Вырубка зеленых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения

Содержание

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1509 г. Москва

Вырубка зеленых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения

В соответствии с частью 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

2. Сноску 7 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11 “Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 524; 2018, N 34, ст. 5479), изложить в следующей редакции:

“[7] Для лесных участков, предусмотренных статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, указывается его местоположение – субъект Российской Федерации, муниципальный район, лесничество, участковое лесничество, урочище (при наличии), лесной квартал, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки.

Для лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, указывается их местоположение – субъект Российской Федерации, муниципальный район, кадастровый номер земельного участка.”.

Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин

Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения

1. Настоящее Положение устанавливает особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

2. Настоящее Положение не распространяется на мелиоративные защитные лесные насаждения.

3. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

4. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1-10[1], 13-15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.

5. Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее соответственно – правообладатели, земельные участки).

6. При использовании расположенных на земельных участках лесов в целях, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, правообладатели таких земельных участков осуществляют также мероприятия по воспроизводству лесов.

7. Правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г.

N 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения” или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древеснокустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

8.

Правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона “О мелиорации земель” или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.

9.

Правообладатель при принятии решения о прекращении использования лесов, расположенных на соответствующем земельном участке, о вовлечении такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот и проведении на нем культуртехнической мелиорации уведомляет органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, о прекращении деятельности по использованию лесов на соответствующем земельном участке.

10.

При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.

11. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.

12. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, рубки лесных насаждений осуществляются без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ.

13. При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения:

а) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, мелиоративных систем, дорожных и других сооружений, русел рек и ручьев;

б) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;

в) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление промышленными и иными отходами;

г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные в местах рубок деревья) и срубленных зависших деревьев;

д) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины в местах рубок;

е) не допускается вывозка, трелевка древесины на сельскохозяйственные угодья, на которых осуществляется производство сельскохозяйственной продукции;

ж) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.

14. Использование лесов, расположенных на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения или на земельных участках, не предоставленных в пользование третьим лицам, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.

15. Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесных насаждений при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством Российской Федерации.

16. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

17. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

18. Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.

19.

Охрана, защита, уход за лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной, муниципальной собственности, и землях, право собственности на которые не разграничено, а также на земельных участках, расположенных в границах таких земель, обеспечиваются правообладателями таких земель и земельных участков, в случае отсутствия таких правообладателей – федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков в соответствии с земельным законодательством.

20. В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

21. При использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, составления проектов освоения лесов, подачи лесной декларации, а также представления отчетов об использовании лесов, об охране лесов, о защите лесов и воспроизводстве лесов, предусмотренных лесным законодательством Российской Федерации, не требуется.

22. Правообладатели представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

23.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом, осуществляют учет сведений об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов на основе сведений, представленных правообладателями, а также на основе землеустроительной документации, данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и других источников информации.

24.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 23 настоящего Положения, представляют сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по ведению государственного лесного реестра.

Источник: https://rg.ru/2020/09/30/postanovlenie-ob-osobennostjah-ohrany-lesov-dok.html

Деревья, лес на участке сельхозназначения – можно ли вырубать, и как урегулировать вопрос по закону

Вырубка зеленых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения

Вопрос контроля вырубки лесов, деревьев в России звучит достаточно остро. Не все граждане знают, что даже на своем земельном участке запрещено вырубать деревья.

Расскажем, что говорит Лесной, Земельный и Гражданский Кодекс РФ по данному вопросу, и рассмотрим ситуации, когда обязательно придется получать разрешение на вырубку.

статьи:

Законы РФ, регламентирующие вырубку деревьев на земельном участке собственника

С 2006 по настоящий год в России действует Лесной Кодекс. Он является основным документом, регламентирующим лесные правоотношения, под которыми подразумевается эксплуатация лесных и древесных ресурсов, а также их охрана и воспроизводство.

Лесные и древесные ресурсы могут подвергаться несанкционированной вырубке.

Заметьте, что даже любой снос деревьев без соответствующего разрешения может быть приравнен к экологическому преступлению.

Обратите внимание: вырубка лесных ресурсов попадает под статью 260 УК РФ. Ответственность может наступить даже в случае, если лес и дерево располагаются на частной территории.

Дело в том, что на собственной земле нельзя вырубать деревья, если участок каким-либо образом граничит с заповедной зоной, парком, зоопарком и т. п.

Если дачник, собственник участка, не знает об этом нюансе, он все равно не сможет избежать наказания.

Сложности оформления земельного участка, который граничит с лесом – поможет ли “Лесная амнистия”?

В большинстве случаев, незаконная вырубка карается штрафом, обязательными работами.

Но, если природе был нанесен крупный ущерб (и он был доказан), то могут привлечь к уголовной ответственности и даже лишить прав на занятия определенным видом деятельности.

Когда вырубка деревьев на частном земельном участке разрешена

Лесные ресурсы разрешено вырубать, если в кадастровой документации нет ограничений, а также в таких случаях:

  1. Если участок выделен под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).
  2. Если земля предназначается для ведения на ней дачной или садоводческой деятельности.
  3. Если земля имеет сельскохозяйственное назначение. Исключение составляют деревья, формирующие лесозащитную полосу.
  4. В случае самопроизвольного падения деревьев.

Правила регистрации и снятия обременения с земельного участка – виды обременения земли

Изучайте не только федеральную законодательную базу, но и региональную. Нормативно-правовые акты зачастую дополняют основные законы, поэтому лучше в местной администрации заранее узнать, возможно ли осуществить законную вырубку деревьев на определенной территории.

В каких случаях необходимо разрешение на вырубку деревьев или леса на земельном участке собственника?

Перечислим ситуации, когда может понадобиться разрешение на вырубку деревьев или даже на спил одного дерева:

  1. Если участок принадлежит муниципальной собственности.
  2. Если земля федеральная.
  3. Если земельный участок относится к Лесному фонду.
  4. Если участок граничит с территорией автомобильный и железных дорог.
  5. Если земля находится на территории парка, аллеи.
  6. Если участок находится в заповедной зоне.

Особое внимание следует уделить земельным участкам, которые сдают в аренду. Анрендаторы должны согласовать вырубку с собственником, иначе за незаконные действия понесут ответственность как арендаторы, так и владелец.

Так что, если вы арендуете сельхозземлю у местных органов власти, наши юристы рекомендуют согласовывать с ними свои действия.

Как получить разрешение на вырубку деревьев на земельном участке – инструкция

Для того чтобы получить разрешение на вырубку или спил деревьев необходимо следовать такой инструкции:

Шаг 1. Сбор документации

Документы на получение разрешения на вырубку:

  1. Акт обследования лесных ресурсов, оформленный по всем требованиям соответствующей уполномоченной организацией.
  2. Перечень насаждений, которые планируют вырубать, обрезать. Перечень должен быть заверен печатью и подписью владельца земельного участка.
  3. План местности с обозначением вырубаемых и подлежащих обрезке растений, заверенный печатью собственника земли.
  4. Договор с подрядной организацией на выполнение работ по вырубке или обрезке растительности.
  5. Доверенность на право получения разрешения, оформленную владельцем участка в соответствии со всеми нормами

Шаг 2. Написание заявления

Бланк разрешения можно оформить по такому образцу:

Готовый бланк заявления на получение разрешения на вырубку деревьев можно бесплатно скачать здесь в формате WORD

Шаг 3. Обращение в компетентные органы

Нужно обратиться в местную администрацию, в отдел благоустройства с просьбой выдать соответствующее разрешение.

Если там вам отказали в оформлении, то стоит обратиться в Департамент природопользования и охраны окружающей среды.

Шаг 4. Получение разрешения

В течение 30 дней ваше обращение рассмотрят и либо утвердят вырубку, либо откажут в проведении данного мероприятия на территории.

Учитывайте, что, возможно, придется организовывать проверку. Специалисты должны будут выехать на место и определить породу, толщину растений, деревьев. На основании результатов они составят план мероприятий по озеленению, рассчитают, во сколько обойдутся данные действия. Более того, в тексте акта будет прописано, какое дерево можно спилить, а какое нельзя.

Следует обратить внимание на то, что многие путают акт обследования с самим разрешением. После осмотра акт передается в администрацию, работники и составляют разрешение на основании этого документа.

Ответственность собственника участка за незаконную или неправильную вырубку деревьев на участке

За незаконную вырубку лесных ресурсов (не только деревьев, но и кустарников, лиан) гражданам может грозить административная и уголовная ответственность.

Итак, согласно части 1 статьи 8.28 КоАП РФ, за незаконную рубку и повреждение лесных насаждений, а также самопроизвольное выкапывание в лесах кустарников, деревьев, лиан может грозить:

  1. Штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб. физическому лицу.
  2. Штраф — от 20 000 до 40 000 руб. должностному лицу.
  3. Штраф — от 200 000 до 300 000 руб. юридическому лицу.

Согласно части 2 статьи 8.28 КоАП РФ, если те же действия совершили с применение авто-, мото-транспортных средств, самоходных машин или другой техники, то злоумышленнику может грозить:

  1. Штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб., если физлицо.
  2. Штраф — от 40 000 до 50 000 руб., если должностное лицо.
  3. Штраф — от 300 000 до 500 000 руб., если юрлицо.

Также могут конфисковать орудия, которыми были совершены правонарушения.

Что касается уголовной ответственности, то тут все намного серьезнее и откупиться штрафом в бюджет государства не получится.

Рассмотрим в таблице, какие наказания и за что возможны

НарушениеНаказаниеСтатья
Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере (более 5 000 руб.).– Штраф до 500 000 руб. или в сумме дохода осужденного за 3 года.- Выполнение обязательных работ в течение 480 часов.- Осуществление исправительных работ в течение 2 лет.- Принудительные работы на срок до 2 лет со штрафом в размере от 100 000 до 200 000 руб. или в сумме дохода осужденного за период 12-18 месяцев.- Лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере от 100 000 до 200 000 руб. или в сумме дохода за 12-18 месяцев.Ч.1 ст.260 УК РФ
Незаконная рубка, которая была совершена группой лиц, либо с использованием служебного положения, либо в крупном размере (более 50 000 руб.).– Штраф — от 500 000 до 1 000 000 руб. или в сумме дохода осужденного за 3-4 года.- Выполнение принудительных работ на срок до 4 лет со штрафом от 150 000 до 300 000 руб. или в сумме дохода осужденного за 18-24 месяца. Могут и не присудить штраф. Также могут наложить запрет на деятельность на 3 года.- Лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом от 150 000 до 300 000 руб. или в сумме дохода осужденного за 18-24 месяца. Штраф могут не назначить. К лишению свободы могут добавить наказание в виде ограничения в деятельности на 3 года.Ч.2 ст.260 УК РФ
Деяния, которые мы перечислили выше и были совершены в особо крупном размере (от 150 000 руб.), группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.– Штраф в размере от 1 000 000 до 3 000 000 руб. или в сумме дохода за 4-5 лет.- Принудительные работы на 5 лет со штрафов от 300 000 до 500 000 руб. или в сумме дохода осужденного за 2-3 года. Могут не присудить штраф к этому наказанию, либо наоборот добавить запрет на деятельность.- Лишение свободы на 7 лет. К этому наказанию могут добавить еще два: штраф и ограничение в деятельности на 3 года. Штраф будет равен от 300 000 до 500 000 руб. или в сумме дохода осужденного за 2-3 года.Ч.3 ст.260 УК РФ

Наказание будет соразмерно причиненному ущербу.

Суд будет опираться на конкретные обстоятельства дела, прежде чем выносить решение.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/useful/1388-derevya-les-na-uchastke-mozhno-li-vyrubat.html

Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2018 г. N 15/121 О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения

Вырубка зеленых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения

Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России в пределах компетенции рассмотрел обращение, направленное письмом Минприроды России от 12 января 2018 г. N 16-50/00127-ОГ, по вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г.

N 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), и не уполномочен осуществлять официальное толкование действующего законодательства, а также давать оценку действиям органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Необходимо отметить, что частью 2 статьи 8.

8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г.

N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (далее – Закон об обороте), для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Закона об обороте.

Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 1996 г.

N 4-ФЗ “О мелиорации земель” культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель.

Этот тип мелиорации земель подразделяется на виды мелиорации земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха.

Исключением в указанном случае являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий), в отношении которых действующим законодательством определен механизм надзора за их состоянием и использованием, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную рубку.

С учетом изложенного полагаем, что на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г.

N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации” прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Врио заместителя директора Р.В. Шуранов

Разъяснено, что на земельных участках из земель с/х назначения правообладателями может проводиться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на с/х землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71782482/

Рубить или оставить: законна ли вырубка деревьев на сельхозугодьях – 26 Августа 2019

Вырубка зеленых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения

В начале 1990-х годов из-за экономического кризиса многие пашни, сенокосы, пастбища перестали использовать по назначению. С тех пор на заброшенных земельных участках выросли деревья и кусты. Однако на многие такие участки зарегистрировано право собственности, а значит, правообладатели несут ответственность за состояние земель.

За неиспользование сельхозугодий по назначению предусмотрена административная ответственность в виде внушительных штрафов. Кроме того,

органом государственного или муниципального надзора (контроля) по результатам проверок выдаются предписания об устранении нарушений.

В такой ситуации у собственника участка, зарастающего деревьями, может возникнуть вопрос – законна ли их вырубка для целевого использования земель?

Рассказывает начальник отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Нина Ерохина:

– Чтобы вырубка деревьев на сельскохозяйственных землях не повлекла за собой негативных последствий, правообладатели таких земельных участков должны знать, что согласно ст. 123 Лесного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

Правительством Российской Федерации утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, согласно которому допускается залесенность и (или) закустаренность пашни до 15 %, сенокосов и пастбищ до 30 %.

Правообладатель земельного участка для создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель может проводить их расчистку от древесно-кустарниковой растительности с учетом установленных критериев. Тем более, растительность в виде колков, полезащитных лесополос создает на сельхозугодьях более благоприятный микроклимат, то есть выполняет мелиоративную функцию.

При этом необходимо соблюдать требование Федерального закона «О мелиорации земель», согласно которому для расчистки земель от древесной, травянистой растительности, кочек, пней и мха проводится культуртехническая мелиорация земель.

Это не просто вырубка деревьев, кустарников и удаление пней – это комплекс мелиоративных мероприятий, включающий в том числе планировку территории после раскорчевки, а также проведение почвенных исследований на показатели плодородия (агрохимические), и на их основе – внесение обоснованных доз удобрений.

Все это необходимо для коренного улучшения неиспользуемых земель, поскольку зарастание земель древесной, кустарниковой растительностью ведет к снижению почвенного плодородия, так как под такой растительностью усиливается подзолистый процесс, в результате чего ухудшаются показатели плодородия.

Кроме того, при проведении раскорчевки сильно нарушается верхний наиболее плодородный слой почвы, что также ведет к снижению уровня плодородия.

Культуртехническая мелиорация должна проводиться на основе проекта, разработанного с учетом экологических, санитарных и иных норм.

По вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения Министерство сельского хозяйства Российской Федерации разъясняет, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации правообладателями указанных земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности в рамках проектов культуртехнической мелиорации. Исключением являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий). За их состоянием и использованием действующим законодательством определен механизм надзора, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную вырубку.

Также считаем необходимым предостеречь правообладателей земель сельскохозяйственного назначения о возможном пересечении границ их участков с участками лесного фонда.

Только в 1 полугодии 2019 г Управлением Россельхознадзора проведены контрольно-надзорные мероприятия на 37 земельных участках сельскохозяйственного назначения, имеющих пересечение границ с участками лесного фонда.

По результатам проверок на таких участках государственными инспекторами Управления не выдаются предписания о приведении их в состояние, пригодное для сельскохозяйственного назначения, поскольку вырубка деревьев в таком случае может повлечь причинение ущерба лесам при установлении судом принадлежности участков к лесному фонду. А материалы контрольно-надзорных мероприятий направляются в Министерство лесного хозяйства Красноярского края с целью устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Источник: https://st-taseevo.ru/news/2019-08-26-4300

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.