критериям безопасности.

Декларация является основанием для внесения ГЭС в Российский регистр гидротехнических сооружений.

ТЭС для РФ считаются основными источниками электроэнергии, но при этом существуют две большие экологические: уничтожение не возобновляемых природных ресурсов (уголь, газ, нефть и т.д.), а также загрязнение окружающей среды, т.к. в результате деятельности ТЭС происходит загрязнение.

Закон предусматривает правила размещения, строительства и проектирования ТЭС, существует требование оснащения ТЭС высококачественными, чувствительными фильтрами, существуют и требования по использованию безопасных видов топлива и безопасного размещения отходов.

В АЭС опасно все! АЭС, являясь опасными источниками, функционируют на основании общих требований МАГАТЭ – АЭС не могут размещаться на территориях с большой концентрацией населения, а также в курортных, рекреационных зонах, сейсмически опасных, а также вблизи крупных водоемов. Кроме того, МАГАТЭ требует обеспечить экологическую надежность атомных реакторов. П. 4 ст. 40 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает конкретные требования:

1. Охрана окружающей среды от радиационного воздействия.

2. Соблюдение норм и нормативов технологического процесса.

3. Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии и обеспечение мер полной радиационной безопасности окружающей среды и населения.

4. Подготовка и поддержание квалификации работников таких станций.

Размещение АЭС возможно только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В ФЗ от 21.11.

1995 года «Об использовании атомной энергии», в котором предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения о месте размещения ядерных установок, находящихся в федеральной собственности или имеющих межрегиональное значение, проводят государственную экологическую экспертизу и принимают решения о размещении таких объектов. Для АЭС должны быть санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения в целях обеспечения безопасности населения и окружающей среды. Их размеры определяются в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии и согласовываются с органами государственного Санэпиднадзора. В санитарных зонах запрещается размещение жилых зданий, детских учреждений, лечебно-оздоровительных и т.д., а в зоне наблюдения ведется наблюдение за радиационным уровнем.

Источник: https://infopedia.su/6x1545.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.