Выкуп земельного участка без проведения торгов

Продажа земельного участка в 2020 году без торгов

Выкуп земельного участка без проведения торгов

Выкуп земельного участка без торгов из муниципальной собственности может быть выгодным. Ведь зачастую продают по кадастровой стоимости. Но если объявляются торги, вполне возможно, что он достанется другому субъекту. Выборы здесь основываются на том, кто готов больше заплатить. Отсюда и следует делать соответствующие выводы. Есть возможность совершить выкуп без проведения торгов.

Что говорит земельный кодекс

С 2015 года в земельный кодекс были внесены поправки. Благодаря которым теперь можно брать во временное, возмездное и бессрочное пользование землю. Оформить в собственное владение можно также посредством проведения торгов или без инициации этой процедуры. В этом же нормативном акте прописано еще 2 способа, как оформить землю в собственность:

  • Безвозмездное получение земли.
  • Оформить договор купли-продажи.

Но в земельном кодексе по этому поводу есть оговорка. Говорится, что не каждый желающий может обзавестись земельным участком без участия в аукционе.

Какие земли можно приобрести без торгов

В соответствии с действующим налоговым кодексом далеко не все наделы есть возможность приобрести без непосредственного участия в аукционе.

К таковым имеют отношение следующие категории земель:

  • Территории для ЛПХ и ИЖС.
  • Организация с\х производства, крестьянского или фермерского хозяйства.
  • Для развития жилищного фонда. Но при условии, что договор заключен с уполномоченным лицом, и у него есть разрешение на ведение подобной деятельности.
  • Формирование инфраструктурных объектов.
  • Сооружения, непосредственным образом связаны с религиозным направлением, памятники, но только для тех религиозных представительств, которые разрешены в РФ.

В остальных же случаях оформление земельных участков в собственное владение не может быть оформлено. Нужно почитать земельный кодекс, там все максимально подробно описано, и даже есть информация про Крым.

ЗК РФ может периодически дополнять и взаимоисключать внесенную информацию. Поэтому стоит регулярно отслеживать нововведения, особенно если, в дальнейшем выкупить участок из муниципальной собственности.

Условия, соблюдение которых является обязательным при переходе права собственности без торгов на ту или иную землю:

  1. Выкупаемый надел должен использоваться по прямому целевому назначению. В данном случае речь идет про участки, предназначенные для КФХ, ЛПХ, ИЖС.
  2. Предварительное согласование планов по развитию инфраструктурных объектов или жилищного фонда.
  3. Обоснованность строительства культового объекта. Например, есть острая потребность в реставрации старого храма в связи с его разрушенным состоянием.

При несоблюдении этих условий, в проведении сделки может быть получен отказ. При  том неважно, у кого происходит выкуп участка у администрации или иного субъекта.

Как выкупить землю у администрации

В этом случае предлагается следовать четкому алгоритму действий, чтобы в концовке стать полноценным собственником недвижимого объекта. Итак, ряд пошаговых действий:

  1. Поиск подходящего участка. Возможна покупка и смежного надела. Для этого нужно обратиться непосредственно к собственнику, и предложить ему цену выкупа, а также обговорить остальные детали выкупа. Если его заинтересует предложение, нужно сходить на территорию и проверить наличие документов к планируемой сделке.
  2. Обратиться в местную администрацию с заявлением о предварительном согласовании сделки. На данном этапе выполняется проверка покупки территории. А также уточняются сведения о кадастровом учете и наличии соответствующей документации.
  3. Новое обращение к местной администрации о согласовании сделки и оформлении договора купли-продажи. Также это может быть постановление о выдаче участка в безвозмездную собственность. Также нужно приложить документы, которые должны быть собраны в самом начале процедуры, и те, что подготовлены в процессе оформления.
  4. Заключение договора о продаже после достижения договоренностей о проведении платежей и иных смежных нюансов. Чтобы не пропустить ни одного важного аспекта, покупатель должен заблаговременно подготовиться к этой процедуре. Из-за отсутствия опыта и юридической грамотности, некоторые люди попадают в каверзные ситуации.
  5. И это последний пункт. Новому собственнику вручается свидетельство о праве собственности на конкретную территорию. Документ выдается на основании официального постановления главы местной администрации о выделе участка, либо можно представить договор купли-продажи.

Необходимо пояснить: если участок выдается на безвозмездной основе, договор купли-продажи не нужен, он будет заменен на соответствующий документ. Так что предварительно стоит уточнить набор документов.

Источник: https://prozemlu.ru/prodazha-zemelnogo-uchastka-bez-torgov/

Выкуп земельного участка без торгов – в 2020 году, причины отказа, Земельный Кодекс

Выкуп земельного участка без проведения торгов

На основании законодательных актов каждый гражданин имеет право на то, чтобы приобрести себе определенный земельный участок для ведения какой-либо деятельности или строительства жилой недвижимости.

В частности, предусматривается выкуп земельного участка без торгов, что позволяет существенно ускорить и упростить процедуру получения недвижимости физическими лицами.

Что говорит Закон

В соответствии с нормами, указанными в статье 39.3 Земельного кодекса, устанавливаются случаи продажи различных земельных участков, находящихся в собственности муниципальных или государственных органов как на торгах, так и без проведения таких мероприятий.

Без проведения торгов могут продаваться только земельные участки, которые предоставляются гражданам под строительство индивидуального жилья, а также ведение собственного подсобного, огороднического, садового или дачного хозяйства. Также без торгов приобрести участок могут граждане, которые собираются вести на его территории фермерскую деятельность.

Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков

В статье 39.

18 говорится о том, что, если на протяжении тридцати дней с момента опубликования извещения заявления со стороны других граждан, желающих принять участие в процессе проведения аукциона, не поступят, уполномоченный орган имеет право на то, чтобы оформить договор купли-продажи с заинтересованным лицом, если нет необходимости в уточнении границ определенной территории. Также может принято решение о предоставлении участка гражданину в соответствии с нормами статьи 39.15 Земельного кодекса.

Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка

Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков гражданам для ИЖС

Таким образом, получение земельного участка без проведения торгов может быть только в том случае, если каких-либо других заявок на данную территорию не поступало или же заинтересованное лицо относится к льготной категории граждан.

На какие земли можно рассчитывать

В соответствии с нормами действующего законодательства определенные земельные участки могут быть получены в частную собственность без необходимости проведения официальных открытых торгов.

В частности, к данной категории участков относятся:

  • земли, предназначенные под строительство индивидуального жилья или же ведения личного хозяйства;
  • территории, предназначенные для формирования крестьянского или фермерского хозяйства, а также различные участки, которые требуются для организации сельскохозяйственного производства;
  • земли, необходимые для развития жилищного фонда, если договор о проведении таких мероприятий оформлялся с тем лицом, которое будет заниматься таким развитием;
  • земли для формирования всевозможных объектов инфраструктуры;
  • участки, которые требуются для возведения каких-либо памятников или религиозных объектов.

Данный перечень прописан в Земельном кодексе, и расширять список можно только в том случае, если будут внесены соответствующие корректировки в указанный сборник нормативных актов. Во всех остальных ситуациях предоставление земельных участков без проведения официальных торгов не предусматривается.

Если говорить о том, когда предусматривается возможность оформления перехода права собственности без проведения аукциона на те или иные территории, то не стоит забывать о том, что для реализации данного права должны соблюдаться определенные условия, а именно:

  • приобретаемый земельный участок должен на протяжении определенного промежутка времени использоваться потенциальным покупателем в соответствии с его прямым предназначением;
  • были согласованы всевозможные планы, на основании которых будет осуществляться развитие жилищного фонда или отдельных объектов инфраструктуры;
  • присутствуют доказательства того, что необходимость возведения определенного памятника или другого религиозного объекта действительно присутствует.

Если же указанные условия не будут соблюдаться потенциальным собственником, то в таком случае ему могут просто отказать в проведении такой сделки.

В каких случаях это возможно и на каких условия

Если рассматривать общие основания, в соответствии с которыми гражданам могут предоставляться земельные участки без торгов на разных правах, стоит основываться на перечне всех статей Земельного кодекса, так или иначе устанавливающих условия, на которых будут предоставляться различные территории без торгов. В частности, перечень этих статей указывается в пункте 1 статьи 39.15 Земельного кодекса.

Помимо этого, стоит выделить несколько нормативных актов, на основании которых может осуществляться выдача земельного участка без проведения торгов:

В частности, стоит выделить нормы, прописанные в статье 39.5, так как ей устанавливаются максимально выгодные условия, на которых можно получить определенный земельный участок в частную собственность бесплатно и без необходимости участия в торгах:

  • если в отношении указанной территории был оформлен договор, на основании которого будет осуществляться ее развитие, и при этом земельный участок передается тому лицу, которое является участником этого соглашения;
  • если на территории земельного участка присутствуют какие-либо сооружения или здания, относящиеся к религиозной или благотворительной деятельности;
  • земельный участок изначально предназначался для ведения сельскохозяйственной деятельности и ранее предоставлялся религиозным организациям для бессрочного использования;
  • земельный участок был сформирован впоследствии проведения процедуры раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой гражданской организации для ведения огороднической или садоводческой деятельности;
  • земельный участок предоставлялся в безвозмездное использование под индивидуальное жилищное строительство или ЛПХ;
  • земельный участок предоставляется гражданам, в семье которых присутствует не менее трех несовершеннолетних детей;
  • другие ситуации, предусмотренные действующим федеральным или региональным законодательством определенного субъекта.

Как происходит выкуп или аренда земельного участка без торгов

Стоимость, в соответствии с которой будет приобретаться земельный участок, являющийся государственной или муниципальной собственностью, устанавливается:

  • в соответствии с результатами проведенного аукциона;
  • в размере первоначальной стоимости проводимого аукциона (которой может выбираться кадастровая или рыночная стоимость, присвоенная определенному имуществу);
  • не выше кадастровой стоимости, если оформляется договор купли-продажи без проведения каких-либо официальных торгов.

Если же говорить о том, как устанавливается стоимость аренды определенной территории, являющейся собственностью муниципальных или государственных органов, то она определяется точно так же, как и выше, по результатам проведенного аукциона, а также может определяться в соответствии с порядком, который устанавливается территориальным органом государственной власти определенного субъекта России, а также Правительством или органом местного самоуправления.

В любом случае данная стоимость не может превышать показатель земельного налога, если гражданин имеет право получать земельные участки в собственность бесплатно и без проведения торгов, а также, если с лицами был оформлен договор о развитии или освоении территории, а также ряд других соглашений.

Отличия для физических и юридических лиц

Разница в том, как будет проводиться процедура выкупа определенной земли юридическими или физическими лицами без проведения торгов довольно существенная и, в частности, стоит выделить несколько ключевых пунктов:

  • количество документов, которые нужно оформлять юридическому лицу, намного больше, потому что, помимо того, что компания должна будет подтвердить наличие у нее права на участие в процедуре выкупа определенного земельного участка без торгов, юридическое лицо должно будет также в соответствующем виде оформить бумаги, на основании которых подтверждаются цели, преследуемые при покупке земельного участка;
  • так как юридические лица предоставляют более объемный пакет документов, увеличиваются временные рамки, необходимые им для совершения сделки;
  • государственная пошлина для юридических лиц имеет гораздо более существенную сумму по сравнению с физическими лицами.

Возможность приобретения земельных участков без необходимости проведения торгов появилась еще в марте 2015 года после того, как в Земельный кодекс были внесены соответствующие правки. Однако для реализации данной процедуры нужно обеспечить соблюдение установленных требований, а также доказать наличие права на приобретение земли в обход конкурсных мероприятий.

Цена вопроса

Как говорилось выше, одним из ключевых отличий, которыми отличается приобретение земельного участка без проведения торгов, является стоимость. Цена приобретения земельного участка, являющегося государственной или муниципальной собственностью, может осуществляться по результатам аукциона или же в размере начальной цены.

В качестве начальной цены в соответствии с действующим законодательством устанавливается кадастровая или рыночная цена указанного объекта, предусмотренная соответствующими документами. Установка начальной цены на уровне кадастровой предусматривается исключительно в том случае, если проведение кадастровой оценки осуществлялось, как минимум, за пять лет до проведения аукциона.

Если осуществляется оформление договора купли-продажи указанной недвижимости без проведения торгов, то в таком случае стоимость недвижимости не может превышать кадастровую стоимость.

Можно ли получить бесплатно

Возможность бесплатной передачи земельного участка присутствует в следующих ситуациях:

  • если в отношении указанной территории был оформлен договор о развитии;
  • если на территории земельного участка присутствуют какие-либо религиозные здания и прочие сооружения;
  • территория предназначена для ведения сельскохозяйственной деятельности и используется религиозными организациями;
  • формирование земельного участка произошло по причине раздела другого надела, который предоставлялся некоммерческой гражданской организации для сельскохозяйственной деятельности;
  • граждане пользовались участком на безвозмездной основе для ведения КФХ или ЛПХ;
  • земельный участок был предназначен гражданам для индивидуального жилищного строительства;
  • земельный участок передается тем семьям, в которых не менее трех несовершеннолетних детей;
  • если какие-либо другие ситуации бесплатного предоставления земельных участков в собственность без торгов предусматриваются действующим законодательством.

Наиболее значимыми в данном случае являются 5-7 пункты указанного списка, то есть, когда земельный участок бесплатно передается в собственность именно физическим лицам.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/vykup-zemelnogo-uchastka-bez-torgov/

Право выкупа земли без торгов относится только к участку, необходимому для обслуживания здания

Выкуп земельного участка без проведения торгов

Арендатор государственного или муниципального земельного участка, построивший на нем здание, строение или сооружение, имеет преимущественное право приобрести этот участок в собственность без проведения торгов.

Однако площадь приобретаемой таким образом земли должна соответствовать площади возведенного здания.

Если же размер земельного участка больше, чем необходимо для обслуживания недвижимости, то его приватизация без проведения публичных процедур является нарушением законодательства о защите конкуренции (Определение ВС РФ от 06.03.2017 № 305-КГ16-16409 по делу № А40-100700/2015).

Суть дела

Между администрацией города (далее — администрация) и обществом с ограниченной ответственностью (далее — общество) был заключен договор аренды земельного участка для строительства торгово-офисного центра.

После завершения строительства общество зарегистрировало право собственности на объект и обратилось в администрацию с заявлением о выкупе земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего обществу объекта недвижимости.

Между администрацией и обществом был заключен договор купли-продажи земельного участка, право собственности общества на данный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке. Затем общество разделило земельный участок на два участка и поставило их на кадастровый учет с новыми кадастровыми номерами.

Постановлением администрации обществу были разрешены сбор исходных данных и разработка проекта планировки части территории микрорайона для строительства на одном из вновь созданных земельных участков супермаркета.

В связи с этим третье лицо — гражданин обратился в антимонопольный орган с заявлением о проверке законности передачи в собственность обществу земельного участка, находившегося в государственной собственности, без проведения предусмотренных законодательством и направленных на защиту конкуренции процедур.

По результатам рассмотрения обращения антимонопольный орган вынес решение о признании администрации нарушившей законодательство о защите конкуренции путем предоставления обществу права осуществлять строительство коммерческой и жилой недвижимости на земельном участке без проведения публичных процедур, предусмотренных законом, путем заключения устного соглашения об осуществлении последовательных согласованных действий, направленных на предоставление обществу спорного земельного участка для строительства без проведения публичных процедур. Администрации выдали предписание об изменении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство, — договора купли-продажи, а также о применении мер, направленных на возврат муниципальной преференции, предоставленной обществу (права пользования спорным земельным участком).

Общество и администрация, полагая, что решение антимонопольного органа и предписание являются незаконными, а также нарушающими их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратились в арбитражный суд.

Судебное разбирательство

Суды первой и апелляционной инстанции заявленные администрацией и обществом требования удовлетворили и признали решение и предписание антимонопольного органа незаконными.

Указание антимонопольного органа на необоснованность предоставления спорного земельного участка в собственность общества, поскольку площадь земли существенно превышает площадь построенного на ней торгового центра, суды признали несостоятельным. Так, п. 3 ст.

35 Земельного кодекса РФ предусматривает, что собственник здания, находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки этого земельного участка, а не только части, занятой зданием.

Положений, касающихся предельных размеров земельных участков, передаваемых в собственность, в Кодексе нет. Администрация не предоставляла обществу муниципальных преференций, поскольку земля была передана на основании федерального закона, в данном случае на основании ЗК РФ.

Общество как собственник первоначального земельного участка реализовало свое правомочие, разделив его на два участка и поставив их на кадастровый учет.

Основанием для принятия оспариваемых решения и предписания стал вывод антимонопольного органа о том, что между администрацией и обществом было заключено устное соглашение об осуществлении последовательных согласованных действий, направленных на предоставление обществу вновь созданного земельного участка для строительства без проведения публичных процедур. Однако, по мнению суда, этот вывод неверен, поскольку администрация предоставила обществу участок с иным кадастровым номером (первоначальный участок до его разделения). Для приобретения в собственность данного земельного участка проведение публичных процедур не требовалось, поскольку общество обладало исключительным правом на его приватизацию. Став собственником земли, общество вправе было по своему усмотрению осуществлять на ней строительство недвижимых объектов при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил.

Необоснованным суд посчитал и вывод антимонопольного органа о том, что администрация в нарушение законодательства о защите конкуренции предоставила обществу право осуществлять строительство коммерческой и жилой недвижимости на вновь образованном земельном участке без проведения публичных процедур.

Так, на данном участке во время рассмотрения спора не осуществлялось строительство ни коммерческой, ни жилой недвижимости, в связи с чем никакие публичные процедуры не проводились. Администрацией обществу был лишь разрешен сбор исходных данных и разработка проекта планировки части территории микрорайона.

Суд также указал, что исполнение вынесенного антимонопольным органом предписания технически не представляется возможным, поскольку объектом, подлежащим передаче в собственность по договору купли-продажи, являлся иной земельный участок с иным кадастровым номером, а не вновь образованный после разделения земельный участок.

Арбитражный суд округа оставил судебные акты по делу без изменения.

Позиция ВС РФ

Судьи ВС РФ отменили все принятые по делу судебные акты, оставив требования администрации и общества без удовлетворения.

Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что общество как собственник здания имело преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (на момент рассмотрения дела ныне недействующая ст. 36 ЗК РФ предусматривала специальные правила приобретения прав на землю, которая находится в государственной или муниципальной собственности и на которой расположены здания, строения, сооружения. — Примеч. ред.).

Доводы антимонопольного органа о необоснованности предоставления в собственность общества земельного участка площадью, значительно превышающей площадь принадлежащего ему торгово-офисного центра, нижестоящие суды не приняли, поскольку ЗК РФ содержит указание на преимущественное право собственника здания, находящегося на чужом земельном участке, покупки этого земельного участка, а не только части, занятой зданием. Однако, по мнению ВС РФ, такой вывод является ошибочным и противоречит сложившейся судебно-арбитражной практике. При предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов государственный или муниципальный орган обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта. Такое обоснование у администрации отсутствовало.

Кроме того, антимонопольный орган указывал на согласованность действий администрации и общества по передаче земельного участка в собственность последнего. До передачи земельного участка администрация уже располагала информацией о планируемом строительстве многоэтажного жилого дома на спорном участке.

После регистрации права собственности общество разделило данный земельный участок на два участка, поставив их на кадастровый учет, а администрацией впоследствии было издано постановление, разрешающее обществу сбор исходных данных и разработку проекта планировки части территории для строительства на земельном участке, не занятом принадлежащим обществу строением, супермаркета вместо ранее запланированного городом строительства 25-этажного дома.

Верховный суд РФ указал, что в тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение (за исключением случаев, допускаемых законом) не может не влиять на конкуренцию.

Лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

В связи с тем, что администрация и общество не представили в антимонопольный орган и в суд доказательств, подтверждающих соответствие спорного земельного участка площадью 10 000 кв. м размерам, необходимым для использования здания площадью застройки 796 кв.

м, решение и предписание антимонопольного органа были признаны обоснованными.

К сведению

Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ внес изменения в ЗК РФ, в частности, в правила приватизации земельных участков, принадлежащих публичным образованиям, частными собственниками расположенных на таких участках зданий, строений, сооружений. Норма ст.

36 ЗК РФ «Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения» с 1 марта 2015 г. утратила силу, а на смену ей в Кодекс ввели новую главу V.

1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальном собственности». Подпункт 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, аналогично отмененной ст.

36, предусматривает возможность продажи или передачи в аренду указанных участков без проведения торгов в случае, если на таких участках расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них. Указанные лица обладают исключительным правом на заключение соответствующих договоров.

В случае же, если собственник (или ни один из сособственников) здания, строения, сооружения не обратился с заявлением о приобретении земли, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении такого лица заключить договор аренды соответствующего земельного участка (п. 8 ст. 39.20ЗК РФ).

Источник: https://www.eg-online.ru/article/340740/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.