Зависимость кадастровой стоимости от вида разрешенного использования

Все о кадастровой стоимости, методике ее расчета и влиянии на земельный налог

Зависимость кадастровой стоимости от вида разрешенного использования

12 Мая 2014

Что представляет собой кадастровая стоимость земельного участка? Для чего и кем она устанавливается и каким образом рассчитывается? Возможно, ли изменить ее размер? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье.

Факторы, влияющие на кадастровую стоимость В первую очередь кадастровая стоимость земельного участка необходима для определения суммы земельного налога, который должен платить собственник участка.

Порядок определения кадастровой стоимости регламентирован действующим законодательством достаточно подробно, и его суть сводится к следующему. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков.

Эта процедура должна проходить не реже одного раза в пять лет. Региональное управление Росреестра готовит списки (перечни) всех земельных участков, находящихся на территории субъекта и подлежащих кадастровой оценке.

Именно в соответствии с такими списками (перечнями) и производится кадастровая оценка земельных участков.

В основе кадастровой оценки земельных участков лежит принцип их классификации по целевому назначению и виду разрешенного использования.

Для всех земельных участков в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством установлены 17 видов разрешенного использования. Участки делятся на административно-территориальные единицы.

В их составе выделяются кадастровые кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.
Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра.

Он определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования.

Если говорить, к примеру, о землях населенных пунктов, то удельная кадастровая стоимость в таком случае определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.

Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.

Если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования, то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше.

Основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются: • его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке; • размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.

• площадь земельного участка. Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления (в распоряжении о предоставлении земель¸ договоре аренды и купли-продажи, актах выбора земельного участка и других документах).

Вместе с тем, отнесение земельного участка указанными актами к конкретному виду разрешенного использования подчинено следующим правилам. В случае если на земельном участке существуют возведенные в установленном порядке объекты недвижимости, то разрешенное использование земельного участка должно соответствовать функциональному назначению данного объекта.

Оно определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию.

Например, если на земельном участке расположено здание, в техническом паспорте которого указано функциональное назначение «офис», то участок будет отнесен к группе № 7 – «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения».

При этом если на земельном участке одновременно находятся офисные и производственные объекты, то участку может быть установлено одновременно два вида разрешенного использования: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» и «для размещения производственных и административных зданий».

В случае, если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.

К примеру, если вновь формируемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, то вид разрешенного использования «для жилищного строительства» не может быть ему установлен.

Определение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков осуществляется в следующем порядке: • субъектом Российской Федерации (заказчик) принимается решение о проведении кадастровой оценки земель, которая носит всеобщий характер.

То есть, оценке подлежат все земельные участки на территории субъекта; • территориальным органом Росреестра по соответствующему субъекту Федерации составляются списки земельных участков, подлежащих оценке, в котором отражаются такие его характеристики, как место расположения, площадь, наличие на участке объектов недвижимости и их назначение; • привлекаемая заказчиком оценочная организация определяет удельный показатель кадастровой стоимости в отношении каждого квартала и в разрезе каждого из допустимых видов разрешенного использования на основании информации о среднерыночной стоимости земельных участков соответствующего вида использования в конкретном квартале, а также на основании средних рыночных показателей стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных на участках. Иными словами, удельный показатель кадастровой стоимости в силу действующего законодательства позиционируется как усредненный показатель рыночной стоимости одного квадратного метра земельного участка с конкретным видом разрешенного использования. • результаты кадастровой оценки земель утверждаются нормативным актом субъекта Федерации;

• после утверждения результатов кадастровой оценки соответствующие сведения в отношении каждого земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости Вместе с тем, при определении кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкэномразвития от 12.08.2006 № 222 применяются утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результаты государственной кадастровой оценки земель.

Как оспорить результаты кадастровой оценки
Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно несколькими способами.

Зная кадастровый номер участка, вы можете отыскать его кадастровую стоимость в соответствующем постановлении Правительства Республики Тыва на официальном сайте Управления Росреестра по Республике Тыва в разделе «Кадастровая оценка земель и земельный налог» (www.to17.rosreestr.ru/kadastr/cadastral_estimation/gosozenka/).

Второй вариант – обратиться в любой пункт приема-выдачи документов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Тыва и заказать справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Такая справка предоставляется бесплатно.

Граждане, несогласные с утвержденной кадастровой стоимостью их недвижимости, считающие ее несоответствующей рыночной, могут оспорить установленную кадастровую стоимость через суд.

В основном, кадастровую оценку оспаривают в том случае, если получившаяся кадастровая стоимость кажется собственнику завышенной. Ведь в таком случае и сумма земельного налога становится выше. Однако есть и собственники, которые обращаются с жалобами на то, что их недвижимость, по их мнению, недооценили.

В случае, когда с момента внесения значения стоимости в государственный кадастр недвижимости еще не прошло полгода, Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрен внесудебный порядок рассмотрения споров о результатах кадастровой оценки.

Для этого собственнику необходимо обратиться в специальную межведомственную комиссию при Управлении Росреестра по Республике Тыва. Возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссиях по рассмотрению споров предусмотрена статьей 24.

19 вышеуказанного закона и порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 марта 2012 года № 263.

ОФИЦИАЛЬНО
Как уже отмечалось в статье, кадастровая оценка земель должна проводиться не реже одного раза в пять лет.

Последняя государственная кадастровая оценка в Республике Тыва проводилась в отношении: – земель населенных пунктов – в 2012 году; – земель садоводческих, огороднических и дачных объединений – в 2008 году; – земель особо охраняемых территорий и объектов – в 2012 году;
– земель сельскохозяйственного назначения – в 2007 году.

Источник: http://sroroo.ru/roffices/news/365/842763/

Кадастровая стоимость земельных участков по видам разрешенного использования в городе Туле и их налогообложение

Зависимость кадастровой стоимости от вида разрешенного использования

УДК 332.74

Гавриловский А.В., доцент, Тульский государственный университет, Россия

Рассмотрены вопросы определения кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования в городе Туле и исчисления земельного налога налогообложения.

Разрешённое использование земельного участка определяет возможность его использование и возведения различных построек. От разрешенного использования зависит размер стоимости земельного участка, следовательно, и величина земельного налога.

Собственники и другие лица по закону обязаны использовать земельные участки в соответствии с разрешенным использованием, указанным в правоустанавливающем документе на землю.

Законодатель предусмотрел административную ответственность в виде штрафов, возможности принудительного прекращения прав и другие меры за использование земель по целевому назначению например, установление двукратного размера арендой платы.

Согласно п.1 ст. 35.

Градостроительного кодекса РФ определены виды и состав территориальных зон: “В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон” [1] .

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В состав жилых зон могут включаться:

1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;

2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;

3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;

4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;

5) зоны жилой застройки иных видов.

Виды разрешенного использования земельных участков определены в ст. 37 (п.1): основные; условно разрешенные; вспомогательные, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Градостроительный кодекс устанавливает виды в таблице показано их распределение по группам основных, условно-разрешенных и вспомогательных.

Таблица 1 – Участки в составе застроенных территорийпо группам видов разрешенного использования

Основные виды разрешенного использования земельных участковОсновныеУсловно разрешенныеВспомогательные
для индивидуального жилищного строительства++
для ведения личного подсобного хозяйства++
для дачного строительства+++
для ведения дачного хозяйства+++
для сельскохозяйственного производства++
для организации фермерского хозяйства+
для организации КФХ+
для ведения сельского хозяйства
под малоэтажное жилищное строительство++
для сельскохозяйственного использования+
для жилищного строительства++
жилая, коммерческая застройка+++
иное разрешённое использование+++

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения в пределах границ населенного пункта.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах территории населенного пункта [2].

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, и определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы:

  • кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2012 года;
  • средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов города Тулы по группам видов разрешенного использования;
  • средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель города Тулы по группам видов разрешенного использования.

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка по данным органов Росреестра. Средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель города Тулы по видам разрешенного использования отражен в Приложении N 3 к Постановлению правительства Тульской области от 18.12.

2012 N 715 “Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы”

Таблица 2 – Средний уровень кадастровой стоимости земельных участковпо видам разрешённого использования по г. Туле на конец 2012 года

Наименование вида разрешённого использованияСредняя кадастровая стоимость 1 кв. м земель, руб.
1.Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки4 936,20
2.Земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки1 670,61
3.Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок3 227,49
4.Земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества114,88
5.Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания4 718,03
6.Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц6 754,36
7.Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения4 918,35
8.Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения1 837,27
9.Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок1 372,17
10.Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов0
11.Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов1 970,40
12.Земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте0
13.Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог и др.442,62
14.Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами0,96
15.Земельные участки для сельскохозяйственного использования2,57
16.Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством РФ; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные0
17.Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии574,20
В среднем по населенному пункту1 398,32

Кадастровая стоимость земельных участков улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельных участков земель резерва; земельных участков, занятых водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельных участков под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережных в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы определена равной одному рублю за земельный участок [3].

Ставки земельного налога устанавливаются в зависимости от категории земли и (или) вида разрешенного использования участка. Так, например, действующие согласно Решению Тульской городской Думы от 13.07.2005г. № 68/1311 (с последующими изменениями и дополнениями) на территории МО г.

Тула ставки земельного налога установлены следующие по видам разрешенного использования земельных участков приведены в прилагаемой ниже таблице:

Таблица 3 – Ставки земельного налога по видам разрешенногоиспользования земельных участков в г. Туле

Наименование категории земли и (или) вид разрешенного использованияНалоговая ставка, %
в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, за исключением земельных участков, занятых под домами индивидуальной жилой застройки, земельных участков, предоставленных для строительства жилищного фонда0,1%
в отношении земельных участков, предоставленных жилищно-строительным кооперативам, образованным не менее чем 10 гражданами – соинвесторами (участниками долевого строительства) по договорам на строительство многоквартирных домов на территории города Тулы, которые в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке признаны потерпевшими по уголовным делам, связанным с невыполнением застройщиками своих обязательств0,1%
в отношении земельных участков, занятых гаражами (индивидуальными и кооперативными), земель общего пользования, принадлежащих гаражным кооперативам, предназначенных для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности0,2%
в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества или животноводства, а также земель общего пользования, предназначенных для реализации указанных целей0,2%
в отношении земельных участков, занятых под домами индивидуальной жилой застройки0,2%
в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для строительства жилищного фонда, в том числе домов индивидуальной жилой застройки0,3%
в отношении земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса)0,3%
в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства0,3%
в отношении прочих земельных участков1,5%

Ставки земельного налога в Тульской области на территории муниципальных образований устанавливаются решением собрания депутатов этого муниципального образования.

Библиографический список

Источник: http://www.kadastr.org/conf/2013/pub/econnedv/kad-stoimst-zu-tula.htm

Целевое назначение земельного участка изменилось — Audit-it.ru

Зависимость кадастровой стоимости от вида разрешенного использования

О. И. Слобцова, заместитель директора по проектам ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 12, декабрь 2012 г.

Кадастровая стоимость участка при переводе из одной категории в другую изменяется. Земельный налог, рассчитанный исходя из новой стоимости, начинает выплачиваться со следующего налогового периода ( письмо Минфина России от 10 октября 2012 г. № 03-05-05-02/104).

Кадастровая оценка влияет на сумму налога

Сумма земельного налога зависит от ставки и кадастровой оценки участка (ст. 391 и 394 Налогового кодекса РФ).

В свою очередь кадастровая оценка и ставка налога зависят от категории, к которой отнесен участок, и разрешенного вида его использования.

Ставку устанавливают муниципалитеты

Первая составляющая при расчете земельного налога – ставка – устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не должна превышать следующие значения: – 0,3 процента в отношении участков сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

– 1,5 процента в отношении прочих земельных участков (ст. 394 Налогового кодекса РФ).

Кадастровую стоимость определяет оценка

Второй составляющей при расчете налога является кадастровая стоимость. Она определяется в результате государственной кадастровой оценки по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316, оценщиками или лицами, имеющими право на заключение договоров об оценке.

В настоящее время действует ряд общих и специальных методических указаний по определению кадастровой стоимости, дифференцированных в зависимости от категорий земли.

К примеру, земли сельскохозяйственного назначения оцениваются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 4 июля 2005 г. № 145.

На основании оценки органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ). Определяется кадастровая стоимость оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г.

№ 135-ФЗ и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования. Иногда земельный участок по правоустанавливающим документам имеет больше одного вида разрешенного использования.

В этом случае кадастровая стоимость для каждого из видов разрешенного использования рассчитывается по отдельности. Затем для оценки принимается наибольшая из рассчитанных (п. 2.7.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ).

Изменение вида разрешенного использования

Общий порядок перевода земель из одной категории в другую определяется статьей 8 Земельного кодекса РФ. При изменении категории земельного участка или вида разрешенного использования неизбежно пересчитывается и его кадастровая стоимость. Изменение может происходить в течение налогового периода, при этом сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, не изменяется.

Это происходит независимо от того, уменьшилась или увеличилась в результате кадастровая стоимость участка.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Эта норма действует и при переводе в течение года земельного участка из одной категории в другую и изменении вида разрешенного использования.

Если земельный участок не менял владельца и свои границы, то все изменения его кадастровой стоимости и прочих параметров будут учитываться при исчислении земельного налога только с 1 января следующего года (следующего налогового периода). Такого же мнения придерживается и Минфин России в письме от 10 октября 2012 г. № 03-05-05-02/104.

Роскадастр предоставит сведения

Поскольку пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ обязывает сельхозпредприятия самостоятельно исчислять земельный налог, то им нужно знать кадастровую стоимость принадлежащих им земельных участков.

Как указано в пункте 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ в постановлении от 7 февраля 2008 г. № 52.

В частности, такие сведения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети интернет.

Однако, как показывает практика, этот источник недостаточно надежен. Поэтому предприятия могут воспользоваться правом бесплатного получения в территориальном органе Роскадастра сведений о кадастровом номере и кадастровой стоимости принадлежащего им земельного участка в виде кадастровой справки, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 г. № 530.

Важно запомнить

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a41/518800.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.