Выкупная цена земельного участка из муниципальной собственности

Содержание

Цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Выкупная цена земельного участка из муниципальной собственности
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Ценообразованию в сфере продажи земли муниципальной и госсобственности посвящена ст. 555 ГК РФ.

Заключение и исполнение договоров регламентировано Гражданским кодексом РФ. Это в полной мере касается сделок, опосредствующих предоставление публичных земель в собственность частных лиц (граждан, иностранцев, коммерческих организаций).

На договора купли-продажи, предметом которых являются земли муниципальной и госсобственности, распространяются предписания гл. 30 ГК РФ «Продажа недвижимости». Ценообразованию в этой сфере посвящена ст. 555 ГК РФ.

Ниже приведены ее основные положения:

  • Цена – существенное условие договора о продаже недвижимости. Если данное условие сделкой не установлено, она считается незаключенной. Здесь законодатель отступил от общего правила ст. 424 ГК РФ, когда в возмездном договоре цена предмета договора не оговорена, его исполнение оплачивается согласно общепринятым ценам на аналогичные товары и услуги.
  • Цена недвижимости может устанавливаться за единицу площади. В этом случае итоговая стоимость объекта продажи определяется исходя из фактической площади отчуждаемого объекта.
  • Если в договоре купли-продажи здания о земельном участке не упоминается, действуют следующие презумпции. Вместе со зданием покупателю причитается часть участка, которая нужна для его обслуживания. Цена недвижимости включает цену соответствующей площади участка.

Ценообразование при отчуждении земель: общее правило

Чтобы наглядно продемонстрировать особенности отчуждения земель, находящихся в муниципальной или госсобственности, важно уяснить общее правило.

Частный собственник вправе продать свое имущество по цене, определенной по согласованию с покупателем.

Специальных запретов в отношении сделок, предметом которых выступает земельный участок, не предусмотрено. Гражданин вправе продать принадлежащий ему участок за смехотворно низкую цену.

Однако на практике таких ситуаций не возникает по изложенным ниже причинам:

  • Согласно п. 17.1 ст. 217 Налогового кодекса России постоянные жители РФ (резиденты) освобождены от уплаты НДФЛ с продажи участков, находящихся в их собственности более трех лет.
  • Покупка участка за мизерную цену рискована для покупателя: велика вероятность признания сделки недействительной (кабальной, совершенной вследствие ошибки или стечения сложных жизненных обстоятельств продавца и подобного).
  • Возникнут сложности с регистрацией договора в ЕГРП. И это несмотря на то, что госпошлина за такую регистрацию взыскивается в «твердой» сумме независимо от продажной цены и рыночной стоимости участка.

Не запрещая частным владельцам продавать принадлежащие им земли ниже кадастровой стоимости, законодатель предусмотрел механизм предотвращения налоговой оптимизации.

Как бы ни занижалась продажная стоимость участка, НДФЛ не может быть меньшим, чем производное:

  • налоговой ставки (применительно к резидентам – 13%);
  • кадастровой стоимости предмета договора по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирована продажа;
  • понижающего коэффициента, равного 0,7.

Описанное правило оговорено п. 5 ст. 217.1 НК РФ и применяется к физическим лицам. Аналогичные принципы налогообложения установлены в отношении организаций. В последнем случае продажная цена участка является предметом внимания не только налоговых органов, но и соучредителей или акционеров компании.

Особенности ценообразования при отчуждении земель, находящихся в муниципальной или госсобственности

Ст. 129 ГК РФ содержит отсылочную норму следующего содержания: обособленные природные объекты отчуждаются с учетом правил, оговоренных отраслевым законодательством. В рамках Земельного кодекса России выкуп участков у публичных образований урегулирован гл. V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Очевидно, что «предоставление» – это административное действие. Кроме продажи как таковой, названная глава ЗК РФ регламентирует также условия и порядок аренды, безвозмездного пользования публичными землями.

Примечательно, что одни и те же земли могут передаваться заинтересованным лицам за плату либо бесплатно. Российские граждане во многих случаях вправе претендовать на безвозмездное получение участков (приватизация). При этом иностранцам доступен лишь платный выкуп земель (ст. 39.4 ЗК РФ).

Правовой статус публичных образований имеет двойственный характер. Муниципалитеты, субъекты РФ и государство:

  • в административных правоотношениях наделены властными полномочиями, довлеют над частными лицами;
  • в гражданских правоотношениях уравнены в правах и обязательствах с ними.

Публичные образования не обладают той полнотой свободы договора, которая гарантирована гражданам и организациям в ст. 421 ГК РФ. При установлении цены и других условий продажи публичных земель чиновники муниципалитетов и органов госвласти ограничены предписаниями законов и подзаконных актов.

Порядок определения цены продажи участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Существует два варианта определения продажной стоимости участка, находящегося в собственности государства или территориальной общины:

  • по результатам аукциона;
  • во внеконкурсном порядке.

По общему правилу (ст. 39.4 ЗК РФ) публичное образование выбирает контрагента для заключения договора в результате открытых торгов. Такой порядок одновременно обеспечивает:

  • равный доступ к покупке публичных земель для всех заинтересованных лиц;
  • прозрачность действий субъекта властных полномочий;
  • объективность критериев выбора будущего покупателя;
  • максимализацию поступлений в бюджет соответствующего уровня.

Примечательно, что конкурсы при продаже публичных земель в России не практикуются. Главный недостаток подобной процедуры – неизбежный субъективизм при выборе контрагента.

Определение цены по результатам аукциона

В России аукцион признается разновидностью торгов наряду с конкурсом (п.4 ст.447 ГК РФ). Правила определения продажной стоимости участка публичной собственности по результатам аукциона определены:

  • общими нормами: ст.447, ст. 448 ГК РФ;
  • специальной нормой: ст. 39.4 ЗК РФ.

Начальная стоимость публичных земель на аукционе определяется по результатам их оценки. Эта сумма становится продажной стоимостью в двух случаях:

  • если организатору аукциона подана единственная заявка об участии в аукционе по отчуждению участка;
  • если по результатам рассмотрения нескольких заявок об участии в аукционе, к торгам допущено только одно лицо.

Если участниками аукциона стали несколько граждан и/или организаций, они торгуются. Считается, что известную заранее начальную стоимость земель готов уплатить любой из участников. Каждое последующее предложение требует подтверждения согласия.

Существует такое понятие как «шаг». К примеру, при начальной стоимости в 150 тыс. руб. и шаге +5 тыс. руб., ценовые предложения будут: 150 тыс. руб., 155 тыс. руб., 160 тыс. руб.

Иными словами, участник лишен возможности предложить выкупную цену в пределах одного шага, например, 153 и 157 тыс. руб.

В отношении электронных аукционов это правило обеспечивается посредством программного обеспечения.

Результат аукциона связывает не только продавца, но и покупателя. Негативные последствия имущественного характера наступают для:

  • единственного участника торгов, отказавшегося или уклонившегося от заключения договора купли-продажи участка по начальной стоимости;
  • лица, выигравшего аукцион, отказавшегося или уклонившегося от заключения такого договора по предложенной им максимальной цене.

Такое лицо лишается задатка. Следует учесть, что задаток обычно составляет до 10% стоимости участка и вносится заинтересованным лицом в качестве гарантийного платежа на счет, указанный организатором торгов. По окончанию аукциона всем, кто торги не выиграл, внесенные ими задатки возвращаются.

Начальная цена предмета аукциона участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Во всех случаях продажи недвижимости, принадлежащей публичным образованиям, ее оценка признается обязательной (ст. 8 Федерального закона РФ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ»).

Оценка проводится специальным учреждением, правила выбора которого определяются Федеральным законом РФ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Проще говоря, проведение оценки поручается лицензированной организации, готовой выполнять оценочные работы для муниципального или госзаказчика по минимальной цене.

Оценочная стоимость становится:

  • начальной при проведении аукциона;
  • продажной на случай, если проведение аукциона не предусмотрено либо к участию в нем допущено только одно лицо.

Определение цены участка без проведения торгов

Случаи реализации публичных земель без проведения аукциона оговорены ст. 39.3 ЗК РФ. Они могут быть обусловлены:

  • наличием юридической связи заинтересованного лица с выкупаемым участком, например, если земля, используемая для обслуживания недвижимости, принадлежащей покупателю, ранее находилась у него в пользовании;
  • речь идет о преобразовании участков, предоставленных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, сельскохозяйственной деятельности;
  • специальными правилами, действующими в отношении Дальневосточного федерального округа РФ.

Правила ценообразования на случай реализации участков публичной собственности вне торгов установлены федеральным и региональным законодательством соответствующего уровня, а также нормативными актами местного самоуправления.

Среди прочего действует Постановление Правительства РФ №316 «Об утверждении Правил проведения госкадастровой оценки земель».

Свобода нормотворчества региональных властей и муниципалитетов касательно ценообразования на принадлежащие им участки существенно ограничена. Согласно п. 3 ст. 39.4 ЗК РФ, цена таких участков при реализации вне торгов не может быть выше кадастровой стоимости.

Можно утверждать, что кадастровая стоимость имеет принципиальное значение во всех случаях ценообразования в отношении участков, находящихся в публичной собственности. По общему правилу установление цены продажи земельного участка ниже его кадастровой стоимости невозможно.

В отношении коммерчески привлекательных участков, пользующихся большим спросом, по результатам аукциона иногда формируется продажная стоимость, кратно превышающая кадастровую.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/cena-prodazhi-zemelnyh-uchastkov-nahodyashhihsya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti.html

Выкуп земельных участков из муниципальной собственности – в 2020 году, находящегося в аренде, цена приобретения государственной земли

Выкупная цена земельного участка из муниципальной собственности

Приобрести землю в собственность довольно затратное дело, которое «по зубам» лишь определённым категориям граждан. Поэтому чаще всего люди прибегают к её аренде, что позволяет пользоваться землёй на своё усмотрение при условии регулярного внесения арендной платы.

Несмотря на то, что государство обязуется компенсировать людям их потерю, не каждый хозяин недвижимости готов столкнуться с такими трудностями.

Поэтому арендуемые участки всё чаще стали выкупать из собственности муниципалитета, оформляя впоследствии на них право собственности.

Процедура присвоения земли состоит из нескольких этапов и имеет ряд условий, изменяющихся в соответствии с территорией, на которой расположен участок, его общей квадратуры и прочих нюансов.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Что говорит закон

Выкуп земельного участка из муниципальной собственности в 2020 году производится по упрощённой форме, так как в 2015 был изменён алгоритм действий процедуры, что существенно её облегчило. Теперь условия присвоения арендуемой территории стали более прозрачными, а перечень необходимой документации значительно уменьшился.

Органы, отвечающие за земельные наделы, вправе продать как муниципальные, так и федеральные участки. При этом порядок получения территории зависит от установленных норм и актов.

В соответствии с законодательством граждане имеют право претендовать на выкуп земли при наличии следующих условий:

  • если недвижимость арендатора установлена на территории федерального или муниципального участка;
  • присвоить участок, на котором находится строение владельца, можно как при наличии договора аренды, так и при его отсутствии;
  • право выкупа предоставляется исключительно хозяевам недвижимости, никто более не вправе купить землю под строениями;
  • в случае нескольких владельцев на одной территории оформляется долевая собственность.

Для выкупа участка следует обращаться непосредственно в городской муниципалитет, отвечающий за находящиеся на территории города земли. Для выделения надела владельцу недвижимости необходимо предоставить в управление список документации, перечень которой строго регламентирован и не может быть сокращён либо дополнен другими бумагами.

При выкупе земли учитывается её кадастровая стоимость, именно эта цена предлагается потенциальному покупателю. На итоговую сумму влияют предусмотренные законом льготы, применяемые в большинстве случаев.

Продажа по цене выше за кадастровую стоимость строго запрещена, исключением являются торги. При этом аукцион разрешается проводить исключительно в случае неиспользованных участков, имеющих сразу нескольких претендентов.

Образец паспорта гражданина РФ

Кто имеет право

Аренда земли либо приобретение её в собственность возможна для всех слоёв населения. Любой гражданин, нуждающийся в территории, вправе обратиться в муниципальные органы для оформления участка в пользование.

Право на выкуп участка, ранее снятого для личного пользования, обозначается в Гражданском Кодексе, ЗК РФ и иных федеральных законах.

Процедура покупки такой земли имеет некоторые особенности, обосновывающиеся следующими обстоятельствами:

  • вид участка, допустимого к использованию физическими и юридическими лицами;
  • расположение территории и принадлежность её к государственной, муниципальной либо региональной собственности;
  • вид субъекта, являющегося потенциальным покупателем.

Законным правом на выкуп арендуемой земли может воспользоваться каждый гражданин, имеющий какой-либо тип строения на оговариваемом участке. После покупки владелец получает документы на право собственности, после чего может распоряжаться землёй на своё усмотрение.

Оплата за участок производится одним платежом, но в случае больших территорий покупатель может претендовать на выплату в рассрочку.

По закону выкупить арендованную землю можно только после двух лет пользования.

Если участок не находился в аренде, то перед тем как начать процесс присвоения, необходимо заключить данный договор.

При этом если за 24 месяца владелец ничего на участке не возведёт или не начнёт строительство, то муниципалитет вправе расторгнуть договор.

Категории земель

Процесс покупки выделенного участка производится по установленным правилам, а список документов закреплён законом. Однако процедура выкупа может изменяться в зависимости от типа земли и её категории.

Приватизация усложняется в случае:

  • самопроизвольного захвата земли;
  • при несформированном участке;
  • если территория, на которой находится надел, принадлежит кооперативу или придомовому владению.

Если оговариваемый участок был взят в пользование без ведома муниципалитета, то первым дело следует выяснить, нет ли у него владельца, который ранее подписал договор аренды. Также важно проверить границы, сверившись с кадастровой картой, и определить квадратуру используемой территории.

Перед выкупом произвольно захваченной земли следует быть готовым к оплате штрафа и возможному отказу по заявлению. Ведь даже если участок никем не использовался и находился на пустыре, он всё равно может быть собственностью иных лиц либо быть ранее арендованным.

Что касательно несформированных участков, то владельцам строений придётся за личные средства разработать схему территории для предоставления её в администрацию местного муниципалитета. Только после рассмотрения документации и одобрения полученного плана учреждение объявляет о продаже земель путём проведения торгов.

Образец договора аренды земли:

Выкуп земельного участка из муниципальной собственности в 2020 году

Выкуп арендуемого земельного участка из муниципальной собственности осуществляется по следующему алгоритму действий:

  1. Обращение в органы местного самоуправления для написания соответствующего заявления. К нему следует приложить документ, доказывающий право на использования конкретного участка и кадастровый паспорт.
  2. Далее, администрация рассматривает полученные бумаги. На проверку документов и принятие решения может понадобиться до 30 дней.
  3. После получения согласия, необходимо оплатить госпошлину и перевести средства на счёт муниципальной организации.

При необходимости администрация местного самоуправления может потребовать дополнительные документы, перечень которых выдаётся на момент обращения заявителя.

Скачать бланк заявления о выкупе земельного участка, находящегося в гос. собственности

Несмотря на то что на выкуп надела имеет право каждый гражданин РФ, есть всё же случаи, когда приватизация участка является невозможной.

Речь идёт о землях, продажа которых запрещена законом:

  • территории, изъятые из оборота (к примеру, военные объекты);
  • участки, имеющие конкретные ограничения в использовании (лесной, водный фонд и пр.);
  • земли, приватизация которых официально запрещена законом;
  • зарезервированные участки, использующиеся исключительно для нужд государства и муниципалитета.

Статья 624. Выкуп арендованного имущества

Все прочие территории могут быть поделены на участки и сданы в аренду, а их владельцы вправе претендовать на выкуп и дальнейшую приватизацию.

Какие нужны документы для оформления

Для покупки и приватизации муниципальной либо государственной земли, понадобятся следующие документы:

  • паспорт РФ;
  • кадастровый паспорт;
  • договор аренды;
  • документ на землю и их копии;
  • выписка из ЕГРП на строение (если на участке расположено здание или гараж);
  • выписка из ЕГРП на саму землю;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Также понадобиться составить заявление на выкуп участка, образец которого можно запросить непосредственно у администрации местного самоуправления или муниципалитета.

Если выкупом и оформлением приватизации будет заниматься не сам владелец, а третье лицо, то дополнительно необходимо приложить к документам письменно составленную доверенность, заверенную у нотариуса.

После получения согласия на выкуп и произведения процедуры купли-продажи, следует отправиться в Госреестр, прихватив с собой такие документы:

  • заявление на оформления надела в собственность;
  • договор купли-продажи;
  • квитанции о выплате утверждённой стоимости и госпошлины;
  • постановление о передачи конкретного участка во владение;
  • акт о порядке проведения оценочного расчёта стоимости земли.

Если сооружение принадлежит нескольким владельцам, то обращение должно быть общим. До того как завершиться процедура перерегистрации надела, заявители обязаны продолжать выплачивать арендную плату.

Образец договора купли-продажи земельного участка:

Что делать если имеется несколько владельцев

Нередки случаи, когда на одной территории располагается сразу несколько строений, принадлежащих разным людям или организациям. Однако по закону каждый из владельцев недвижимости вправе претендовать на приватизацию земли под своими объектами, поэтому процедура выкупа, в этом случае, немного иная.

Если имеется несколько владельцев на землю, то стоит прибегнуть к одному из приведённых ниже решений:

  • лица могут на общем собрании договориться о равном разделе находящегося в их пользовании участка;
  • составить соглашение на приватизацию спорного участка в равных долях.

Без обоюдной договорённости оформить участки в собственность будет непросто, так как каждый их владельцев будет иметь своё право голоса на этот счёт.

С разрушенной недвижимостью

Что касательно земельного надела, на котором находится полностью либо частично разрушенная недвижимость, то его выкуп имеет некоторые нюансы. Так, по закону РФ покупка земли с целью дальнейшего использования возможна только при условии её текущей эксплуатации.

Если арендованная территория более двух лет просто простаивала, то она автоматически возвращается в распоряжение муниципалитета. В случае если на ней всё же было возведено сооружение, но по каким-либо причинам оно стало непригодным для использования, то владельцу, желающему в дальнейшем выкупить участок, предоставляют титул на землю.

Титул даёт право бессрочного пользования, но не позволяет приватизировать надел. К процедуре выкупа можно будет приступить только после приведения здания в прежнее состояние, после чего его эксплуатация будет вновь возможной.

Особенности приобретения земли находящейся в аренде

Чтобы приватизировать участок, находящийся в аренде, его необходимо первым делом выкупить. Однако законом предусмотрены случаи, когда владелец может получить надел в собственность на бесплатной основе.

Приобрести участок без предварительного выкупа можно, если:

  • территория была арендована на срок больше 6 лет для развития подсобного хозяйства (подавать документы можно только после пяти лет пользования);
  • если земля была выдана с целью безвозмездного пользования для строительства жилого здания (срок не менее 6 лет);
  • если участок был выдан аналогично первым двум пунктам, а его владелец работает на благо муниципального образования и занимает определённую должность (территория должна использоваться строго по назначению).

Кроме того, приобрести в собственность земельный надел без предварительного выкупа вправе физическое лицо, имеющее три ребёнка и более. При этом участок выдаётся на безвозмездной основе только однократно.

Какую цену придётся заплатить

Согласно ст.66 п.2 ЗК РФ стоимость земельного надела определяется путём проведения кадастровой оценки. Порядок её проведения регулируется правительственным постановлением РФ от апреля 2000 года.

Статья 66. Ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма

Все земли в РФ по целевому назначению разделяют на такие типы:

По закону государственная кадастровая оценка осуществляется не реже раза за 5 лет, но и не чаще, чем раз в три года.

Если до обращения заявителя с целью выкупа земли территория не подвергалась кадастровой оценки либо сведения о ней в местных органах власти отсутствуют, то для получения кадастрового паспорта понадобиться провести все необходимые замеры и расчёты.

При этом все расходы за работу кадастровых и геодезических специалистов ложатся на плечи заявители. Общая сумма будет зависеть от размера конкретного участка.

Налогообложение

Все лица, имеющие в распоряжении земельные участки, в соответствии с законодательством обязаны выплачивать налог за их использование. При этом выплаты могут производиться как ежеквартально, так и один раз в год.

Если налоговый сбор не оплачивать более трёх лет, то государство вправе изъять участок, без возмещения убытков. Отобрать землю могут как через судебную инстанцию, так и без подобного рода разбирательств.

Если владелец земли больше не хочет пользоваться приватизированной территорией и желает отказаться от неё, но по каким-то причинам не может продать землю, ему всё равно необходимо будет оплачивать налог.

В этом случае прибегают к особенному алгоритму действий.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/vykup-zemelnyh-uchastkov-iz-municipalnoj-sobstvennosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.